УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕМ ВВОДА НОВОГО ВЫПУСКАЕМОГО ПРОДУКТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях конкуренции в бизнесе управленческий учет призван быстро реагировать на новые технологические возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции, в том числе путем модернизации, приобретения дополнительного оборудования и выпуска продукции с использованием отходов от действующего производства. Цель исследования – выработка управленческого решения для освоения нового производства на имеющейся сырьевой базе (отходы от действующего производства) путем своевременного применения инструментов управленческого учета (мониторинга, бизнес-планирования). Определен алгоритм реализации проекта путем классификации факторов влияния на рост объема производства, реализации продукции и повышения ее качества. Первоначальные затраты для подготовки и запуска нового производства на базе действующего составят 48,2 млн руб., предполагаемая годовая прибыль от производства жидких органических удобрений – 264,6 млн руб. Предложены основные принципы формирования благоприятных микро- и макроэкономических условий в управленческом учете: мониторинговые исследования внутренней среды и внешней среды, бизнес-планирование. Их реализация будет способствовать принятию управленческих решений по вводу нового производства путем анализа собственных возможностей (ресурсов) и привлечения заемных средств с учетом спроса и мест реализации выпускаемого продукта. Предложено совместить этапы ввода в эксплуатацию нового производства (строительство и запуск производственного комплекса для получения биогумуса, комплекса для получения жидкого органического удобрения; строительство и запуск линии розлива и упаковки жидкого органического удобрения) с этапами реализации проекта выпуска продукции, что благоприятно влияет на эффективность.

Ключевые слова:
управленческий учет, бизнес-планирование, жидкие органические удобрения, производство
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Современные санкционные условия диктуют необходимость изыскания новых технологических и экономических возможностей расширения производства основной и дополнительной продукции [1].

В рыночных условиях от организаций требуется разработка новых технологических подходов для повышения рентабельности, доходности, прибыльности и платежеспособности на основе принятия современных управленческих решений, используя информационное поле управленческого учета [2]. Такой путь развития экономического субъекта с использованием грамотного управленческого учета способствует повышению эффективности деятельности предприятия, а также расширению перспектив его развития [3, 4, 5].

Важным аспектом успешного функционирования и экономического развития организаций и в целом бизнеса служит обеспечение управленческим персоналом учетно-управленческими данными руководства хозяйствующего субъекта путем анализа, мониторинга и иных аналитических действий, в том числе прогнозных и плановых показателей, путем составления бизнес-плана, бюджета и др. в системе управленческого учета [6, 7].

Управленческий учет для принятия стратегических решений в управлении деятельностью хозяйствующим субъектом включает совокупность методических и практических подходов с целью своевременного реагирования на изменения внутренней и внешней среды [8, 9].

Управленческий учет – это средство изучения прошлой и текущей информации, прогнозных аналитических исследований информации на перспективу, анализа микро- и макроэкономических условий в стране и тенденций за рубежом [10].  Передача информации в управленческом учете осуществляется с использованием цифровых технологий и технических коммуникаций от учетно-управленческого персонала к руководителю организации для осуществления оперативного управления и принятия решений [11].

В системе управленческого учета формируется информация из сфер финансовой, налоговой и управленческой деятельности, а также целевые, прогнозно-бюджетные и смоделированные имитационные информационные условия функционирования бизнеса с учетом различных факторов и угроз внутренней и внешней среды [12].

Следует отметить, что производственный учет затрат и калькулирование себестоимости продукции служат составными элементами управленческого учёта, соединяющими информационные поля финансового, управленческого и налогового учёта в рамках организации [13].

Характерным и принципиальным фактором учета в управлении деятельностью бизнеса служит скорость предоставления информации в условиях быстроменяющейся внутренней и внешней политики, а также бизнес среды. Поэтому расширение возможностей и сферы применения управленческого учета в рамках управления организацией с целью модернизации и освоения новых современных технологии в хозяйствующем субъекте приобретает особую актуальность [14, 15, 16].

Цель исследования – выработка управленческого решения для освоения производства новой продукции на имеющейся сырьевой базе (отходы от действующего производства) путем своевременного применения инструментов управленческого учета (мониторинга, бизнес-планирования).

Условия, материалы и методы. Объектом исследования служит управленческий учет как главная информационная составляющая стратегического управления организации. В связи с этим задачи управленческого учета состоят в поиске новых и мониторинге действующих технологических и экономических возможностей улучшения работы предприятия.

Организация производства нового вида продукции направлена на создание благоприятных микро- и макроэкономических условий роста объемов и повышения качества продукции, получение дополнительного дохода для обеспечения освоения новых технологий, сокращение доли импорта в структуре потребления отечественных сельскохозяйственных организаций. Использование удобрений служит одним из самых эффективных способов повышения экономической эффективности отрасли растениеводства, что обеспечивает стабильный спрос на этот вид продукции. Для устойчивого развития и дальнейшего наращивания объемов производства продукции кроме технического сопровождения и технологических процессов необходимо выполнение управленческих и организационно-экономических мероприятий: грамотная организация труда (управление человеческими ресурсами), рациональное использование ресурсов, проведение мониторинговых исследований рынка сбыта и др.

Организацию производства планировали на территории действующих производственных площадок, что обусловлено наличием достаточного количества исходного сырья, готовых производственных площадей с необходимыми разрешениями, потребностью в переработке отходов производства сельскохозяйственной продукции, наличием квалифицированного персонала, логистики и др.

Проектное решение сводится к следующему: в хозяйствующем субъекте, осуществляющим выпуск молочной продукции (сыр, масло), планируется производство жидких органических удобрений микробиологическим способом на основе отходов действующего производства.  

При проведении экономических исследований и расчетов в управленческой бухгалтерии были приняты допущения: расчетный период проекта (период производства и реализации) составил 1 год с выходом на планируемую мощность по производству удобрений – 7 месяцев. При этом проектирование, оформление, закупка, изготовление, доставка и монтаж оборудования должна занять 6 месяцев. Оптовая цена готового продукта принята минимальной, по сравнению с аналогами, – 130 руб. за 1 л.

В процессе исследований изучали нормативные акты, научные труды отечественных экономистов в области управленческого учета, анализа, организации и управления. В работе использовали общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование и абстрагирование и др.

Результаты и обсуждение. Для освоения производства нового вида дополнительной продукции необходимо рассчитать его себестоимость путем анализа, мониторинга внутренней и внешней среды и составления бизнес-плана.  

Производство, потребление и качество выпускаемых продуктов составляют фундаментальную основу жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. На формирование благоприятных микро- и макроэкономических условий для развития производства оказывает влияние ряд факторов, которые можно классифицировать по группам: создание продукта, рассредоточение и обмен продукта, использование продукта (рис. 1).

Группировка показателей

 

- углубление специализации и повышение концентрации производства.

- рост объемов производства продукции, сырья и продовольствия.

 

- модернизация действующих и ввод в эксплуатацию производственных мощностей, ресурсосберегающих технологий.

- повышение обеспеченности и эффективность использования средств производства.

- повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции.

1.Уровень развития рыночной инфраструктуры

2. Развитие национального рынка выпускаемой продукции и его емкость

3.Объективная потребность бизнеса в поддержании, укреплении и развитии российских товаропроизводителей 

4. Потребность в новых технологиях для выпуска продуктов и сырья

5. Уровень доходов и платежеспособность организации

1. Уровень потребности национальных организаций в сырье и населения страны в продовольствии

2. Изменение потребности в сырье и продуктах питания благодаря применению отечественных технологий, повышению доходов, совершенствованию системы ценообразования на продовольствие

Создание продукта

Наименование групп факторов (сферы)

 

1.Экспансия

2. Приращение

3.Пуск

4.Покрытие

5.Достоинство

Наименование факторов

 

Рассредоточение и обмен продукта

 

Использование продукта

 

 

Рис. 1 – Классификация факторов влияния на рост объема производства, реализации продукции и повышения ее качества (разработано авторами).

 

Предложенная классификация дает возможность конкретизировать основные принципы обеспечения хозяйствующего субъекта доходами, сельскохозяйственных организаций сырьем и населения страны продуктами питания.  

Составляющие группы факторов «Создание продукта» отражают:

развитие сырьевой базы и перерабатывающей промышленности (основная цель — выпуск пищевой продукции и рациональное, целевое использование отходов производства, в том числе в качестве сырья);

поддержку отечественных товаропроизводителей на всех этапах развития (основная цель — обеспечение производительности и доходности хозяйствующего субъекта);

ввод ресурсосберегающих технологий и защита экономических интересов хозяйствующих субъектов (основная цель – регулирование системы планирования, налогообложения и ценообразования);

увеличение производственных мощностей, денежных доходов, платежеспособности населения (цель – повышение доли производства, размеров оплаты труда и экономической доступности сырья и продовольствия);

контроль качества выпускаемой и реализуемой продукции (основная цель – координационное планирование и управление выпущенной продукцией).

Составляющие группы факторов «Рассредоточение и обмен продукта» отражают:

уровень развития рыночной инфраструктуры – зависит от степени освоения цифровых технологий, онлайн-торговли и др.;

развитие и емкость национального рынка выпускаемой продукции – показатель, отражающий количество продукта, который потребитель может приобрести на конкретном рынке;

 потребность бизнеса в поддержании, укреплении и развитии российских товаропроизводителей – в современных условиях это должно стать одной из составляющих системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

необходимость разработки новых технологий инновационный процесс, который предполагает вовлечение качественного сырья, отходов (собственных и приобретаемых) в производство новой продукции, что решает ряд экологических проблем;

уровень доходов и платежеспособность организации, то есть способность организации получать доходы от продажи своей продукции и полностью в срок погашать свою кредиторскую задолженность (см. рис. 1).

Группа факторов по использованию продукта отражает уровень потребности организаций в сырье, а населения страны – в продуктах питания, и его изменение. Они характеризуют покупательную способность потребителей нового вида продукта, условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

 Соблюдая рассмотренные принципы на предприятии можно организовать систему управленческого учета, которая будет способствовать освоению производства нового вида продукции.

Кроме того, задачи, поставленные в рамках управленческого учета проекта по модернизации производства и обеспечению ресурсосбережения позволят реализовать:

утилизацию собственных и приобретенных дополнительно органических отходов (продуктов питания растительного и животного происхождения, обрезков деревьев, опавших листьев, опилок, отходов сахарной, пивоваренной, винодельческой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, иловых осадков канализационных очистных сооружений и др.) с помощью микробиологических технологий;

производство жидкого органического удобрения комплексного действия, позволяющего проводить рекультивацию земель для сельского хозяйства, создавать плодородный слой почвы на песчаных, пустынных и скалистых грунтах, повышать урожайность сельскохозяйственных культур;

получение экологически безопасных стимуляторов роста для животноводства, птицеводства и рыборазведения;

решение экологических проблем предприятий, имеющих органические отходы (сыворотка, фильтрат (пермеат) и другие пищевые).

На основе учетно-управленческих манипуляций, расчетов и прогнозных действий в рамках бизнес-проекта определены ориентировочные сроки ввода в эксплуатацию нового производства (рис. 2), а также установлена техническая возможность одновременного строительства производственных комплексов (сортировочного, биореактора, линии розлива и др.). Предлагаемая схема организации производства новой продукции позволяет утилизировать отходы современных молочных заводов путем изготовления органических удобрений и тем самым увеличить рентабельность производства в целом.

Первый этап

Строительство и запуск биореактора на микроорганизмах (3 месяца)

Строительство и запуск сортировочного комплекса (3…6 месяцев)

Второй этап

Строительство и запуск производственного комплекса для получения Биогумуса  (3 месяца)

Третий этап

Четвертый этап

Строительство и запуск производственного комплекса для получения жидкого органического удобрения (6 месяцев)

Строительство и запуск линии розлива и упаковки жидкого органического удобрения (6 месяцев)

Пятый этап

 

Рис. 2 – Сроки ввода в эксплуатацию нового производства (завода).

 

Основная управленческая (стратегическая) идея проекта состоит в утилизации отходов биотехнологическим способом. Конечный продукт такой переработки жидкое органического удобрение комплексного действия. Его использование улучшает агрохимические свойства почвы, повышает урожай и улучшает качество сельскохозяйственной продукции. Предлагаемая технология производства органического удобрения практически исключает потери питательных веществ при длительном хранении продукта в специальных резервуарах, позволяет вносить их в наиболее благоприятные календарные сроки с использованием стандартных механизмов.

На основе отходов молочного производства в биореакторе с участием микроорганизмов запускается технология производство компоста, первая партия которого будет готова через 15 суток (рис. 3). Загрязнители, присутствующие в отходах, деструктурируются. На следующем этапе компост перемещают в производственный комплекс для производства биогумуса с использованием специальной культуры калифорнийского червя (длительность процесса до 90 суток). Готовый биогумус можно применять самостоятельно для рекультивации земель и обогащения их питательными веществами (создание плодородного слоя на песчаниках, солончаках, скальных грунтах и др.). На последнем этапе изготавливают вытяжку питательной органической составляющей биогумуса методом диспергирования и заселяют её адаптированными к этому раствору культурами азотофиксирующих бактерий (15 суток).

Через 7 месяцев после запуска проекта первая партия жидких органических удобрений готова к реализации.

Четвертый этап – отделение червей от биогумуса для последующего использования их в качестве белковой добавки в животноводстве, птицеводстве и рыбоводстве; получение из биогумуса вытяжки питательной органической составляющей.

 

 

Первый этап - сортировка отходов и отбор вторичных ресурсов.

Второй этап – дробление отсортированных отходов, их орошение в биореакторе ассоциацией микроорганизмов и выдерживание компоста в течение 12…15 суток при температуре 18…24 0С (сохранение уровня температуры благодаря процессу разложения.

Третий этап - выкладка компоста на лотки (бурты) и засев культурой промышленного калифорнийского червя (Eisenia Foetida). В результате совместной работы червей и микробиологической ассоциации происходит дальнейшее разложение органических отходов и насыщение смеси фульво- и гуминовыми кислотами – образуется биогумус. Временной интервал этапа – 30…90 суток (определяется временем размножения червей в лотках). Выход биогумуса – 50 % от начальной массы отходов.

 

 

Рис. 3 – Стандартный полный цикл производства жидкого органического удобрения.

 

 

 

Проектная мощность первой очереди производства: суточная масса переработки биогумуса – 1 т; масса готового продукта в сутки – 20 т; масса переработки биогумуса в месяц – 20 т; масса готового продукта в месяц – 200 т; масса годовой переработки биогумуса – 240 т; годовой объем жидкого органического удобрения (ЖОУ) – 2400 т, что равно 2 400 000 л. Расчет проводили исходя из 20 число рабочих дней в месяц, из которых 10 дней затрачивается на транспортировку сырья, загрузку и очистку производственных резервуаров, розлив готового продукта в тару

При составлении финансового плана проекта учитывали следующие затраты:

приобретение сухого биогумуса;

проектирование установки переработки биогумуса, приобретение, изготовление комплекта оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы;

переменные накладные расходы (транспорт, реклама продукта, сертификация, прохождение экспертиз, патентование и др.);

постоянные накладные затраты, включая расходы на заработную плату (табл. 1).

 

Таблица 1 – Смета и структура затрат (на основе данных аналитических изданий, рынка строительного бизнеса)

Наименование работ

Общая стоимость, руб.

Смета затрат

Проектирование установки, приобретение комплектующего оборудования и материалов, изготовление комплекта оборудования предприятия, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы (оборудование)

  1. 000 000

Переменные накладные затраты (реклама продукта, сертификация, прохождение экспертиз, патентование и др.)

3 250 000

Постоянные (в месяц) накладные затраты (затраты на заработную плату, энергоносители и др.)

3 950 000

Всего

48 200 000

Оборудование и расчет стоимости затрат

Мельница для подготовки биогумуса

9 850 000

Кавитационный эмульгатор

7 550 000

Обвязка кавитационного эмульгатора

3 600 000

Полуавтоматическая станция розлива

10 800 000

Подготовка производственного помещения

9 200 000

Всего

41 000 000

Постоянные затраты в месяц всего

3 950 000

 

Первоначальные затраты для подготовки и запуска производства на базе действующего предприятия составят 48,2 млн руб. Ежемесячные расходы на производство жидких органических удобрений включают затраты на водо- и газоснабжение, на электроэнергию, заработную плату и др. (табл. 2). Годовая предполагаемая прибыль от ввода нового производства жидких органических удобрений составит 264,6 млн руб.

Таблица 2 – Предполагаемые ежемесячные расходы производства и доходы от продажи ЖОУ

Статья расходов

Количество, л.

Цена, руб./л.

Стоимость, руб.

Затраты на сырье

 

 

400 000

Фонд оплаты труда  (30 человек)

 

 

1 500 000

Налоги на зарплату (40 %)

 

 

600 000

Электроэнергия

 

 

500 000

Газоснабжение

 

 

500 000

Водоснабжение

 

 

450 000

Итого ежемесячных расходов

 

 

3950 000

Доходы

 

 

 

Жидкое органическое удобрение

200 000

130

26 000 000

Итого ежемесячных доходов

 

 

26 000 000

Ежемесячная прибыль

 

 

22 050 000

Для устойчивого развития любого вида производства кроме технического сопровождения технологических процессов необходимы управленческие и организационно-экономические мероприятия.

Мероприятия по программно-целевому планированию развития отраслей, совершенствованию системы ценообразования, изменению квот на импорт сырья и готовой продукции, разработки механизмов поддержки государством различных отраслей (путем выдачи займов под низкий процент, субсидий и др.), научное сопровождение производства на основе внедрения новейших IT-  и ресурсосберегающих технологий и др., будут способствовать развитию бизнеса и получению прибыли в любом хозяйствующем субъекте (рис. 4). Управленческий учет как комплекс учетно-управленческих исследований (мониторинг, анализ и др.) служит главным инструментом в принятии стратегических важных решений для выявления факторов, влияющих на развитие экономического субъекта в перспективе.

 

Этапы

Совершенствование и видоизменение квоты на импорт сырья и готовой продукции

Управленческие и организационно-экономические мероприятия

Реализация и практическое воплощение

В целях достижения эквивалентности необходимо государственное регулирование, соблюдения паритета цен

Программно-целевое регулирование

Стратегическое ценообразование

Совершенствование системы ценообразования на выпускаемую продукцию

Обеспечение экономических процессов

Реализация и принятие новых федеральных и региональных программ по развитию производства

Фиксированная поддержка

Совершенствование механизмов и рост уровня государственной поддержки отечественных товаропроизводителей

В рамках государственной поддержки обеспечение товаропроизводителей всеми видами средств производства через финансирование и доступ к технологиям

Использование и техническая поддержка

Исследование и системная оценка

Системное исследование (мониторинг) ресурсов в целях обеспечения баланса производства

Формирование благоприятной экономико-правовой политики государства для отечественных товаропроизводителей

Формирование устойчивой среды

Научное сопровождение производства на основе внедрения новейших it-технологий, роботизированных систем, ресурсосберегающих технологий, переход на инновационную модель развития

Сопровождение инновационных процессов

Принятие управленческих решений

Осуществление процесса принятия решений с учетом внутренних и внешних факторов   и нормативно-правовых актов для повышения качества выпускаемой продукции

 

Рис. 4 – Управленческие и организационно-экономические мероприятия (алгоритм) развития производства продукции.

 

Выводы. Таким образом, основные принципы формирования благоприятных микро- и макроэкономических условий в управленческом учете предусматривают мониторинговые исследования внутренней среды для выявления внутренних резервов и привлечения внешних инвестиций; внутренней среды для определения спроса на продукт и мест его реализации; бизнес-планирование, описание проекта с арифметическими расчетами предполагаемых доходов и расходов с учетом налоговых издержек и перспективы на ближайшие несколько лет. Все эти действия способствуют принятию управленческих решений по вводу нового производства путем анализа собственных возможностей (ресурсов), привлечения заемных средств с учетом спроса и реализации выпускаемого продукта.

Выработан комплекс действий по модернизации производства, ресурсосбережению (использование отходов одного производства как сырья для другого), приобретению отходов других производств с целью изготовления новой продукции. Последовательные этапы ввода в эксплуатацию нового производства: строительство и запуск сортировочного комплекса, биореактора на микроорганизмах, комплекса для производства биогумуса и жидкого органического удобрения, линии розлива и упаковки ЖОУ. В результате реализации выработанного алгоритма отдельные этапы выпуска готовой продукции можно запускать параллельно, что сокращает сроки строительства и благоприятно влияет на эффективность производства. Предполагаемая годовая прибыль от ввода в эксплуатацию производства жидких органических удобрений составит 264,6 млн руб.

Управленческие и организационно-экономические мероприятия по развитию производства продукции предусматривают программно-целевое регулирование, стратегическое ценообразование, формирование устойчивой среды, сопровождение инновационных процессов, принятие управленческих решений.

Несмотря на сложности и специфику управленческого учёта необходимо постоянно заниматься сбором и обработкой учетно-управленческой, в том числе учётно-аналитической информации для объективной оценки внутренней и внешней экономической и политической среды, анализировать собственную деятельность с целью развития или модернизации бизнеса.

Список литературы

1. Criteria and indicators of synergistic efficiency of food industry enterprise management / D.V. Kondratiev, А.K. Osipov, E.A.Gainutdinova, et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "International Scientific and Practical Conference: Development of the Agro-Industrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad, DAICRA 2021". IOP Publishing Ltd., 2022. Vol. 949. P. 012080. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/949/1/012080 (дата обращения: 08.11.2022)

2. Khoruzhy L.I., Gupalova T.N., Katkov Yu.N. Integration as a foundation for the establishment of a new model of accounting reporting in agrarian organization // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8. No. 8. Р. 3064-3070.

3. Алборов Р.А., Концевая С.М., Хоружий Л.И. Развитие методики оценки и учета сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 6. С. 32-39.

4. Парфенова, К. А. Организация управленческого учета в Google Docs / К. А. Парфенова, Э. Р. Салахутдинова, З. А. Давлетшина // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции посвященной 100-летию Казанского государственного аграрного университета, Казань, 24-25 мая 2022 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 241-246.

5. Классификация и моделирование интегрированного учета и планирования затрат на производство сельскохозяйственной продукции / Р.А. Алборов, Л.И. Хоружий, С.М. Концевая и др. // Бухучет в сельском хозяйстве. 2021. № 1. С. 20-31.

6. Efficiency of corporate finance: formation of accounting and management tools / Klychova G., Zakirova A., Nigmetzyanov A., et al. // E3S Web of Conferences 2021. Vol. 273. P. 10038. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/49/e3sconf_interagromash2021_10038/e3sconf_interagromash2021_10038.html (дата обращения: 14.04.2022) doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310038.

7. Контрольное обеспечение системы управления затратами предприятий / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, Н. Н. Нигматуллина [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16, № 4(64). С. 115-121. DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-115-121.

8. Салахутдинова, Э. Р. Концепция постановки управленческого учета на предприятиях в условиях социальной ответственности бизнеса / Э. Р. Салахутдинова // Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса : Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г., Казань, 28-29 октября 2021 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2021. С. 476-480.

9. Управленческий учет, учет затрат, контроллинг в развитие пушного звероводства / Л. М. Мавлиева, З. Р. Закиров, А. Р. Хайруллина, М. М. Низамутдинов // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством : Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова, Казань, 15-16 марта 2022 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 586-593.

10. Остаев Г. Я., Клычова А.С., Соколова И.Н. Управленческий учет макросреды, мезосреды и микросреды в аграрном бизнесе // Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. № (52). С. 145-151. doi:https://doi.org/10.12737/article_5ccedf7810aeb6.58459686.

11. Разработка финансовой стратегии в управленческом учете / Г. Я. Остаев, Г. С. Клычова, В. А. Соколов, К. З. Мухамедзянов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14, № 2(53). С. 170-175. DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d3e162ce33544.34158848.

12. Analytical support of management accounting in managing sustainable development of agricultural organizations / A. Zakirova, G. Klychova, G. Ostaev [et al.] // E3S Web of Conferences 2020. Vol. 164. 10008. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/24/e3sconf_tpacee2020_10008/e3sconf_tpacee2020_10008.html (дата обращения: 14.04.2022) DOIhttps://doi.org/10.1051/e3sconf/202016410008

13. Assessment of the influence of spatial effects on the efficiency of agriculture in european countries and Russia/ S.R. Kontsevaya, A.I. Metlyahin, E.I. Kostyukova, et all. // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg: Springer International Publishing. 2021. Vol. 205. Р. 239-246.

14. Management accounting of agricultural production: improving planning and standardization of costs in the management information system / G.R. Kontsevoi, D.N. Ermakov, N.I. Rylova, et al. // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No. 27. Р. 284-293.

15. Management of agricultural crops production depending on land quality and intensification factors / R.A. Alborov, D.A. Karagodin, S.M. Kontsevaya, et al. // Revista de la Universidad del Zulia. 2022. Vol. 13. No. 36. Р. 80-92.

16. Prospects of agricultural business in the Republic of Tatarstan / F. N. Mukhametgaliev, L. F. Sitdikova, M. M. Khismatullin [et al.] // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019), Kazan, 13-14 ноября 2019 года. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00083.

Войти или Создать
* Забыли пароль?