сотрудник
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
Подготовленная статья отражает результаты исследования форм организации координации территориально-отраслевых взаимодействий в сельских территориях. Выявлена тенденция устойчивого снижения численности сельского населения и уменьшения числа сельских поселений. Полученные результаты показали, что несмотря на отмечаемый в последние годы рост производства продукции сельского хозяйства, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, и при этом сложно привлечь сельскохозяйственные предприятия, интегрированные формирования и другие субъекты предпринимательства к решению социально-экономических задач развития территорий административными методами без учета их собственных экономических интересов и возможностей. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве остается низким по сравнению с другими отраслями экономики. За исследуемый период уровень занятости в сельском хозяйстве Российской Федерации снизился на 10%. Предлагается в целях преодоления негативных явлений привести систему управления комплексным социально-экономическим развитием сельских территорий в соответствие современным требованиям, сделать ее более демократичной и эффективной, для чего необходимо создать качественно иные организационные условия для совместной деятельности предприятий и других субъектов предпринимательства, расположенных на одной территории, используя при этом оправдавшие себя на практике элементы кооперации и интеграции, прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. При этом основанием для формирования территориально-экономических ассоциаций должно служить, прежде всего, наличие потребности и заинтересованности в организации совместной деятельности, целесообразности и выгодности объединения для этого ресурсов и производственных потенциалов нескольких субъектов предпринимательства. Одной из форм является формирование территориально-экономической ассоциации по социально-экономическому развитию сельской территории на основе добровольного объединения предприятий и субъектов предпринимательства как производственного, так и непроизводственного характера, и органов муниципального управления в масштабе сельского района.
сельская территория, ассоциация, кооперация, сельское хозяйство, аграрные формирования
Введение. Происходящая в стране модернизация управления экономикой открывает новые возможности для решения многих вопросов сочетания территориального и отраслевого управления, обеспечения комплексного социально-экономического развития сельских территорий. Главным в происходящих в этой сфере изменениях становится качественное совершенствование всей системы взаимодействия предприятий и субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования и функционирования, расположенных на одной сельской территории, их отношений с местными органами самоуправления [1, 2].
Одним из наиболее слабых мест практики взаимодействия между товаропроизводителями и местными органами самоуправления является ее недостаточная организационная обеспеченность; отсутствие эффективных организационных механизмов и форм координации деятельности всех расположенных на конкретной территории предприятий и субъектов предпринимательства по вопросам развития кооперации и межотраслевых связей, социально-культурно-бытового строительства, развития производства и производственной инфраструктуры [3].
Цель исследования – развитие форм организации координации территориально-отраслевых взаимодействий в сельских территориях, способствующих решению социально-экономических проблем, сложившихся на данном этапе развития общества, и формирование территориально-экономических ассоциации субъектов предпринимательства как одной из таких форм.
Условия, материалы и методы исследований. В настоящее время сельские территории переживают едва ли не самый сложный период в своем развитии, в то время, как уровень развития собственно сельского хозяйства в Российской Федерации в 2022 году характеризуется ростом производства основных видов продукции: зерна произведено на 24 % больше уровня предыдущего года, молока – почти на 7 %. При этом надои молока на 1 корову в 2022 г. составили 7501 килограмм против 7039 килограммов в 2021 г.
Однако заработная плата в аграрном секторе экономики неизменно остается ниже по сравнению со средней в обрабатывающем производстве, практически составляет чуть больше 60 % (рис. 1). Трудно не согласиться, что описанное выше противоречие между темпами роста производства и оплаты труда в аграрном секторе может иметь негативные последствия и привести к потере такой социально-экономической подсистемы, как село, так как даже в перспективе не ожидается существенной прибавки заработной платы работникам сельского хозяйства [4, 5].
Рис. 1. Динамика изменения заработной платы работников в основных отраслях экономики Российской Федерации в период с 2017 года по 2021 год, руб. (рассчитано: [6])
В сельских территориях возникли и прогрессируют такие явления, как безработица, массовая бедность, недоступность получения медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг и сложности в образовательном процессе [7].
Следствием данных процессов является как уменьшение числа сельских поселений, так и числа жителей, проживающих в сельских территориях. По данным мониторинга развития системы местного самоуправления в Российской Федерации только в 2020 году в России число сельских поселений уменьшилось на 565 населенных пунктов [8]. Динамика изменения числа сельских населенных пунктов в период с 1 января 2016 по 1 июля 2021 года приводится на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика изменения числа сельских населенных пунктов в России в период с 1 января 2010 по 1 января 2022 года, единиц (рассчитано: [8])
Еще более показательной характеристикой является изменение численности сельского населения. На рис. 3 отражено изменение численности сельского населения в период с 2010 по 2022 гг.
Рис. 3. Динамика изменения численности сельского населения в России в период с 2010 года по 2022 год, чел. (рассчитано: [6])
Таким образом, за исследуемый период численность сельского населения в Российской Федерации сократилась на 1110,9 тысяч человек. Ежегодная убыль населения составляла в среднем 92,6 тысяч человек. Как видно из рис. 3 прирост численности сельского населения в 2015 году за счет миграции из стран СНГ не позволил стабилизировать ситуацию в сельских территориях. После этих случайных изменений численность сельского населения начала ускоренными темпами сокращаться. К 1 январю 2022 года составила более 36,6 млн. человек, что меньше по сравнению с 2014 годом на 1,2 %.
В результате сокращения численности населения развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на рост производства продукции агропромышленного сектора к 2022 году, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстает от уровня жизни в городах [9]. Имеет место сужение доступа сельского населения к услугам организаций социальной сферы таких, как медицинские учреждения, детские дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Это, в частности подтверждается нашими исследованиями по Республике Татарстан [10]. Обеспеченность инфраструктурой непроизводственных отраслей описывается уравнениями:
– количество больничных коек (с учетом коек дневного пребывания в стационаре) на 10000 чел. населения, ед.
у = 93,444 - 0,9298 t, R² = 0,6182
– число общедоступных библиотек, на 10000 чел. населения, ед.
у = 1370,5 - 5,6995 t, R² = 0,8477
– число мест в учреждениях культурно-досугового типа, на 1000 чел. населения, ед.
у = 2030,8 - 14,701 t, R² = 0,9556
Численность занятых в сельском хозяйстве за исследуемый период в Российской Федерации сократилась больше чем в целом в экономике (рис. 4) Трудовые ресурсы перераспределись в иные сферы, более всего в сферу услуг, в том числе в сферу финансов, строительство и др.
Рис. 4. Динамика численности занятых в целом в экономике, в том числе в сельском хозяйстве Российской Федерации в период с 2017 года по 2021год, тыс. чел. (рассчитано: [11])
На практике не оправдались ожидания, что описанные негативные тенденции в развитии сельских территорий могут быть преодолены через объединение сельских предпринимателей на основе потребительской кооперации. В то же время отдельные экономисты считают, что сельская потребительская кооперация полностью решает проблемы устойчивого развития сельских территорий, являясь партнером государства в решении социально-экономических проблем в сельской местности [12].
Анализ и обсуждение результатов исследований. Поиск новых подходов, методов и форм решения социально-экономических проблем развития сельских территорий на современном этапе должен осуществляться с учетом радикально изменившихся в условиях развития рыночных отношений требований к управлению сельскими территориями, в частности, на местном уровне [13, 14]. Речь идет, прежде всего, о невозможности привлекать сельскохозяйственные предприятия, интегрированные формирования, любые другие субъекты предпринимательства к решению социально-экономических задач развития территории административными методами без учета их собственных экономических интересов и возможностей. Кроме того, о необходимости принимать во внимание расширяющуюся в условиях рыночных отношений практику непосредственного участия субъектов предпринимательства и населения в разработке и принятии решений по важнейшим проблемам социально-экономического развития территорий [15]. И наконец, о новых подходах к проблемам финансового обеспечения регионов, основанных на внедрении предпосылок так называемых межбюджетных отношений, теснее увязывающих потребности производственного и социального развития с финансовыми возможностями и конечными результатами хозяйствования на местах [16, 17].
Учет этих требований обусловливает необходимость совершенствования, а в ряде аспектов и качественной перестройки, даже хорошо зарекомендовавших себя в прошлом методов и организационных форм управления комплексным развитием сельских территорий. Чтобы преодолеть эти негативные явления и привести систему управления комплексным социально-экономическим развитием сельских территорий в соответствие современным требованиям, сделать ее более демократичной и эффективной, необходимо создать качественно иные организационные условия для совместной деятельности предприятий и других субъектов предпринимательства, расположенных на одной территории, используя при этом оправдавшие себя на практике элементы кооперации и интеграции, прогрессивный отечественный и зарубежный опыт [18, 19].
Создание таких организационных условий может быть обеспечено, на наш взгляд, путем формирования добровольных ассоциативных структур различных видов. Создание и функционирование ассоциаций – это новое явление в сегодняшней экономике сельских территорий, с которым связываются большие потенциальные возможности повышения эффективности производства. Однако, реализация этих возможностей требует решения возникающих при этом новых и сложных проблем. Необходимым условием их решения является проведение глубоких теоретических разработок, накопление и осмысление практического опыта в этой области [20, 21].
Ассоциации представляют собой организационную форму добровольной совместной деятельности самостоятельных предприятий и иных субъектов предпринимательства с целью интеграции своих материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для более эффективного и взаимовыгодного их использования при решении общих или взаимосвязанных задач.
Основанием для формирования ассоциаций должно служить прежде всего наличие потребности и заинтересованности в организации совместной деятельности. Это условие возникает, например, в случае совпадения или существенной близости задач, стоящих перед несколькими субъектами предпринимательства, неспособности или экономической нецелесообразности их решения силами каждой из них в отдельности, необходимости или выгодности объединения для этого ресурсов и производственных потенциалов нескольких субъектов предпринимательства.
Не менее важным условием создания ассоциаций является наличие у предприятий и субъектов предпринимательства материальных возможностей для ведения совместной деятельности. Субъекты предпринимательства должны располагать и самостоятельно распоряжаться свободными финансовыми, материально-техническими, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д. [22, 23, 24].
Современная концепция ассоциирования хозяйственных и иных типов субъектов предпринимательства опирается на следующие исходные положения.
Ассоциации создаются по добровольному и самостоятельному решению объединяющихся между собой субъектов предпринимательства. Сами субъекты предпринимательства определяют цель, задачи, форму организации и управления, продолжительность ассоциирования и другие принципиальные вопросы своей совместной деятельности в рамках создаваемой ими ассоциации. Поскольку решение о вступлении любого субъекта предпринимательства в ассоциацию является сугубо добровольным и мотивированным его собственными интересами, каждый субъект предпринимательства может, исходя из возникающих перед ним задач, вступать в разные ассоциации – отраслевые, межотраслевые, территориальные и пр. При этом в каждом случае только сам субъект предпринимательства должен нести всю полноту ответственности за выполнение принимаемых им обязательств в связи с участием в той или иной ассоциации. Инициатива создания ассоциаций может принадлежать государственным или муниципальным органам управления, однако и в этих случаях решение принимают только сами субъекты предпринимательства, исходя из собственных интересов и возможностей.
Создание ассоциации должно преследовать определенную цель, которая является общей для всех объединяющихся между собой субъектов предпринимательства. В зависимости от характера цели ассоциации определяется состав ее участников и предмет их совместной деятельности.
Объединение усилий отдельных предприятий и субъектов предпринимательства в рамках ассоциации создает условия для получения ими дополнительного эффекта от совместной деятельности в области освоения новых видов продукции и технологических процессов, внедрения новых форм организации производства и управления, использования научно-технической и коммерческой информации, создания совместных производств, подготовки кадров, а также решения других актуальных организационно-экономических и социальных задач. Реализация этих новых возможностей предприятий и организаций требует организации оказания им соответствующей помощи. Для этого в рамках ассоциации могут специально создаваться хозрасчетные посреднические (консультационные) субъекты, обслуживающие членов ассоциации на договорной основе.
Изложенный выше подход целесообразно реализовать в масштабе сельского района в форме территориально-экономической ассоциации (ТЭА) по социально-экономическому развитию территории, на основе добровольного объединения предприятий и субъектов предпринимательства как производственного, так и непроизводственного характера, районных учреждений и органов муниципального управления.
Главная задача ТЭА состоит в налаживании всесторонней кооперации ее членов по развитию производственной и социальной инфраструктуры, использованию цифровых технологий и технических средств, снабжению продукцией межотраслевого применения, по производству товаров народного потребления и обслуживанию населения, по благоустройству территории и охране природы.
Для решения этой задачи необходимо разработать и реализовать на практике меры по выявлению и использованию резервов расширения производства при повышении качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Это предполагает создание ассоциации в различных сферах деятельности в рамках конкретной сельской территории. Сфера деятельности ассоциации может охватывать сельское строительство и эксплуатацию объектов производственной инфраструктуры, организацию бытовых услуг и использование прочих социально-культурных, природоохранных объектов. Деятельность ассоциации может быть направлена на использование временно свободных производственных и складских помещений.
Решение конкретных задач по кооперации в области производственного, научно-технического и социального развития осуществляется на основе заключения между заинтересованными предприятиями и субъектами предпринимательства договоров, в которых согласовываются совместные задачи, ответственность каждого участника за их реализацию, в том числе по объему работ, затратам и срокам исполнения.
На основе существующего аппарата районного муниципального управления создаются самостоятельные центры по оказанию на договорной основе предприятиям и субъектам предпринимательства, входящим в ТЭА, посреднических и консультационных услуг в области освоения научно-технических достижений и распространения цифровых и технологических новшеств; внедрения новых форм организации производства и управления, перехода к новым методам хозяйствования и обучения кадров; организации строительной кооперации и реализации социальных программ.
Основными источниками средств ТЭА являются: вступительные взносы членов ассоциации; отчисления от эффекта, образующегося на предприятиях и в организациях района в результате мероприятий, проводимых при посредничестве ТЭА.
Высшим и единственным органом управления ТЭА является правление, формируемое из руководителей всех предприятий и субъектов предпринимательства, вошедших в ассоциацию. Для организационного обеспечения деятельности правления в ТЭА не создается никакого освобожденного аппарата. Выполнение штабных функций осуществляют по совместительству руководители хозрасчетных центров ассоциации.
Выводы. Проведенный анализ проблем и тенденций развития сельских территорий, состояние и направления развития сельского хозяйства в Российской Федерации доказывает необходимость внедрения новых координационных форм организации территориально-отраслевых взаимодействий в сельских территориях. При этом основная задача территориально-экономических ассоциаций заключается в объединении функционирующих в конкретной сельской территории аграрных формирований, кооперативов, отдельных субъектов предпринимательства и местных органов самоуправления в единую структуру в целях решения социально-экономических проблем на местах и достижения наилучших экономических результатов в складывающихся условиях. В сотрудничестве по отдельным видам деятельности могут принимать участие как все входящие в территориально-экономическую ассоциацию предприятия района и субъекты предпринимательства, так и только некоторые из них. Система мероприятий по совместной деятельности членов территориально-экономической ассоциации разрабатывается как комплексная программа социально-экономического развития района.
1. Газетдинов Ш.М., Газетдинов М.Х., Семичева О.С. Сельская территория как система взаимодействия экономических и социальных процессов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16, № 4(64). С. 82-87.
2. Prospects of agricultural business in the Republic of Tatarstan / F. N. Mukhametgaliev, L. F. Sitdikova, M. M. Khismatullin [et al.] // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019), Kazan, 13-14 ноября 2019 года. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00083.
3. Газетдинов М.Х., Газетдинов Ш.М., Семичева О.С. Механизмы влияния социально-экономических факторов сельских территорий на результаты аграрного производства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2022. Т. 17. № 2 (66). С. 119-123
4. Голубева А.И., Дугин А.Н., Дорохова В.И., Суховская А.М. Проблемы развития сельских территорий и аграрной экономики региона // Вестник АПК Верхневолжья. № 4(28). 2014. С.3-10.
5. Development of the agricultural sector in the Republic of Tatarstan / N. Asadullin, F. Avkhadiev, I. Gainutdinov, L. Mikhailova // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020), Kazan, 28-30 мая 2020 года. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00117. - DOIhttps://doi.org/10.1051/bioconf/20202700117.
6. Официальная статистика. Население. // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
7. Problems and mechanisms of sustainable development of rural areas (at the example of the republic of mordovia) / Kovalenko E.G., Yakimova O.Y., Avtaykina E.V., Zaytseva O.O. // European Research Studies Journal. 2016. Т. 19. № 3A. С.110-122.
8. Мониторинг о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/monitoring-2019-2020.pdf
9. Коваленко, Е. Г. Необходимость разработки социальных стандартов качества жизни сельских жителей / Е. Г. Коваленко, Т. М. Полушкина, О. Ю. Якимова // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 1(37). С. 56-70.
10. Газетдинов Ш.М., Газетдинов М.Х., Семичева О.С., Гатина Ф.Ф. Современные формы регулирования территориально-производственных взаимоотношений в сельских территориях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 4 (60). С. 97-101.
11. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022 Стат.сб./Росстат. - M., 2022. - 151 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf
12. К вопросу о сущности и особенностях кооперативного предпринимательства в аграрной сфере / Д. Ф. Хафизов, М. Р. Шамсутдинова, М. М. Хисматуллин [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2022. Т. 17, № 1(65). С. 147-154.
13. Якушкин Н.М., Титов Н.Л. Кадры - главная производительная сила агропродовольственного комплекса // Достижения науки и техники АПК. 2021. Т. 35. № 2. С. 7-12.
14. Газетдинов, М. Х. Концептуальные подходы развития сельского хозяйства и сельских территорий / М. Х. Газетдинов, А. П. Тимофеев, Р. М. Закиров // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2010. - Т. 5, № 2(16). - С. 22-24.
15. Акмаров П.Б., Князева О.П., Суетина Н.А. Организационно-экономические факторы эффективного использования земельных ресурсов // Вестник Дагестанского государственного технического университета. 2015. №2 (37). С. 112-118.
16. Ибятов Р. И., Зиганшин Б.Г. О моделировании случайных процессов в агропромышленном комплексе // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2022. Т. 17, № 1 (65). С. 50-55.
17. Дорофеева А.Е., Полушкина Т.М. Оценка эффективности использования природно-ресурсного потенциала территории // Агропродовольственная экономика. 2017. № 2. С. 113-122.
18. Lamb S., Glover S., Walstab A. Educational disadvantage and regional and rural schools, in Quality and Equity: What does research tell us?. 2014. Adelaide Convention Centre. URL:https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1228&context=research_conference
19. Pagliacci F. Measuring EU Urban-Rural Continuum Through Fuzzy Logic // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. 2017. 108(2). pp. 157-174.
20. Garcilazo E. Modern Rural Development Policies in OECD Countries «Urban Rural Partnerships for Sustainable Development: Experience of the Baltic Sea Region». 2014. [Электронный ресурс].URL: http://forumstrategov.ru/upload/documents/Garcilazo.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
21. Ситдиков Ф. Ф., Цой Ю. А., Зиганшин Б. Г. Основные направления и проблемы цифровизации агропромышленного комплекса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14, № 3 (54). С. 112-115.
22. Хисматуллин, М. М. Лизинг техники и технологий как инструмент развития агропромышленного производства / М. М. Хисматуллин, Ф. Н. Мухаметгалиев, Р. Г. Хисамов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 10, № 2(36). - С. 31-35. - DOIhttps://doi.org/10.12737/12049.
23. Современное состояние и перспективы развития технической базы сельского хозяйства в условиях цифровой экономики / Ф. Н. Мухаметгалиев, Ф. Ф. Садриева, Э. Ф. Амирова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2020. - Т. 15, № 3(59). - С. 121-125. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-121-125.
24. Авхадиев, Ф. Н. Инвестиции как один из способов регулирования аграрного сектора в России / Ф. Н. Авхадиев, Л. В. Михайлова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2013. - Т. 8. - № 1(27). - С. 5-7.