Особенности внутриличностных конфликтов сотрудников полиции в процессе адаптации к службе в органах внутренних дел Российской Федерации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена особенностям внутриличностного конфликта сотрудника полиции, который может разворачиваться не только с самим собой, но и экстраполироваться на социальное окружение . В русле теоретического исследования рассматриваются научные положения о внутриличностном конфликте. Благодаря обобщению созданных отечественными учеными концепций, выявлено, что для внутриличностного конфликтного состояния сотрудника органов внутренних дел характерно наличие взаимоисключающих и несовместимых друг с другом мотивационно-ценностных оснований и целевых устремлений, противоречивую силу которых личность в своей деятельности не может преодолеть. Сделан вывод о сложности в адаптации, которые провоцируют внутриличностные конфликты, негативно отражаются на мотивации и снижают эффективность исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции. Успешное выполнение сотрудником полиции служебных задач ускоряет позитивное изменение и способствует личностно-профессиональному развитию. Полезный жизненный опыт является источником самопознания и укрепления психической целостности. С определенного момента времени человек сам начинает целенаправленно планировать собственную жизнь и управлять ею.

Ключевые слова:
личность, сотрудник полиции, внутриличностный конфликт, особенности, критические ситуации, адаптация, мотивация
Текст

Проблема социальной и профессиональной адаптации сотрудников полиции является актуальной темой прежде всего, вследствие объективных потребностей вхождения в должность сотрудников. Изучение адаптации сотрудников полиции в контексте их личностно-профессионального развития допускает анализ и соотношение таких базовых категорий, как «адаптация», «внутриличностный конфликт».

Человек воспринимает действительность в том или ином свете, подчас не осознавая того, что на его восприятие оказывают влияние миллионы лет эволюции. В зависимости от типологических свойств нервной системы, восприятие генетического наследства происходит первоначальное восприятие мира, формирование способности человека к адаптации. Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине ХVIII века. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Г. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения или слуха, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.

На наш взгляд, в контексте психологического сопровождения адаптации сотрудников полиции на начальном этапе службы считаем наиболее приемлемым интеракционистский подход. Сторонники интеракционисткого подхода Л. Филлипс, Дж.Г. Мид, Г. Блумер, Т. Шибутани, И. Гофман относят «адаптацию к хорошо организованным приемам или способам жизнедеятельности, позволяющим человеку приспособиться к новой ситуации и справляться с типичными проблемами. Адаптированность является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты» [4, c. 2]. Данные признаки адаптируемости личности характерны для профессиональной служебной деятельности сотрудников полиции в целях выстраивания конструктивного взаимодействия в служебном коллективе и с различными категориями граждан.

Однако, необходимо отметить, что в ходе адаптации люди в целом и сотрудники полиции в частности могут испытывать ломку стереотипов, верований, социально-психологических установок, что может привести к внутриличностному конфликту. Психологическое воздействие окружающей среды и людей, которое подрывает или противоречит внутренней структуре взглядов, ценностей и убеждений может стать почвой для возникновения внутриличностного конфликта, который в свою очередь может перерасти в межличностный.

Проведенный анализ термина «конфликт» в психологических словарях и справочниках, показал, что он обычно относится к области социальной психологии. Межличностный конфликт – это столкновение целей и намерений между двумя и более индивидами. Полезно изучить эту тему, чтобы улучшить межличностное общение и достичь целей внутри служебного коллектива. Но подобное событие может произойти и внутри отдельного человека.
Ф.Е. Василюк определяет внутриличностный конфликт как противостояние различных феноменов человеческого сознания, таких как различные мотивы, реакции, эмоции, познания, желания, цели, установки или ценности [5, c. 189]. Это может быть что угодно, что не согласуется с каким-то другим психологическим содержанием. Изучение внутриличностного конфликта может показаться менее актуальным, поскольку признаки и симптомы скрыты внутри (но не менее тревожны) и, следовательно, их труднее исследовать, чем его межличностный аспект.

Внутриличностный конфликт – это проблема внутреннего конфликта, связанного с выбором одного из две или более несовместимых целей. В такого рода конфликтах это отражается в полной мере мотивация индивида, его индивидуальность.

Внутриличностный конфликт касается не только личности, он также может повлиять на других людей в результате принятых решений. Внутриличностные конфликты являются естественным следствием психологического уклада человеческого разума. Следовательно, они встречаются не менее часто, чем межличностный вариант. Возможно, просто так получилось, что за ними меньше наблюдали и изучали. Внутриличностный конфликт – это неизбежное условие, которое запускает процесс принятия решений. Всякий раз, когда можно выбрать более одного варианта, конфликт может возникнуть с разным уровнем сложности. Если бы не было конфликта, не было бы необходимости делать выбор. Внутриличностный конфликт – это вопрос мотивации, потому что это столкновение между двумя или более различными установками целей.

Неспособность принять решение может привести к общей напряженности. Если поведение не соответствует цели, это приводит к разочарованию. Действия разочарованного человека или человека, находящегося в конфликте, не имеют цели. Он или она впадает в смирение и регрессию. Разница между фрустрацией и простым переживанием трудной ситуации заключается в том, что в первом случае поведение дезорганизовано, но во втором случае цель четко определена, но просто ее труднее достичь.

Теория самосогласования E.T. Хиггинса является одной из теорий несовместимости убеждений. Образ самого себя – это представление об определенных качествах самого себя [8, c. 215]. Есть три основные области «Я». Истинное «Я» – это группа характеристик, которые, по мнению человека, на самом деле принадлежат его личности. Более или менее точный образ того, во что кто-то верит в данный момент. Идеальное «Я» – это совокупность представлений и атрибутов, которыми желательно обладать. Она включает в себя надежды, пожелания и устремления. Последняя группа верований изображает черты, которыми, по мнению людей, они должны обладать. Они связаны с обязанностями. Эти три сферы «Я» могут вступать в противоречивые отношения. Это приводит в противоречие собственную самооценку человека. Несоответствие между реальным и идеальным «Я» может произойти, например, когда нам не удается достичь роли, о которой мы мечтаем, или когда мы предпочли бы быть более храбрыми или менее зависимыми от кого-то, чем мы есть на самом деле.

Конечно степень данного воздействия определяется особенностями восприятия личности. При этом совокупность внутренних условий, составляющих личность, у разных людей имеет свои типологические особенности: в познавательной деятельности, в направленности, в уровне конфликтности и пр.

Мы считаем, что сотрудник полиции должен уметь разрешать внутренние противоречия, которые несут с собой бремя ответственности за выбранные решения. Сотрудники полиции исполняют служебные обязанности ориентируются на свои внутренние установки и моральные принципы. Однако если под влиянием изменений в обстановке, эти внутренние установки подвергаются анализу и сомнениям, может происходить ломка стереотипов, фрустрация.

Тем не менее изменений в жизни общества невозможно избежать, к ним можно только приспосабливаться и адаптироваться. В последние годы ситуация в разных сторонах общественной жизни резко меняется, что предъявляет большие требования к адаптивной способности граждан. Сотрудники полиции также не являются исключением. Новые задачи на службе, связанные с присоединением новых территорий к России, усиления, охрана общественного порядка – все это требует консолидации сил и внутренних ресурсов.

Не всем удается справляться со сложностями, сохраняя внутреннюю гармонию и мотивацию в служебной деятельности. Некоторые могут воспринять данную ситуацию как невозможность адаптироваться к современным условиям жизни. Такие обстоятельства провоцирует внутриличностный конфликт между желанием продолжать служить, отдавать долг Родине, проявлением патриотических чувств и желанием выбрать другой жизненный путь, не связанный со службой в органах внутренних дел.

У других этот конфликт может быть связан с желанием соответствовать требованиям действительности и отсутствием возможностей в силу личных обстоятельств. Данный вид внутриличностного конфликта можно обосновать трудностями в социально-психологической адаптации к новой реальности и атмосфере современного общества [3, c. 2].

При адаптации человека к новым условиям некоторые слои психики человека перестраиваются, изменениям подвергаются принципы, установки, ценности. Данные изменения, полученные в процессе адаптации оказывают влияние на психику и поведение человека. Следует отметить, что при межличностном взаимодействии люди добровольно могут менять свои привычки и убеждения под влиянием социума.

Д.М. Азаматов, АС. Валеева, К.В. Храмова, Г.М. Хасанова справедливо отмечают, что «отношение человека к миру, к другим людям и к самому себе может носить конфронтационный характер, что обуславливает противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выпрыгнуть» из целостной системы противоречивых отношений, которые в конечном счете определяют его сознание, психику и весь внутренний мир. Различные отношения, в которые человек вступает в реальности, объективно противоречивы и порождают конфликты, которые при определенных условиях закрепляются и входят в структуру человеческой психики» [1, c. 1105]. Данный тест позволяет не только выявить уровень конфликтности, но и определить основную сферу, в которой конфликт переживается наиболее часто, среди них автор методики выделяет три: мотивационную, долженствования и самооценки.

Для определения уровня внутриличностной конфликтности сотрудников полиции нами было проведено исследование, основанной на тесте, разработанном А.И. Шипиловым. В качестве респондентов выступили магистранты Академии управления МВД России в количестве 46 человек.

По результатам нашего исследования установлено, что у большинства респондентов наблюдается средний уровень конфликтности (37%). У данных сотрудников бывают здоровые и адекватные сомнения в действиях. Однако они достаточно устойчивы в своих решениях и в поведении в трудных жизненных ситуациях. Высокий к новым жизненным условиям. Умеренный уровень тревожности (рис.1).

Рис.1. Уровень внутриличностной конфликтности.

 

У 28 % респондентов высокий уровень конфликтности. Они могут быть нерешительны, однако ответственны и исполнительны. Возможно это обусловлено профессиональной деформацией. Сотрудники полиции, проходящие службу в строго иерархичной системе, привыкли к исполнению приказов вышестоящих руководителей (начальников). В данной ситуации они избавлены от груза ответственности за принятые решения. В тех случаях, когда приходится самостоятельно принимать решения, могут возникнуть сомнения и колебания в принятии решений. Соответственно они могут испытывать небольшие сложности в адаптации при резко изменяющихся условиях. Им комфортнее быть ведомыми, что не исключает рост по карьерной лестнице и замещение руководящих должностей в органах внутренних дел.

Респонденты обладающие сверхвысоким уровнем внутриличностной тревожности (21%) часто находятся в борьбе с самими собой. Склонны к самоанализу, размышляют над своим местом в жизни, однако боятся что-то в ней изменить. Сложнее адаптируются к новой обстановке.

Респонденты с низким уровнем внутриличностной конфликтности (14%) достаточно решительны. Они знают, чего хотят и стремятся к своей цели. Обладают такими качествами, как решительность, целеустремленность, упорство, смелость. Не боятся изменений в своей жизни и легко к ним адаптируются.

Говоря о наиболее конфликтной сфере внутреннего мира респондентов (рис.2), то здесь по результатам исследования на первом месте мотивационная (49%), за ней следует сфера долженствования (32%), на третьем месте сфера самооценки (19%).

Рис. 2. Наиболее конфликтные сферы внутреннего мира респондентов

 

Развитие адаптационных механизмов может снизить внутриличностную конфликтность, так как снизит вероятность развития конфликтов между «хочу» и «надо», «надо» и «надо». Благоприятные условия для адаптации создаются в коллективах с благоприятным социально-психологическим климатом. Здоровые межгрупповые отношения и помощь коллег повышают мотивацию к трудовой деятельности.

Как только взаимодействия между людьми перерастают в относительно стабильную систему совместной деятельности, возникает новое качество. Давно замечено, что человек чувствует, воспринимает, переживается и ведет себя несколько иначе, чем, когда он находится наедине с самим собой, в большой толпе людей или даже в небольшой группе людей. Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, в отличие от его поведения наедине с самим собой, довольно велик и варьируется в зависимости от специфических особенностей данной ситуации и групповых отношений, в связи с которыми согласуются личное поведение и ориентация.

Другими словами, адаптация человека к условиям социальной среды во многом зависит от социально-психологического климата, в котором он находится. Благоприятные взаимоотношения в служебном коллективе иногда могут в корне изменить отношение к делу и к своей профессии. Даже при отсутствии интереса к профессиональной деятельности, пребывание в коллективе людей близких по духу может постепенно пробудить интерес и к службе (работе). Так же это работает и в обратную сторону, отсутствие психологического комфорта может изменить отношение к профессии в негативную сторону.

«Следует обратить внимание, что специфика адаптивных процессов заключается в том, что они являются средством, условием достижения цели и только в этом качестве могут существовать и реализовываться, но в то же время – это будет вторично по отношению к потребности, вызвавшей потребность в адаптации [7, c. 33]. Адаптации к объективной реальности ради адаптации, независимо от потребностей индивида, не существует. Любая адаптация к реальности определяется потребностями» [2, c. 6].

Большое значение в психологической адаптации вновь принятых сотрудников полиции к служебной деятельности является роль начального периода службы в воспитании сотрудников, так как в это время создается необходимая установка в отношении к службе, к руководству, к коллегам. В дальнейшем эту установку изменить сложнее.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что сложности в адаптации провоцируют внутриличностные конфликты, негативно отражаются на мотивации и, следовательно, снижают эффективность исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции. С другой стороны, внутриличностные конфликты, как правило, если сотрудники успешно с ними справляются, ускоряют позитивные изменения и способствуют личностно-профессиональному развитию. Управляемые внутриличностные конфликты – это полезный жизненный опыт, источник самопознания и укрепления психической целостности.

 

Список литературы

1. Азаматов Д.М., Валеева А.С., Храмова К.В., Хасанова Г.М. /Внутриличностные конфликты и адаптационные ресурсы личности в современном российском обществе // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1105-1108.

2. Афанасьева С.А. Характеристика понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация» и «дезадаптация» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-2(74). С. 6-8. DOIhttps://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-11-2-6-8.

3. Васильев А. С. О психологической природе внутриличностного конфликта // МНКО. 2010. №4. с. 2-6.

4. Васильев А.С. Деятельностный подход в решении проблемы преодоления отрицательных последствий внутриличностного конфликтa // МНКО. 2011. №6. с. 2-7.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 240 с.

6. Волковская Т.Н., Марченко Т.М. Современные теоретико - методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 269-272.

7. Мальцева Т. В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). c. 32-34.

8. Higgins, E.T. (1987). Self-Discrepancy: A Theory Relating Self and Affect. Psychological Review, Vol. 94, issue 3, 319-340.

Рецензии
1. Особенности внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?