Калуга, Калужская область, Россия
Сегодня в русле модернизации образования важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Согласно материалам Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, в Законе об образовании в Российской Федерации, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления личности, развития способности к самореализации. В качестве одного из условий, способного обеспечить саморазвитие учащихся, в современной образовательной практике выступает внеурочная деятельность, которой сегодня отведена особая роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Согласно материалам по внедрению ФГОС начального общего образования под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В статье представлено авторское видение конструирования модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования в условиях сельских школ. Модель основана на принципах гибкости, вариативности, индивидуализации, творческого взаимосодействия всех участников образовательного процесса, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, региональных особенностей образовательного пространства сельских школ. Особое внимание уделено анализу структурных компонентов модели, условиям ее реализации в образовательной практике. Модель состоит из трех блоков: методического, информационного и психолого-педагогического, их реализация опирается на выработанные адекватные механизмы психолого-педагогического сопровождения учащихся (активнодеятельностная основа притязаний на признание, соподчинение мотивов в иерархичном превалировании нравственных норм, наличие мотива самопринятия и стремления к саморазвитию, профилактика и коррекция негативных психологических образований). Важным аспектом является оснащение модели авторской технологией мониторинга измерения результатов ее функционирования касательно каждого структурного блока (методического, психолого-педагогического, информационного). Предложенная модель сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования в условиях сельских школ может найти широкое применение в региональной образовательной практике в контексте организации внеурочной деятельности младших школьников. В настоящее время апробация модели проводится на базе сельских школ Юхновского района Калужской области.
ФГОС начального общего образования, саморазвитие, внеурочная деятельность, мониторинг.
Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванную обеспечить достижение результатов и эффектов в их личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, Законе «Об образовании в Российской Федерации», материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки индивидуального становления личности, развития у нее способности к самореализации.
Взгляды отечественных психологов на проблему саморазвития личности едины в принципиальном утверждении, согласно которому в процессе саморазвития человек приобретает много новых качеств и способностей, которые ранее не были актуализированы (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Михайлова, Н.А. Низовских, А.Б. Орлов, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.) [6, 10].
1. Иванов Н.Г., Иванова И.В. Единая информационно-образовательная система: новый подход к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений // Нижегородское образование. 2012. №3. С. 142-149.
2. Иванова И.В. Модульная образовательная программа дополнительного образования детей «Человек - Вселенная». Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 154 с.
3. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка современных детей и подростков // Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: Сборник научно-методических материалов. М.: ЦНПРО, 2013. С. 100-104.
4. Иванова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся: учебно-методич. пособие. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 355 с.
5. Иванова И.В. Развитие психологической компетентности педагогов: учебно-методич. пособие. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 150 с.
6. Иванова И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: Монография. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 265 с.
7. Иванова И.В., Финашина Т.А. Проектирование и реализация индивидуальных маршрутов в условиях компетентностного подхода в образовании // Формирование ключевых компетенций обучающихся через разнообразные виды деятельности: Сборник докладов республик. Макаренковские педагогические чтения. В 2 ч. Ч. 1. Абакан: РОСА, 2012. С. 5-7.
8. Логинова Л.Г. Программный ресурс дополнительного образования детей: опыт системного знания // Методист. 2011. № 2. С. 29-34.
9. Скандарова Н.Б. Образовательная программа дополнительного образования детей «Наш дом - Вселенная» // Сборник программ лауреатов областного конкурса образовательных программ дополнительного образования детей. Калуга: Креатив центр, 2011. С. 5-41.
10. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 2000. 288 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. М., 2009.