с 01.09.2010 по настоящее время
Московский педагогический государственный университет (Институт детства, кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, доцент)
с 01.01.2010 по 01.01.2019
Московский педагогический государственный университет (Институт детства, кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, доцент)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается междисциплинарный подход в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Определены направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Раскрывается возможность реализации междисциплинарных связей различных научных отраслей в специальной педагогике, которые взаимодополняют и расширяют направления психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Подробно рассмотрены и теоретико-методологически обоснованы типы междисциплинарных связей, в контексте которых раскрывается механизм междисциплинарного подхода, предполагающий интеграцию педагогических, психологических, медицинских, социальных направлений. Представлен алгоритм создания целостной содержательной канвы коррекционной работы и проектирования образовательного маршрута учащихся с нарушениями развития.
психолого-педагогическая помощь, дети с нарушениями, специальная педагогика, специальная психология, диагностика, комплексные нарушения, нарушение слуха, нарушение речи.
В решении образовательных задач и задач социального развития особое значение приобретает система организованного обучения и воспитания с определением содержания и методов работы, адекватных психофизическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) начиная с самого раннего возраста. Основные позиции психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии исходят из теоретико-методологического обоснования междисциплинарного подхода, предполагающего интеграцию педагогических, психологических, медицинских, социальных направлений.
Таким образом, система психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ может быть представлена в следующих направлениях:
- психологическое направление, целью которого является оптимизация психологической работы по развитию детей и создание психологической базовой основы для научного построения педагогического процесса;
- педагогическое направление, суть которого заключается в оптимизации процесса обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития;
- медицинская поддержка (неврологическая, педиатрическая и др.);
- социальная служба, способствующая тесному взаимодействию всех участков образовательного процесса и создающая наиболее благоприятные условия для оказания психологопедагогической помощи вне специального учреждения.
1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: педагогическая помощь: учебно-метод. пособие для студ. вузов. М., 2006. С. 89.
2. Жигорева М.В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: Автореф. дис.... д-ра пед. наук /Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. М., 2009. С. 18.
3. Кузьминова С.А. Коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи неслышащих старшеклассников: Автореф. дис.... канд. пед. наук / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. М., 2010. С. 17.
4. Пантелеева Л.А. Оптимизация процесса формирования учебно-терминологической лексики младших школьников с общим недоразвитием речи (III уровень) на логопедических занятиях: Автореф. дис.... канд. пед. наук / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. М., 2009. С. 10.