МЕТОД ИНТУИТИВНОГО РИСОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается возможность применения метода интуитивного рисования (одного из методов арт-терапии) в индивидуальном консультировании. Обнаружение и позитивная трансформация неосознаваемых хронических негативных эмоциональных состояний решается при помощи спонтанных образов, выражающих проблемное эмоциональное состояние с последующим анализом этих образов. Метод интуитивного рисования является методом диалога личности с бессознательным. Целью настоящей статьи является рассмотрение метода интуитивного рисования в качестве диагностического инструмента в ходе проведения индивидуальной консультативной беседы. Человек работает над собой при сотрудничестве с психологом, который помогает осознанию негативного эмоционального состояния и причин его возникновения. Для определения особенностей функционирования внутренних структур личности, восприятия важных элементов проблемы, предлагается нарисовать «пейзаж» с использованием метода интуитивного рисования. В статье отражены примеры консультативной практики с сотрудниками органов внутренних дел, показана возможность применения данного метода в качестве диагностического инструмента.

Ключевые слова:
интуитивное рисование, арт-терапия, негативное состояние, метод, индивидуальная работа
Текст

Введение.  Современный человек, обращаясь за психологической помощью, ориентирован на быстрый и эффективный результат – восстановление контакта с собственным психофизиологическим состоянием, восстановление внутреннего психического гомеостаза личности.

Создание комфортной внешней среды является первоначальной задачей для специалиста, которому следует помнить о соблюдении принципа «нормализации»: все что, кажется неуместным в повседневной, обыденной жизни – эмоциональные, ментальные, коммуникативные реакции – в ситуации травматических переживаний является нормой.

Эмоциональные реакции (в условиях травматических переживаний) – гнев, шок, печаль, грусть, вина, стыд.

Ментальные реакции  (в условиях травматических переживаний) – растерянность, нерешительность, нарушения памяти, внимания.

Телесные реакции (в условиях травматических переживаний) – физическое напряжение, мышечный корсет, усталость, бессонница, боль в теле, нарушение сердечного ритма. 

Коммуникативные реакции (в условиях травматических переживаний) –  конфликтность, раздражительность, регрессия, потеря чувства доверия.

В консультативной практике очень важно выйти на выражение чувств (проговаривание, рефлексия) и проявление эмоций, которые были «заморожены», «законсервированы» глубоко внутри личности. Особую роль в этом процессе играют образы и связанные с ними ассоциации.

Одним из методов, позволяющих выйти на бессознательные эмоции и чувства, является метод интуитивного рисования [1; 4]. Обходя рациональное мышление, возникающие в сознании образы помогают  пониманию причин травмы, поиску ресурсов и, в конечном счете, принятию на себя ответственности за выбор адекватного решения. Применение метода интуитивного рисования в консультативной практике не имеет жестких правил и ограничений, что минимизирует проявление психологических защит. Кроме того, в консультативном процессе с использованием данного метода достигаются определенные эффекты: снятие психологических барьеров, установление доверия к психологу, актуализация переживаний человека, его самораскрытие, а также саморегуляция негативных психических состояний [5; 9;   12, 15].

Если же рассматривать метод интуитивного рисования с точки зрения диагностического инструмента, то возможно обнаружение вытесненного материала, поиск путей решения и нахождение новых ресурсов. Фон в зарисовке рисунка, можно воспринимать как некий стимул (одна из характеристик проективного метода), вызывающий разнообразные ассоциации у личности. Как отмечает автор методики психоанализа комплекса тематических рисунков Т.С. Яценко: «…уже сам по себе процесс изображения несет в себе терапевтический эффект. Язык цвета и форм становится понятным каждому человеку, если он позволит себе воспользоваться собственным опытом их понимания, который он приобрел еще в детстве»[1].

Наряду с достаточно обоснованным пониманием теоретических основ применения метода интуитивного рисования [11], его практические алгоритмы требуют уточнения. Поэтому актуальной является работа по обобщению практического опыта применения данного метода в индивидуальной консультативной практике.

Метод интуитивного рисования (правополушарное рисование) [11] – является одним из наиболее действенных и эффективных арт-терапевтических методов, направленных на саморегуляцию негативных психических состояний. Человек, как будто бы находит забвение в процессе творчества от личных невзгод и депрессивных переживаний. Одним словом, сам процесс интуитивного рисования является неким толчком для определения основных смыслообразующих ценностей или ориентиров, которые немыслимы без познания самой личностью истинного положения дел в окружающей ее социальной действительности. Интуитивное рисование при условии самоанализа расширяет элементы сознания, дает возможность понять сущность негативных факторов, мешающих определенным социальным действиям личности. Оно нацелено на неосознанное освобождение человека от деструктивного влияния психологической травмы, путем активизации воспоминаний и фантазий, связанных с неосознанными смыслами [6;  13, 14].

Программа исследования. Выборка исследования составила материалы арт-терапевтической работы 115 сотрудников специального подразделения полиции ОМОН «Беркут» МВД ДНР, 110 из которых – мужчины, в возрасте от 19 до 40 лет, 5 – женщины в возрасте от 25 до 45 лет.

Процедура. Процесс индивидуальной консультации с применением метода интуитивного рисования складывается из нескольких этапов:

1. Для проведения работы с применением техники интуитивного рисования человеку предоставляются все необходимые для проведения арт-терапии художественные материалы, и разъясняется суть и техника интуитивного рисования.

2. Психолог предлагает человеку нарисовать «пейзаж», следуя своим внутренним желаниям и побуждениям.

3. Создается фон: процесс его создания является очень значимым, потому как дает возможность преодолеть боязнь чистого листа и выразить свое эмоциональное состояние, о котором порой очень сложно рассказать словами.

4. Далее следует создание основного содержания рисунка (явления, объекты, образы, предметы).

На первом этапе, приступая к созданию «картины», лист бумаги располагается вертикально либо горизонтально, на усмотрение «художника». Процесс рисования ни в коем случае нельзя прерывать, для этого человеку необходимо предоставить достаточное количество времени. Создавая рисунок, возможно, нарушать любые правила и следовать внутренним желаниям и побуждениям, прислушиваясь к голосу интуиции. Важно чтобы человек получал удовольствие от процесса создания своей «картины», чтобы в конечном итоге глядя на свое «творение», чувство завершенности и удовлетворения стало для него созидательным.

Основой в интуитивном рисовании выступает создание фона, который является толчком для будущей картины. Для его зарисовки используется широкая, плоская кисть для рисования.

Набирая на кисть белую гуашь, необходимо максимально быстро горизонтальными движениями закрасить лист. Он должен быть закрашен так, чтобы на нем не осталось просветов.

Работать необходимо в произвольной форме, не придавая значения тому, в каком направлении, необходимо двигать кистью. После того как лист закрашен белилами, необходимо, чтобы  создатель картины определил для себя цветовую палитру красок, которую он будет использовать для создания фона. Кистью (кисть следует вытирать перед каждой сменой цвета) или подушечками пальцев набирается и наносится краска на закрашенный белилами, еще не высохший лист бумаги. Наносятся не менее трех клякс каждого цвета. Кляксы ставятся в произвольном порядке. После этого, на кисть набирается небольшое количество краски белого цвета и резкими движениями растушовуются все выбранные оттенки. В конечном результате получится некая абстракция. Если вдруг появилось желание добавить любой недостающий, по мнению автора «картины», оттенок, пока не высохла краска, это следует сделать. Глядя на заготовленный фон, человек уже может начинать фантазировать. Предлагается посмотреть на «картину» с разных сторон, определить, где будет верх, а где низ, подумать, какие детали пейзажа хотелось бы изобразить на данном фоне.

Для того, чтобы картина выглядела «настоящей», существует несколько простых общих технических правил интуитивного рисования:

–   рисовать кистями или пальцами рук;

–   рисовать с помощью основной техники – «мазок»;

– рисовать с помощью дополнительных техник: «отпечаток» и «тычок»;

– рисовать с использованием метода «набрызгивание» (используется как дополнительная техника, для изображения, например, падающего снега, звездного неба и т.д.).

В рисунках следует использовать не менее трех оттенков цвета, распределяя их от темного, к светлому, при этом важно, чтобы каждый последующий слой наносился на высохший (например, для зарисовки тумана необходимо плавно переходить от одного оттенка к другому). Чтобы проверить правильность выбранного цвета, необходимо сделать пробный вариант на черновике.

Для зарисовки круглых объектов: солнце, луна, планеты, воздушные шары и т. д. необходимо использовать одну из самых простых техник в интуитивном рисовании – это рисование пальцами рук (выбранный цвет краски следует набрать на центр фаланги пальца и сделать отпечаток на бумаге, при этом пытаясь не напрягать, а наоборот, максимально расслабить руку). Рисуя, объект округлой формы, не имеет значения, каких размеров он будет. Абсолютно неважно и то, каким образом его рисовать, по часовой стрелке или против, самое главное – это внутренние ощущения, получение удовольствия от проделываемой работы и чувства достаточного выражения образов и осознания их завершенности.

Кроме округлых форм, петлеобразными движениями пальцев рук можно нарисовать облака, тучи, небо, закат при этом смешивать краски круговыми движениями можно прямо на листе, но необходимо помнить об оттенках, придающих живость рисунку: для рисования освященных частей, следует добавлять белила, а смешанные темные оттенки помогут изобразить тень.

Основные техники, которые используются в интуитивном рисовании: техника  «тычка» – выполняется широкой плоской или широкой круглой кистью для рисования (используется для того, чтобы изобразить листья на деревьях, мелкие цветочки, брызги водопада или морской волны). Для выполнения этой техники в рисовании необходимо следовать следующим правилам:

–  необходимо чтобы кисть для рисования была сухой;

– рисуя, кисточку следует держать вертикально, относительно листа бумаги и выполнять «тычкообразные» движения. В результате получается «объемное» изображение.

– необходимо следовать одному правилу: чем меньше краски на кисточке, тем естественнее получается изображение.

Техника «отпечатка» – используется для зарисовки цветочных лепестков. На кисточку набирается выбранный цвет гуашевой краски, кисть прикладывается  к бумаге и прижимается. Аналогично делается по кругу.

Техника «набрызгивание» – для зарисовки с использованием этой техники, гуашь должна быть реже, чем для обычного рисования. Необходимо немного окунуть кисть для рисования в краску и произвести постукивающие движения пальцем по деревянной ручке кисточки. Прежде чем использовать «набрызгивание» в рисунке, следует потренироваться на черновике, для того, чтобы выбрать необходимую консистенцию краски.

В завершении «пейзажа» еще раз необходимо взглянуть на рисунок, и подумать, каких деталей не хватает или он уже завершен?

Результаты и их обсуждение. Интерпретация рисунков и символов в настоящей работе основана на работах зарубежных и русских ученых: на основе словаря символов и знаков в трактовке К.Г. Юнга, З. Фрейда, Дж. Фрезера, а также с использованием словаря образов А. Менегетти, Н. Д. Линде, Д. Ромэ, арт-терапевтических изучений Грегг М. Ферса и М. Люшера (для интерпретации цветовых предпочтений).

В рамках проведения психологической консультации довольно часто человек не готов открыто рассказать специалисту о своих чувствах и переживаемых эмоциях, либо не может с точностью их описать. В подобных случаях применение метода интуитивного рисования может способствовать исследованию проекций личности, в качестве которых будут выступать рисуемые объекты, формы, явления, образы и предметы. Согласно идеям, выдвинутым в работах К.Г. Юнга и его последователей при интерпретации рисунка, психолог опирается на их символическое значение [9]. Через образы, выражающие негативное эмоциональное состояние можно анализировать причины его возникновения. Кроме того, интуитивное рисование может выступать в качестве метода оценки психофизиологического и эмоционального состояния человека, с помощью цветовых выборов[2], так как цвет неразрывно связан с эмоциями, а цветовая среда, так или иначе формирует душевное состояние человека, влияет на его мысли и уровень работоспособности. Введение цвета в рисунок помогает говорить о чувствах, исключая ретровматизацию.

Погружение в процесс рисования, проговаривание значимости рисуемых объектов (как бы, между прочим), несет огромный объем информации о бессознательном содержании душевных переживаний, возможно узнавание в рисуемых образах соответствующих проблем, их частей, причин. В работе психолога с конкретным запросом законченный рисунок может побудить человека к структурированию и осмыслению личных проблем, способствовать принятию решений на реальном жизненном уровне.

В индивидуальной работе с техникой интуитивного рисования сам процесс рассматривается как диалог между психологом и «художником», в котором личность сообщает о незавершенном, о желаемом или отвергаемом. Именно поэтому важным является применение коммуникативных техник, вопросов различного типа, для побуждения человека к ассоциированию в самом процессе интуитивного рисования.  При этом интерпретируя рисунок, если вдруг на картине изображен узор или объект непонятной формы, психологу необходимо задать уточняющие вопросы, при этом избегая прямых вопросов, таких как: «Что это такое?». Будет правильно, если психолог попросит рассказать о том, что изображено на «картине».

Формулировать вопросы следует таким образом, чтобы у «художника» была возможность более полно рассказать о том, что изображено. При этом необходимо с особым вниманием слушать то, как интерпретируется рисунок, через призму которого происходит вербализация актуального психического состояния личности. Вербализация выступает в качестве отправной точки, запускающей новые возможности по конструированию новой психической реальности, позволяющей посредством образов и слов добиться объединения и достижения единства нового эмоционального отношения и ментальной интеграции в единую, осмысленную и целостную самость индивида.

В качестве примера, рассмотрим некоторые рисунки сотрудников органов внутренних дел, более детально остановимся на возможности исследования внутреннего мира человека, с помощью использования проективной арт-терапевтической техники интуитивного рисования.

Сотрудник М.  – 38 лет, (автор рисунка № 1), обратилась к психологу с запросом избавиться от страха аннигиляции, высокого уровня тревожности и невозможности совладать с  постоянным присутствием негативных мыслей.

В процессе проведения консультации, с целью избегания возможного проявления психологических защит и установления раппорта, психологом было предложено нарисовать «пейзаж», методом интуитивного рисования.

 

            Рис. 1 Пейзаж

Интерпретация рисунка начинается с оценки общего впечатления от «картины»: напряженность и накал на фоне общего благополучия. Кроме того, обращают на себя внимание факты легкого нажима и незаполненного пространства, что может свидетельствовать о недостатке жизненных ресурсов и энергии, а также скованности личности, указывать на то, что человеку чего-то недостает в жизни [10].

Символика цвета указывает на повышенную потребность в отдыхе, восстановлении жизненных ресурсов и желание испытывать умиротворение, освободится от сложных жизненных обстоятельств, неуверенность в своей способности справиться с существующим положением. Эмоциональное состояние достаточно неустойчивое, прослеживается четкое стремление удовлетворить базовую потребность  личности  потребность в ощущении безопасности. Использование серых оттенков также подтверждает факт стремления человека дистанцироваться и защитить себя от негативного влияния внешних воздействий (М. Люшер).

Зарисовка центрального объекта рисунка  воздушного шара, свидетельствует о желании удовлетворения еще одной базовой потребности индивида – потребности в свободе. Характерно: стремление научиться отпускать ненужное, освободиться от «старого» [5]. Робкая готовность к переменам и стремление преодолеть ограничения, вырваться из «плена».  Желание невесомости и легкости в сочетании с изображением тучного неба и грозовых облаков указывает на существование внутренних противоречий. Кроме того, символика образов туч и облаков свидетельствует о подавленном (непережитом) горе и невыплаканных слезах[3], что в свою очередь может являться причиной, заявленного в запросе страха аннигиляции.  

Основной вывод, который может сделать психолог исходя из анализа представленного сотрудником бессознательного материала (рисунка) – это наличие у индивида внутриличностного конфликта, который требует немедленного разрешения для восстановления эмоционального и физиологического  состояния.

Таким образом, используемая в консультативном процессе техника интуитивного рисования позволила провести первичную диагностику состояния сотрудника и выявить точки ориентира в работе с конкретным запросом психологической консультации.

Сотрудник А. – женщина 36 лет (автор рисунка № 2). По результатам планового психодиагностического изучения у нее было диагностировано негативное психоэмоциональное состояние. Сотрудник была приглашена на беседу к психологу с целью уточнения результатов диагностики и при необходимости оказания психологической помощи.

Для установления психологического контакта и снижения уровня защитных механизмов    психологом было предложено нарисовать «пейзаж» методом интуитивного рисования.

 

 

                   Рис. 2 Пейзаж

В целом,  используемые цвета, в изображении фона (оттенки синего), указывают на то, что физиологически организм настраивается на щадящий режим и отдых (М. Люшер).

При общем наполнении рисунка деталями, обращает на себя внимание факт отдельно зарисованного образа «ели» как центральной фигуры, которой следует уделить особое внимание в рамках проведения психологической консультации.

О возможных проблемах в эмоциональной сфере личности свидетельствует изображение покрытого льдом озера в правой части рисунка, потому как на языке образов «лед» является свидетельством  «замороженных»  чувств индивида (Н.Д. Линде). Левая часть рисунка – свидетельство образовавшейся пустоты, незаполненности, возможно наличие некоторых пробелов в определенных сферах жизнедеятельности человека, которые можно восстановить, опираясь на его ресурсы.

В ходе проведения индивидуальной консультативной беседы были обозначены некоторые условия возникновения негативного психоэмоционального состояния, выяснена их первопричина.

При  установлении самой важной фигуры в жизни сотрудника, обозначении того, кто требует к себе особого внимания (зарисовка «ели» на первом плане рисунка), главным стало вербальное сообщение, что женщина одна воспитывает ребенка-подростка, и в последнее время тяжело переживает возникшую между ними недосказанность и отстраненность, частые уходы дочери из дома. Обращает внимание и тот факт, что на языке образов «елочка» – это девочка, «колючая» в контактах (Н.Д. Линде).

Предположения о «замороженных» невыраженных чувствах (мы предполагали наличие травмирующего эпизода в жизни сотрудника) также подтвердились в ходе консультативной беседы. Был установлен факт недавнего бракоразводного процесса,  воспоминание о котором в процессе арт-терапевтической работы и оставило свой отпечаток на рисунке в виде серого замерзшего озера и образовавшейся «пустоты», т.к. сотрудник восприняла развод как утрату своей «целостности» и вынужденное предательство семейных ценностей.

В результате проговаривания существующих проблем, человек наполнился важными смыслами – как осознаваемыми, так и неосознаваемыми ранее. Процесс вербализации тревожащих мыслей позволил выпустить наружу негативные переживания, предоставил им возможность проявиться, что является важным условием эффективности  дальнейшей психокоррекционной работы.

Заключение. Вышеизложенные примеры подтверждают тот факт, что  применение метода интуитивного рисования в индивидуальном консультировании позволяет эффективно исследовать проблемы личности. В фокусе внимания внутренний и психический мир человека, его эмоциональные переживания и внутренние ресурсы (внутренние качества, в том числе способность к саморегуляции, возможности полученного в прошлом опыта удачного разрешения травматической ситуации [7]), потому как терапевтический эффект достижим лишь в том случае, когда происходит освобождение психической энергии, которая была затрачена на вытеснение, подавление воспоминаний о негативных ситуациях, то есть на формирование психологических защит.

Данная методика эффективна в коррекции негативных психических состояний, путем саморегуляции и образного ресурсирования, а также познания внутренних закономерностей, потребностных состояний, привычных паттернов поведения.  Терапевтический процесс с помощью метода интуитивного рисования – это приглашение к диалогу, наполненного содержанием, глубина которого регулируется готовностью личности встретиться с теми или иными ситуациями либо опытом проживания тех или иных состояний, возникающих в значимых ситуациях.

 

[1] Яценко Т.С. Психологiчнiосновигруповоїпсихокорекцiї: посiбник для студ. вищих навч. закладiв. – К.: Либiдь, 1996.  –  С.85

[2] Люшер М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер; Пер. с англ. А. Никоновой. – М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2005. – 190 с.

[3] Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия, из-во Ridero,  2018. – 657 с.

 

Список литературы

1. Бурганов, И. А. Арт-терапия как мост между мирами [Текст]: [интервью с заслуж. худож. Рос. Федерации, скульптором И. А. Бургановым / беседу вела Н. Лескова] / И. А. Бурганов // ДЕЛЬФИС. - 2018. - № 2. - С. 116-119.

2. Журавлева, М.А. Арт-терапия как средство преодоления тревожности у подростков [Текст] / Журавлева М.А. // Практична психологія та соціальна робота. - 2014. - № 8. - С.28-30. - (До картотеки практичного психолога та соціального працівника). - Библиогр.: 4 назв.

3. Зауторова, Э. В. Волевая саморегуляция осужденных мужского пола, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания [Текст]: монография / Э. В. Зауторова; Федер. служба исполнения наказаний России, Науч.-исслед. ин-т. - Москва : ФКУ НИИ ФСИН России, 2018. - 106 с.

4. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. - 203 с.

5. Менегетти А. Словарь образов, изд-во Ленинград, 1991. - 111 с.

6. Науменко Е.А. Введение в теорию интуицию и интуитивности монография. Тюмень изд-во тюменского государственного университета,2013г.-212с.

7. Психологический словарь./Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ: Транзит книга ,2006. - 479с.

8. Ромэ Ж. Словарь Символики сновидений, Изд-во Когито-Центр, 2016. - 496 с.

9. Словарь символов и знаков. Тайная символика, а также, все богатство символических знаний в трактовке от К. Юнга, З. Фрейда до Фрезера и Шнайдера. МОСКВА - АСТ, Минск - ХАРВЕСТ - 2006, - С. 239 стр.

10. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: исцеление через искусство, 2-е изд., Изд-во Деметра, 2013. - 168 с.

11. Эдвардс Б. Откройте в себе художника / Б. Эдвардс; пер. с англ. Т. И. Попова. - Минск: Попурри, 2020. 368 с.

12. Azevedo G. How Art Therapy Supports Developmentof Self-consciousness / G. Azevedo, J. S. Filippovich // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - P. 18-22.

13. Nash G. Environmental Arts Therapy - Personal, Professional and Creative Action // Saint Petersburg : Ecopoiesis: eco-human theory and practice. - 2021. - Vol. 2 (2). - P. 75-78.

14. Torres-Calcagno V. I. Guided Imagery and Watercolor Painting on Stress and Mood in Adults with Multiple Sclerosis // Albertus Magnus College IRB, 2020. - 45 p.

15. Wolf L.K. Mappings the brain onto the mind // Synthesis, Design and Molecular Function. 2013. V. 91. I. 16. P. 41-43

Рецензии
1. Метод интуитивного рисования в практике индивидуального консультирования сотрудников органов внутренних дел Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?