О ПРОЯВЛЕНИЯХ ГРУППОВОГО СТИЛЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Раскрывается актуальность изучения группового стиля в служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Представлены отдельные подходы учёных к пониманию группового стиля деятельности, в т.ч. применительно к деятельности сотрудников полиции. Предметом статьи являются проявления группового стиля служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. На основе структуры профессиональных действий сотрудников ППСП и психологического анализа видеозаписей деятельности были исследованы 240 сотрудников ППСП, 180 из которых заимствованы из видеоматериалов в интернет-ресурсах (www.уoutube.come) и 60 — личных наблюдений автора за сотрудниками в реальных условиях. В результате психологического анализа проявлений группового стиля служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции выделены конструктивный групповой стиль деятельности, отличающийся слаженным и эффективным выполнением совместных профессиональных действий (тактических, психологических, юридических, профилактических и пр.) и неконструктивный групповой стиль деятельности, отличающийся неграмотным выполнением групповых действий и несогласованным профессиональным взаимодействием сотрудников. Делается вывод о том, что наибольшее количество ошибок сотрудниками патрульно-постовой службы полиции допускается в совместных профессионально-психологических действиях, обеспечивающих познавательно-прогностическую и коммуникативную стороны совместной деятельности. Указана необходимость комплексной работы напарника, командира, психолога в целях оказания помощи по развитию конструктивного группового стиля деятельности и его психологических механизмов, повышающих эффективность обеспечения правопорядка в общественных местах.

Ключевые слова:
сотрудники патрульно-постовой службы, совместная служебная деятельность, групповой стиль деятельности, профессиональные действия (тактические, юридические, психологические, профилактические), взаимодополняемость, слаженность и сработанность профессиональных действий, психолог органов внутренних дел
Текст

Введение

Актуальность темы объясняется тем, что деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП) осуществляется чаще всего в экстремальных условиях и сводится к необходимости взаимодействия с различной категорией граждан (правонарушителями, провокаторами, лицами с психическими отклонениями, находящимися в состоянии опьянения и пр.). Кроме того, сотрудникам ППСП необходимо выполнять служебные обязанности по охране общественного порядка, обеспечению безопасности личности, предупреждению и пресечению административных правонарушений в составе группы (поста, наряда), что предполагает активные слаженные действия, совместную (групповую) работу для эффективного выполнения задач. Поэтому в условиях повышенной напряженности и неопределенности сотруднику, выступающего в качестве индивидуального и коллективного субъектов труда, необходимо развивать такой стиль служебной деятельности, который бы обеспечил эффективность служебной деятельности за счёт слаженной организованной работы, грамотных индивидуальных и коллективных профессиональных действий (тактических, психологических, юридических, профилактических и пр.), выделенных в исследованиях А.М. Столяренко [10, с. 246].

В психологии юридического труда стиль коллективной деятельности рассматривается как интегральная характеристика стилевых проявлений служебной деятельности коллектива, которая складывается благодаря повторению и закреплению в коллективном сознании сходных по содержанию, методов и способов действий [9, с. 89]. Так, в своих работах, Ю.А. Шаранов отмечал, что в каждом служебном коллективе складывается свой стиль совместный деятельности сотрудников органов внутренних дел, который отличается слаженными профессиональными действиями, целями и установками, а также совместными эмоциональными переживаниями [9, с. 92]. Учёные отмечают, что стиль коллективной деятельности проявляется во внутригрупповом взаимодействии, психологической совместимости и сработанности, оказываемом взаимовлиянии напарников друг на друга. По мнению А.Л. Журавлева, совместная деятельность есть единство двух сторон: совместные взаимодействия на общий предмет труда, а также взаимодействие участников друг на друга [1, с. 75]. Вместе с тем, Н.Н. Обозов подчёркивает, что совместимость есть предпосылка срабатываемости, как некое сочетание индивидуально-психологических особенностей, взаимодополняемость уникальных и специфичных черт личности субъектов коллектива [2, с. 98]. Характеризуя особенности срабатываемости и совместимости, Н.Н. Обозов утверждает, что в совместной деятельности, помимо совместимости, важно и функционально-ролевое распределение членов группы, которое позволяет в различных профессиональных ситуациях эффективно осуществлять трудовую деятельность [2, с.120].

В рамках диссертационного исследования использованные подходы отечественных учёных к понятию «коллективный стиль деятельности», специфические особенности служебной деятельности и комплексный подход к структуре служебной деятельности сотрудников ППСП, позволили определить термин «групповой стиль деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции» как интегральную характеристику стилевых проявлений служебной деятельности сотрудников в составе наряда или поста, которая складывается благодаря повторению и закреплению в групповом сознании сходных по содержанию, профессиональных методов, способов и средств для эффективного решения оперативно-служебных задач.

Методика исследования

Для проведения эмпирического исследования психологических особенностей группового стиля служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции мы воспользовались профессиографическим разделением служебной деятельности сотрудников ППСП на отдельные стороны (виды): познавательно-прогностическую, коммуникативную, организационно-управленческую, профилактическую [4, с.149]. Основываясь на предложенных А.М. Столяренко структуре профессиональных действий сотрудников ППСП и предварительном анализе видеозаписей деятельности 240 сотрудников ППСП, 180 из которых заимствованы их видеоматериалов в интернет-ресурсах (wwwoutube.come) и 60 — личных наблюдений автора за сотрудниками в реальных условиях), были разработаны показатели проявления их группового стиля.

Результаты эксперимента

В таблице представлены результаты проведённого психологического анализа проявлений группового стиля оперативно-служебной деятельности 240 сотрудников ППСП.

 

Таблица  - Результаты психологического анализа проявлений группового стиля оперативно-служебной деятельности сотрудников ППСП

 

Показатели группового стиля деятельности в основных сторонах (видах):

Их проявления

(в %)

1) в познавательно-прогностической стороне деятельности

1.1. В экстремальных ситуациях, оценивая оперативную обстановку и прогнозируя её последствия, координируют и усиливают действия напарника с отдельными командами и указаниями: «Прикрой меня, у него в руке нож!», «Сделай предупредительный выстрел!», «Он становится агрессивнее, будь осторожнее!» и др.

79

1.2. При определении признаков административного правонарушения, оценки состояния гражданина (-ан), находящихся в алкогольном/наркотическом опьянении, контролируют и корректируют ошибочные действия напарника с отдельными командами и указаниями: «Неверно определяешь, он не пьян, у него расширены зрачки!», «Ты ошибаешься, я чувствую сильный запах алкогольного опьянения!», «Не согласен, он курит на детской площадке, это точно административка…» и др.

79

1.3. В связи с оценкой сложившихся экстремальных условий и прогнозированием их последствий слаженно и эффективно выполняют групповые действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию. 

66

1.4. При внезапном нападении оценивают риски и прогнозируют последствия, правомерно и грамотно совместно с напарником применяют табельное оружие.

61

1.5. С учётом анализа и оценки складывающейся обстановки грамотно и эффективно вместе с напарником совершают профессионально-тактические действия по применению специальных средств (палки специальной, средств ограничения подвижности).

66

1.6. Оценивая оперативную обстановку и возможную опасность, согласуют профессионально-тактические действия с напарником при осуществлении личного досмотра и наблюдением за оперативной обстановкой.

79

1.7. При проверке документов анализируют оперативную обстановку и поведение гражданина (-ан), обеспечивая совместную безопасность за счёт слаженных профессионально-психологических действий с напарником.

73

1.8. При личном досмотре не проявляют должной наблюдательности за поведением гражданина (-ан) и действиями напарника в складывающейся оперативной обстановке, что приводит к рассогласованному профессиональному взаимодействию.

21

1.9. При внезапном нападении не предусматривают возможные последствия и риски, тем самым совершают ошибки в совместном применении с напарником огнестрельного оружия, специальных средств.

39

1.10. Во время несения службы направляют своё внимание на собственные телефоны, тем самым отвлекаются от наблюдения за складывающейся оперативной обстановкой, подвергая опасности граждан и друг друга.

24

2) в коммуникативной стороне деятельности

2.1. При установлении психологического контакта с гражданами гибко и грамотно дополняют напарника (-ов)  в словах и фразах, разъяснениях и законных требованиях.

67

2.2. В изменяющихся условиях оперативной обстановки мобильно обмениваются поступающей информацией, быстро понимают смысл слов и фраз, указаний и предостережений, жесты, мимику и другие невербальные средства профессионального общения  напарника (-ов).

74

2.3. Для оказания интенсивного психологического воздействия на гражданина/группу, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов, в случае неуверенности или растерянности одного из напарников подстраховывают и усиливают воздействие на гражданина/группу дополнительными и другими конструктивными коммуникативными методами и приёмами.

71

2.4. В экстремальных ситуациях и по необходимости регулируют психическое состояние и поддерживают работоспособность напарника (-ов) при помощи речи в виде поддержки: «Ты абсолютно правильно поступил в этой ситуации», «Я понимаю твоё состояние», «Держись, осталось немного» и др.

65

2.5. Один сотрудник игнорируют применение коммуникативных методов и приёмов при установлении психологического контакта с гражданам, нетактично и грубо обращается с гражданами/группой, а другой не вмешивается в неконструктивное профессиональное общение своего напарника, тем самым снижая эффективность решения оперативно-служебных задач.

33

2.6. В конфликтных ситуациях с гражданином (-ами ) сотрудник не регулируют импульсивное и несдержанное поведение напарника, а расширяет конфликт при при помощи словесной перепалки, обостряя психологически неконструктивное взаимодействие с гражданином (-ами).

29

3) в организационно-управленческой стороне деятельности

3.1. В экстремальных ситуациях организуют совместную работу и управляют профессионально-тактическими действиями и поведением напарника, добиваясь грамотного совместного применении табельного оружия в целях обеспечения совместной безопасности, сохранения жизни и здоровья гражданина (-ан).

61

3.2. По необходимости координируют и усиливают действия напарника при совместном применении специальных средств (средств ограничения подвижности, палки специальной) для решения служебных задач с отдельными командами и указаниями: «Заводи руки за спину, надевай наручники!», «Выбивай палкой нож!», «Освобождай руку, я надеваю наручники!» и др.

66

3.3. В экстремальных ситуациях и по необходимости управляют и корректируют совместные и отдельные действия напарника (-ов) по силовому пресечению правонарушений с использованием команд и указаний: «Держи захват крепче!», «Прижимай к земле!», «Загибай руку за спину!», «Подтяни его локоть к себе!», «Отведи его руку назад» и др.

56

3.4. Приспосабливают и подстраивают профессиональные действия к изменяющейся оперативной обстановке и напарнику в совместном задержании и силовом пресечении правонарушителя, что обеспечивает срабатываемость и согласованное взаимодействие.

67

3.5. При пресечении правонарушений компенсируют недостаточное проявление физической силы напарника за счёт собственных более развитых силовых навыков овладения приёмами борьбы.

63

3.6. При осуществлении личного досмотра контролируют и корректируют ошибочные действия напарника с указаниями: «Слишком близко держишь дистанцию, отойди дальше!», «Ты забыл посмотреть его внутренние карманы!», «Расставь его ноги ещё шире!», «Не перекладывай оружие, это опасно!», «Не отвлекайся, внимательно следи за каждым его движением!» и др.

67

3.7. Допускают ошибки в совместных действиях при силовом пресечении и задержании правонарушителя, не обеспечивают слаженное взаимодействие с напарником, что приводит к неграмотным и несогласованным действиям по применению физической силы и приёмов борьбы.

34

3.8. При внезапном нападении гражданина (-ан) совместно со своим напарником (-ами) проявляют нерешительность, несвоевременно  используют (или не используют) алгоритм профессионально-тактических действий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

39

3.9. Осуществляя служебные задачи по личному досмотру, не подстраиваются к действиям своего напарника и не обеспечивают совместную безопасность для эффективного выполнения профессионально-тактических и профессионально-психологических действий.

33

4) в профилактической стороне деятельности

4.1. Совместно с напарником, осуществляя правовое информирование и разъяснение гражданину или группе граждан совершаемого им деяния и возможных правовых последствий, координируют и усиливают действия напарника с отдельными указаниями: «Сошлись на нормативные акты!», «Сейчас я прочитаю гражданину пункты административного кодекса!», «А теперь я расскажу о последствиях правонарушения», «Объясни ему ещё раз, он подросток!», «Мой напарник Вам уже сказал, но видимо Вы его не поняли, поэтому я повторяю Вам, что ..»  и др.

76

4.2. При пресечении административного правонарушения контролируют и корректируют ошибочные действия напарника с указаниями: «Ты ещё не проверил документы, удостоверяющие личность? Я помогу тебе... », «Ты не отметил выявленные данные по правонарушению, давай я дополню!», «Исправь ошибку в протоколе!» и др.

76

4.3. При предупреждении и пресечении административных правонарушений, совершаемых гражданином (-ами), совместно с напарником не раскрывают смысл ст.20.21, ст. 20.22 КоАП РФ, не объясняют правовых норм и последствий

26

 

Обсуждение результатов

Значительная часть респондентов отличаются конструктивным групповым стилем профессиональной служебной деятельности, гибко и эффективно вносят вклад в совместную служебную деятельность, добиваясь с напарником слаженных профессиональных действий для решения оперативно-служебных задач. Так, 61 % сотрудников согласованно с напарником выполняют профессионально-тактические действия, обеспечивающие познавательно-прогностическую и организационно-управленческую стороны деятельности, по применению табельного оружия и специальных средств (палки специальной, средств ограничения подвижности). По необходимости 66 % респондентов координируют и усиливают действия напарника с помощью отдельных команд и указаний, зафиксированных в ходе наблюдения: «Заводи руки за спину, надевай наручники!», «Выбивай палкой нож!», «Освобождай руку, я надеваю наручники!» и др.  Кром того, в совместной служебной деятельности у таких сотрудников нами зафиксированы признаки проявлений механизмов адаптации группового стиля деятельности: более опытный напарник помогает адаптироваться менее опытному сотруднику к выполнению оперативно-служебных задач, управляя его действиями. При задержании и силовом пресечении 67 % сотрудников приспосабливают и подстраивают профессиональные действия друг к другу и изменяющейся оперативной обстановке. Нами были отмечены наиболее типичные фразы в виде команд или указаний, характеризующие проявления группового стиля деятельности и его механизмов адаптации при выполнении профессионально-тактических действий в рамках организационно-управленческой стороны деятельности:  «Держи захват крепче!», «Прижимай к земле!», «Загибай руку за спину!», «Подтяни его локоть к себе!», «Отведи его руку назад» и др. Полагаем, что такая адаптация в выполнении групповых действий сотрудников полиции может быть названа механизмом групповой адаптации.

В ходе наблюдения зафиксированы признаки проявления и механизмов компенсации группового стиля деятельности: в случае растерянности и неуверенности одного сотрудника в применении тех или иных профессиональных действий (тактических, юридических, психологических, профилактических и пр.), его напарник компенсирует эти действия за счёт усиления и проявления собственных действий. По нашим данным, 63 % сотрудников полиции компенсируют недостаточное проявление физической силы напарника за счёт собственных более развитых силовых навыков овладения приёмами борьбы. Полагаем, что такая компенсация в выполнении групповых действий сотрудников полиции может быть названа механизмом групповой компенсации.

Результаты исследования показывают, что 67 % респондентов при выполнении профессионально-тактических действий по личному досмотру контролируют и корректируют ошибочные действия напарника с отдельными указаниями. Обозначим некоторые из них: «Слишком близко держишь дистанцию, отойди дальше!», «Ты забыл посмотреть его внутренние карманы!», «Расставь его ноги ещё шире!», «Не перекладывай оружие, это опасно!», «Не отвлекайся, внимательно следи за каждым его движением!» и др. Полагаем, в случае исправления ошибочных действий одним из напарников проявляются механизмы коррекции группового стиля деятельности, которые при выполнении совместных профессиональных действий (тактических, юридических, психологических, профилактических и пр.) могут быть названы механизмы групповой коррекции. 

 Значительная часть сотрудников грамотно выполняют профессионально-психологические действия для обеспечения познавательно-прогностической и коммуникативной сторон деятельности. Из них 79 % респондентов в экстремальных ситуациях, оценивая оперативную обстановку и прогнозируя её последствия, координируют и усиливают действия напарника с целью грамотного выполнения профессионально-тактических задач. Отметим фразы-команды, которые используют сотрудники: «Прикрой меня, у него в руке нож!», «Сделай предупредительный выстрел!», «Он становится агрессивнее, будь осторожнее!» и др. Эти указания свидетельствуют о проявлениях механизмов адаптации группового стиля деятельности, в котором один из сотрудников приспосабливает своего напарника к профессионально-психологическим действиям в ситуациях риска и неопределённости. Вместе с тем, нами зафиксированы и механизмы коррекции группового стиля деятельности, проявляющиеся в исправлении ошибочных профессионально-психологических действий напарника при определении признаков административного правонарушения, состояния гражданина (-ан), находящихся в алкогольном/наркотическом опьянении. Отметим наиболее типичные фразы: «Неверно определяешь, он не пьян, у него расширены зрачки!», «Ты ошибаешься, я чувствую сильный запах алкогольного опьянения!», «Не согласен, он курит на детской площадке, это точно административка...» и др.

Результаты исследования профессионально-психологических действий также показывают, что при проверке документов 73 % сотрудников анализируют оперативную обстановку и поведение гражданина (-ан), обеспечивая совместную безопасность и слаженные профессиональные действия с напарником. В установлении психологического контакта 67 % респондентов гибко и грамотно дополняют напарника (-ов) в словах, фразах, законных требованиях, разъяснениях. В изменяющихся условиях оперативной обстановки 74 % сотрудников мобильно обмениваются поступающей информацией, быстро понимают смысл слов и фраз, указаний и предостережений, жесты, мимику и другие невербальные средства профессионального общения  напарника (-ов). Для оказания интенсивного психологического воздействия на гражданина/группу граждан, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов, в случае неуверенности или растерянности одного из напарников,  71 % респондентов подстраховывают и усиливают воздействие на гражданина/группу дополнительными и другими конструктивными психологическими приёмами. Полагаем, что в приведённых примерах совместной деятельности сотрудников ППСП проявляется механизм групповой компенсации, за счёт чего повышается эффективность профессионально-психологических действий и решение оперативно-служебных задач. Кроме того, было зафиксировано, что в экстремальных ситуациях и по необходимости 65 % сотрудников регулируют психическое состояние и поддерживают работоспособность напарника (-ов) при помощи речи в виде поддержки: «Ты абсолютно правильно поступил в этой ситуации», «Я понимаю твоё состояние», «Держись, осталось немного» и др.

Исследованием установлено, значительная часть сотрудников эффективно осуществляют профессионально-юридические и профессионально-профилактические действия, обеспечивающие профилактическую сторону деятельности. Так, 76 % респондентов, осуществляя правовое информирование и разъяснение гражданину или группе граждан совершаемого им деяния и возможных правовых последствий, координируют и усиливают действия напарника при помощи отдельных указаний: «Сошлись на нормативные акты!», «Сейчас я прочитаю гражданину пункты административного кодекса!», «А теперь я расскажу о последствиях правонарушения», «Объясни ему ещё раз, он подросток!», «Мой напарник Вам уже сказал, но видимо Вы его не поняли, поэтому я повторяю Вам, что ..»  и др.  Это свидетельствует о многократном проявлении механизмов групповой адаптации в совместных профессиональных действиях (тактических, психологических, юридических, профилактических и пр.), обеспечивающих согласованное взаимодействие и приспособление к выполнению служебных групповых задач. Более того, при пресечении административного правонарушения 76 % сотрудников исправляют ошибочные профессионально-юридические действия напарника, что свидетельствует о проявлениях механизмов групповой коррекции. Отметим некоторые фразы сотрудников, указывающих на эти механизмы: «Ты ещё не проверил документы, удостоверяющие личность? Я помогу тебе...», «Ты не зафиксировал все выявленные сведения, давай я дополню!», «Исправь ошибку в протоколе!» и др.

Результаты проведённого наблюдения и психологического анализа профессиональных действий сотрудников ППСП свидетельствуют о том, что у значительной части респондентов  сформирован конструктивный групповой стиль деятельности, проявляющийся в слаженном и эффективном выполнении профессиональных действий (тактических, психологических, юридических, профилактических и пр.). Полагаем, что эффективность служебной деятельности сотрудников повышается за счёт использования механизмов (адаптации, компенсации, коррекции) группового стиля деятельности,  сформированных у сотрудников ППСП стихийно и неосознанно. Так, при помощи механизмов адаптации и компенсации сотрудники гибко подстраивают, приспосабливают профессиональные действия друг к другу, а также компенсируют недостаточно сформированные профессиональные навыки и профессионально важные качества за счёт более развитых. Роль механизмов коррекции заключается в исправлении ошибочных и неграмотных действий напарника, приводящих к достижению оперативно-служебных задач в совместной профессиональной деятельности. Стоит отметить определенный вклад командиров батальонов ППСП, направленный на развитие механизмов (адаптации, компенсации, коррекции) группового стиля деятельности. Командиры во время инструктажа акцентируют внимание на наиболее частые ошибки сотрудников ППСП, недостатки или определенные тонкости в выполнении групповых профессиональных действий сотрудников, а также демонстрируют алгоритмы грамотных профессиональных действий, влияющих на эффективное развитие группового стиля деятельности. Тем не менее, полагаем, что такая работа по развитию механизмов должна носить комплексный характер и должна включать работу психолога. Во время инструктажа и на занятиях по морально-психологической подготовке психолог может предоставить полноценный психологический анализ совершаемых групповых действий группового стиля служебной деятельности сотрудникам ППСП, а также раскрыть роль механизмов группового стиля деятельности в слаженной групповой работе и решении оперативно-служебных задач.

Вместе с тем, следует обратить внимание на неконструктивное совместное взаимодействие, ошибки в рассогласованности профессиональных действий, допускаемые сотрудниками ППСП при выполнении обязанностей и решении служебных задач. Так, 34 % респондентов допускают ошибки в совместных действиях при силовом пресечении и задержании правонарушителя, не обеспечивают слаженное взаимодействие с напарником, что приводит к неграмотным и несогласованным действиям по применению физической силы и приёмов борьбы. При внезапном нападении 39 % сотрудников  совместно со своим напарником (-ами) проявляют нерешительность, несвоевременно  используют (или не используют) алгоритм профессионально-тактических действий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Осуществляя служебные задачи по личному досмотру,  33 % респондентов не подстраиваются к действиям своего напарника и не обеспечивают совместную безопасность для эффективного выполнения профессионально-тактических и профессионально-психологических действий.

Исследованием установлено наибольшее количество ошибок, допускаемых сотрудниками в выполнении профессионально-психологических действий, обеспечивающих познавательно-прогностическую и коммуникативную стороны деятельности. Так, в познавательно-прогностической стороне деятельности при осуществлении личного досмотра 21 % респондентов не проявляют должной наблюдательности за поведением гражданина (-ан) и действиями напарника в складывающейся оперативной обстановке, что приводит к рассогласованному профессиональному взаимодействию. При внезапном нападении 39 % сотрудников не предусматривают возможные последствия и риски, тем самым совершают ошибки в совместном применении с напарником огнестрельного оружия, специальных средств. Во время несения службы вместе с напарником    24 % респондентов направляют своё внимание на собственные телефоны, тем самым отвлекаются от наблюдения за складывающейся оперативной обстановкой, подвергая опасности граждан и друг друга. В коммуникативной стороне деятельности 33 % сотрудников игнорируют применение коммуникативных методов и приёмов при установлении психологического контакта с гражданами, нетактично и грубо обращаются с гражданами/группой граждан, а их напарники не вмешиваются в неконструктивное профессиональное общение своих коллег, тем самым снижая эффективность решения оперативно-служебных задач. В конфликтных ситуациях с гражданином (-ами ) 29 % сотрудников не регулируют импульсивное и несдержанное поведение напарника, а расширяют конфликт при помощи словесной перепалки, обостряя психологически неконструктивное взаимодействие с гражданином (-ами).

Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что третья часть респондентов совершают неграмотные и несогласованные групповые профессиональные действия (тактические, психологические, юридические, профилактические и пр.), что указывает на неконструктивный групповой стиль деятельности и отсутствие сочетаемости и слаженности в профессиональном взаимодействии. Вероятно, это связано с тем, что у отдельных сотрудников не сформирован конструктивный индивидуальный стиль деятельности, который способствует вкладу в совместную (групповую) деятельность. Более того, к ошибкам в групповых действиях приводят недостаточно сформированные профессиональные навыки и умения, механизмы группового стиля деятельности (адаптации, компенсации, коррекции).

Выводы

 Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что значительная часть сотрудников патрульно-постовой службы полиции отличаются конструктивным групповым стилем деятельности: слаженным и эффективным выполнением групповых профессиональных действий (тактических, психологических, юридических, профилактических и пр.). Сотрудники с неконструктивным групповым стилем деятельности отличаются неграмотным и несогласованным выполнением групповых профессиональных действий (тактических, психологических, юридических, профилактических и пр.), отсутствием сочетаемости и слаженности в профессиональном взаимодействии. Поэтому актуализируется необходимость проведения дополнительных занятий в системе профессиональной служебной подготовки и психологической работы, ориентированных на целенаправленное развитие у сотрудников ППСП конструктивного группового стиля деятельности и указанных психологических механизмов. Эта комплексная работа призвана повысить эффективность оперативно-служебных задач по обеспечению правопорядка в общественных местах, обеспечению безопасности личности,  предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Список литературы

1. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.

2. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 2008. - 238 с.

3. Пряхина М.В., Душкин А.С., Мартиросова Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода : монография. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2012 - 136 с.

4. Романов, В.В. Юридическая психология: учебное пособие для вузов / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2019. - 170 с.

5. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015 - 366 с.

6. Толочек В.А. Стили деятельности / В. А. Толочек // Разработка понятий современной психологии / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - Москва : Институт психологии РАН, 2018. - С. 508-529.

7. Толочек В.А. Диады «субъект-субъект» как социально-психологические единицы: ресурсный подход / В. А. Толочек // Наука - образование - профессия: системный личностно-развивающий подход : Под общей редакцией Л.М. Митиной, Москва, 08-11 июля 2019 года. - Москва: Издательство «Перо», 2019. - С. 57-61.

8. Толочек В.А., Белик В.В., Машкова А.С., Сизова Л.А. Стили делового общения как факторы саморегуляции и регуляции взаимодействий субъектов труда / В. А. Толочек, В. В. Белик, А. С. Машкова, Л. А. Сизова // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования : Материалы научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. - Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. - С. 222-225.

9. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел: Теория и методология управления развитием: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.06. - СПб, 2000. - 359 с.

10. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607 с.

11. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.

12. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 2008. - 238 с.

13. Пряхина М.В., Душкин А.С., Мартиросова Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода : монография. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2012 - 136 с.

14. Романов, В.В. Юридическая психология: учебное пособие для вузов / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2019. - 170 с.

15. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015 - 366 с.

16. Толочек В.А. Стили деятельности / В. А. Толочек // Разработка понятий современной психологии / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - Москва : Институт психологии РАН, 2018. - С. 508-529.

17. Толочек В.А. Диады «субъект-субъект» как социально-психологические единицы: ресурсный подход / В. А. Толочек // Наука - образование - профессия: системный личностно-развивающий подход : Под общей редакцией Л.М. Митиной, Москва, 08-11 июля 2019 года. - Москва: Издательство «Перо», 2019. - С. 57-61.

18. Толочек В.А., Белик В.В., Машкова А.С., Сизова Л.А. Стили делового общения как факторы саморегуляции и регуляции взаимодействий субъектов труда / В. А. Толочек, В. В. Белик, А. С. Машкова, Л. А. Сизова // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования : Материалы научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. - Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. - С. 222-225.

19. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел: Теория и методология управления развитием: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.06. - СПб, 2000. - 359 с.

20. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607 с.

Рецензии
1. О проявлениях группового стиля в служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции Авторы: Вахнина Виктория Владимировна


Войти или Создать
* Забыли пароль?