ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Профессии экологического профиля имеют важное социальное значение, которое будет возрастать. В то же время данная сфера профессиональной деятельности слабо востребована современной молодежью. В статье охарактеризованы инновационные профессии экологического профиля, выявленные на основе форсайта отечественными и зарубежными экспертами. Представлены результаты анкетирования учащихся 9–11-х классов относительно выбора сферы, места будущей профессиональной деятельности, а также важности экологических профессий для народного хозяйства и готовности к их получению. Установлено, что для определенной доли школьников (как юношей, так и девушек) экологические профессии представляют интерес. Желательно при этом, чтобы работа в сфере экологии была хорошо оплачиваемой, а главное — удовлетворяла собственные интересы и склонности обучающихся.

Ключевые слова:
профессия, экология, форсайт, старшеклассники, отношение.
Текст

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-16-71006.

Одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии [1]. Еще совсем недавно профессии экологического профиля: рабочие (например, лаборантэколог, аппаратчик-оператор экологических установок), техники (техник по защите окружающей среды, охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, мелиорации, рекультивации и охране земель, радиационной безопасности), специалисты [специалист по охране окружающей среды, специалист инспекции государственного экологического контроля и анализа, инспектор по охране природы, инженер по охране окружающей среды (эколог)] — казались новыми [2]. Однако жизнь не стоит на месте. Система образования и рынок труда должны реагировать на современные достижения науки и техники, а также запросы общества и государства.

Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. - http://window.edu.ru (дата обращения: 05.05.2015).

2. Ермаков Д.С., Клычкова А.И. Профессия - эколог // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 42-45.

3. Крыжановская И.В. Профессиональные типы обучающихся экологическим специальностям // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53539.shtml (дата обращения: 05.05.2015).

4. Ecological skills. Shaping the profession for the 21st century. - Winchester: IEEM, 2011. - 118 p.

5. Loveridge D. Foresight: the art and science of anticipating the future. - N. Y., L.: Routledge, 2009. - 282 p.

6. Jobs of 2030. - http://careers2030.cst.org/jobs (accessed 05 May 2015).

7. Атлас новых профессий. - М.: АСИ: МШУ «Сколково», 2014. - 164 с.

8. Алексеев С.В. Прогнозирование педагогических стратегий развития экологического образования. - http://greenlight-int.org (дата обращения: 05.05.2015).

9. Клычкова А.И. Динамика формирования профессиональной направленности школьников (на материале экологических специальностей): автореферат дис. … канд. психол. наук. - М., 2012. - 27 с.

10. Черкашин Е.О. Формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: автореферат дис.... канд. пед. наук. - М., 2012. - 25 с.

11. Чистякова С.Н., Грачева Л.Ю. Педагогическая поддержка выбора профессиональной карьеры учащегося // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 8-17.

Войти или Создать
* Забыли пароль?