Россия
Россия
Актуальность и значимость исследования тенденций потребительской кооперации в экономике регионов представляет не только теоретическую, но и практическую значимость для принятия решений по формированию продовольственных ресурсов. Освещается деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в обеспечении продовольственной безопасности. Аргументируется необходимость развития деятельности потребительской кооперации в оказании услуг малому аграрному бизнесу, использованию потенциала потребкооперации по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, повышению эффективности работы сельских подворий и конкурентоспособности производителей.
сельхозпродукция, кооперация, сельская местность, потребительская кооперация, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, потребительские кооперативы, сбыт, конкуренция
Цель работы – выявить и охарактеризовать тенденции и особенности развития потребительской кооперации и КФХ в Республике Татарстан, развитие инфраструктуры и оборота деятельности потребкооперации, сформулировать предложения по более эффективному использования имеющегося потенциала и трудовых ресурсов в сельской местности, оценить работу КФХ и повышении их значимости в формировании продовольственных ресурсов. Выявить тенденции производства сельхозпродукции в регионах, роль фермеров в формировании продовольственных ресурсов.
Материалы и методы исследования. В процессе работы использованы научные методы исследований, труды российских ученых, изучающих развитие потребкооперации, её месте в системе формирования ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности и развития экономических регионов. В качестве материалов исследований использованы статистические данные Республики Татарстан за ряд лет.
Результат работы. В процессе исследования выявлены и раскрыты особенности развития потребкооперации в сельской местности, предложены направления, механизмы и меры по дальнейшему укреплению продовольственной безопасности. Выработаны предложения по расширению услуг предприятий потребкооперации в развитии продовольственной базы.
Введение. В условиях санкций и эмбарго в России уделяется повышенное внимание развитию сельского хозяйства в регионах, усиливается господдержка аграрного бизнеса. Одновременно возрастает роль и значимость кооперации. Кооперативы — это успешное и демократическое движение, у которого можно многому научиться, чтобы лучше решать некоторые из основных проблем, с которыми сталкивается человечество. Кооперативы — это испытанный инструмент для расширения экономических возможностей, социального развития, достойной работы, взаимной поддержки для сельхозпроизводителей, в том числе и молодежи.
Кооперативы помогают решать проблемы трудоустройства, с которыми сталкивается сельское население. Для повышения трудовой занятости кооперативы расширяют свою сеть, открывая новые заготовительные пункты, магазины, где мелкие сельхозпроизводители могут сдавать излишки сельхозпродукции, а потребители приобретать покупки. Новые торговые точки позволяют покупателям выбирать покупки из широкого ассортимента товаров. Благодаря государственной поддержке малые и средние предприятия смогут получать льготные кредиты на перестройку производства под 4,5% годовых и на его развитие под 3%, в том числе на капитальный ремонт производственных помещений, закупку оборудования, а также запуск новых производств.
На продовольственном рынке регионов важное место занимает ценообразование. Отдельные авторы отмечают необходимость указывать на продуктах не только место производства, но и цены производителей. В таком случае покупатель мог бы знать сколько работник сельского хозяйства получил от производимого продукта и по какой цене товар достаётся потребителю. Для малых аграрных предпринимателей значительную помощь в оказании услуг могут оказать предприятия потребительской кооперации Центросоюза РФ. В совокупном объеме деятельности потребкооперации закупки сельхозпродукции и сырья в 2021 г. составили 11,9%, оборот общественного питания – 6,0% (таблица 1).
Таблица 1 - Структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации России в 2021 г., в процентах
Наименование региональных союзов |
Оборот розничной торговли
|
Оборот общественного питания
|
Оптовый оборот
|
Закупки сельхоз-продуктов и сырья |
Платные услуги населению
|
Другие виды дея-тельности
|
Центросоюз |
60,8 |
6,0 |
4,50 |
11,9 |
2,51 |
4,0 |
Центральный |
67,2 |
5,5 |
6,01 |
9,5 |
0,74 |
4,1 |
Северо - Западный |
67,0 |
4,5 |
5,65 |
5,2 |
0,86 |
3,8 |
Южный |
55,5 |
8,0 |
1,49 |
9,2 |
1,89 |
8,5 |
Северо -Кавказский |
57,0 |
3,2 |
7,36 |
13,7 |
10,0 |
3,7 |
Приволжский |
56,1 |
6,8 |
4,33 |
18,2 |
0,84 |
2,5 |
Уральский |
63,5 |
8,8 |
5,40 |
7,2 |
0,24 |
7,2 |
Сибирский |
67,3 |
4,2 |
1,84 |
9,5 |
3,58 |
5,2 |
Дальневосточный |
59,4 |
7,6 |
5,38 |
7,0 |
2,84 |
8,9 |
Источник: Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации Центросоюза России в 2021 г. М., 2022.
Наибольший удельный вес закупок сельхозпродукции отмечается в деятельности потребительской кооперации Приволжского федерального округа – 18,2% и Северо-Кавказского ФО – 13,7%. Фермеры могут договариваться с предприятиями потребкооперации по организации сбыта сельхозпродукции и сырья, успешно работать на принципах системного подхода, адаптируясь к современным условиям. В результате санкций сбои могут привести к росту цен на продукты питания.
В последние годы в России отмечается тенденция по сокращению объемов пищевых отходов, отправляемых на полигоны, оптимизируются закупки у поставщиков и просроченные продовольственные товары передаются на переработку и продаются производителям кормов и удобрений. В системе реализации продуктов питания россияне стали меньше смотреть на бренд и внешний вид товара. Главными критериями для покупателей выступают вкус (89%), низкая цена (87%), наличие акции (83%) и срок годности (82%). Эти критерии за последнее время стали важнее по сравнению с предыдущими годами. В России 69% населения при покупке предпочитают натуральные продукты. Столько же респондентов обращают внимание на то, что товар относится к категории здорового питания. Около 63% покупателей смотрят на страну производства, при этом 60% предпочитают товары местных производителей. [2].
Для увеличения поставок в систему продовольственного обеспечения говядины Минсельхоз намерен стимулировать выращивание скота на убой, активизировать заготовительную деятельность. В стране возрастает необходимость расширять рынок говядины. Одним из путей решения этого вопроса может выступать выделение субсидий на организацию откорма на убой бычков молочных пород.
Наибольшее количество крупного рогатого скота имеется в КФХ Приволжского федерального округа – 704,2 тыс. голов и в Южном ФО – 658,1 тыс. голов (таблица 2).
Таблица 2 - Поголовье крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (на 1 августа 2021 г.; тысяч голов)
Регионы (федеральные округа) |
КФХ и ИП |
из них |
|||
КФХ |
ЮЛ |
Главы КФХ |
ИП |
||
РОССИЯ |
3056,0 |
2852,6 |
112,1 |
2740,5 |
203,3 |
Центральный |
249,7 |
241,0 |
17,8 |
223,2 |
8,8 |
Северо-Западный |
63,6 |
60,7 |
2,7 |
58,0 |
2,9 |
Южный |
658,1 |
631,1 |
15,6 |
615,4 |
27,0 |
Северо-Кавказский |
377,9 |
330,4 |
18,2 |
312,1 |
47,6 |
Приволжский |
704,2 |
666,7 |
31,5 |
635,2 |
37,5 |
Уральский |
125,3 |
115,2 |
12,1 |
103,1 |
10,1 |
Сибирский |
585,0 |
550,4 |
10,9 |
539,5 |
34,7 |
Дальневосточный |
292,1 |
257,3 |
3,3 |
253,9 |
34,8 |
Источник: Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года. Федеральная служба государственной статистики. Предварительные итоги по крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям. Москва, 2022.
На продовольственном рынке России заметное место занимает продукция растениеводства. В последние годы отмечается позитивная динамика в тепличном овощеводстве. К половине августа 2022 г. собрано более 1,7 млн тонн овощей. С начала года в закрытом грунте выращено уже 1,02 млн тонн продукции, что на 7,6% выше показателя за аналогичный период 2021 г. [4].
Урожайность ягод в России по сравнению с 2015 г. увеличилась на 14%. Возросло производство клубники, которая входит в число приоритетных культур для современного тепличного бизнеса. Популярной ягодой является садовая земляника, урожайность которой в прошлом году составила 5,1 т/га, урожайность крыжовника достигает 30 т/га, смородины — 25 т/га, малины — 15 т/га. Помимо этих наиболее популярных ягод, перспективными для выращивания в Центральной России могут быть жимолость, актинидия и ирга, отмечают эксперты. [5].
В России наиболее крупными ягодными регионами и главными поставщиками ягод за минувшие семь являются Приволжский регион и Подмосковье. Здесь существенно увеличились объемы выращивания ягод. Основной спрос покрывают отечественные производители. В 2021 г. в России выращено более 700 тысяч тонн ягод. Более половины валового объема дают Приволжский (201,9 тысячи тонн) и Центральный (168,4 тысячи тонн) федеральные округа. На Южный регион приходится менее 15 процентов. [6].
Бизнес в отрасли дикоросов наиболее широко представлен в Карелии, где осуществляется закупки и сбор дикорастущих ягод, грибов, орехов и лекарственных трав для переработки. [7].
Здесь предприятие «Ягоды Карелии» разработало уникальное мобильное приложение для сборщиков грибов и ягод. С помощью него можно посмотреть места сбора дикоросов на карте, приемные пункты и закупочные цены, а также узнать статистику сданного урожая. Средства от сдачи ягод и грибов зачисляются на электронный кошелек. Организован активный сбор черники, брусники. Промышленный сбор ягод происходит с помощью пластиковых комбайнов, в отличие от железных, они не повреждают кусты. Опытные сборщики собирают около 60 кг ягод в день. [8].
В формировании продовольственных ресурсов в регионах России значительное место занимает потребительская кооперация Центросоюза РФ. Заготовительные организации, предприятия и потребительские общества Центросоюза закупают у сельхозпроизводителей регионов мясо, молоко, яйца, картофель. Овощи, плоды и лекарственно-техническое сырьё (таблица 3).
Таблица 3 – Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья потребительскими обществами в федеральных округах России, 2020 г.
Союзы потребитель ских обществ |
Вся с-хоз продукция, млн руб. |
Сельхозпродукция по видам, тонн |
||||||
Мясо |
Молоко |
Яйца, тыс. штук |
Картофель |
Овощи |
Плоды |
Лектехсырье |
||
Центросоюз РФ |
21460 |
47516 |
223453 |
138626 |
29788 |
36182 |
20853 |
863,96 |
Центральный |
3082 |
7830 |
3495 |
29146 |
6776 |
8318 |
5170 |
11,3 |
Северо- Западный |
1731 |
6480 |
1889 |
22563 |
2738 |
3359 |
3165 |
136,7 |
Южный |
775 |
1214 |
592 |
7784 |
3944 |
4771 |
2104 |
- |
Северо-Кавказский |
646 |
1011 |
2327 |
2616 |
2201 |
1895 |
276 |
- |
Приволжский |
12668 |
23076 |
203396 |
42987 |
10104 |
11705 |
6795 |
671,2 |
Уральский |
798 |
1335 |
3107 |
13248 |
1071 |
1432 |
606 |
0,1 |
Сибирский |
2096 |
4521 |
2518 |
16432 |
1893 |
3212 |
2467 |
30,3 |
Дальневост очный |
17 |
1901 |
699 |
3345 |
972 |
1375 |
188 |
14,4 |
Источник: Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России 2016-2020 гг. М., 2021.
Наиболее подробно рассмотрим на примере региона Республики Татарстан. Анализ развития хозяйств населения Татарстана показывает, что с 2016 по 2020 гг. число семей ЛПХ возросло с 455,6 до 472,4 тыс., или на 3,7%, размеры земли в их пользовании возросли с 114,1 до 114,6 тыс. га, или на 0,6%, На одну семью в среднем приходится 0,24 га. В Республике Татарстан в сфере коллективного и индивидуального садоводства участвует 377,9 тыс. семей, в пользовании которых имеется 30,0 тыс. га пашни, или по 0,08 га на 1 семью в среднем. Наряду с этим в Татарстане в сфере индивидуального и коллективного огородничества занято 3,9 тыс. семей, в распоряжении которых 0,6 тыс. га, или на 1 семью в среднем выпадает 0,15 га, что на уровне 2016 г. (Таблица 4).
Таблица 4 – Тренд количества ЛПХ, имеющих участки пашни в Республике Татарстан
Показатели |
Годы |
2020 в % к 2016 |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Личные подсобные хозяйства (приусадебная пашня) |
||||||
Число семей, тыс. |
455,6 |
456,9 |
457,8 |
468,3 |
472,4 |
103,7 |
Площадь, тыс. га |
114,1 |
114,2 |
114,3 |
114,5 |
114,6 |
100,4 |
В среднем на 1 семью, га |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,24 |
0,24 |
96,0 |
Коллективные и индивидуальные сады |
||||||
Число семей, тыс. |
385,9 |
385,9 |
377,2 |
377,5 |
377,9 |
97,9 |
Площадь, тыс. га |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
100 |
В среднем на 1 семью, га |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
100 |
Коллективные и индивидуальные огороды |
||||||
Число семей, тыс. |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
100 |
Площадь, тыс. га |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
100 |
В среднем на 1 семью, га |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
100 |
Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник - 2020. Казань, 2021.
В ЛПХ Республики Татарстан с 2016 по 2020 гг. численность скота молочно-мясного направления увеличилась с 285,6 до 290,4 тыс. голов, или на 1,7%, численность коз сократилась с 55,8 до 53,3 тыс. голов, или на 4,5%. В это время число овец сократилось с 242,6 до 206,0 тыс. голов, или на 15,1%, уменьшилось поголовье свиней с 48,7 до 39,3 тыс. голов, или на 19,3%. Удельный вес коров в стада понизился с 39,4 до 35,5%, или на 3,9 процентных пунктов. Наряду с этим сократилось и количество коров с 112,5 до 103,1 тыс. голов, или на 8,4% (Таблица 5).
Таблица 5 – Тренд численности животных в хозяйствах населения Республики Татарстан, тыс. голов
Показатели |
Годы |
2020 в % к 2016 |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Крупный рогатый скот |
285,6 |
289,7 |
291,0 |
290,5 |
290,4 |
101,7 |
в т.ч. коровы |
112,5 |
110,2 |
109,7 |
106,2 |
103,1 |
91,6 |
Доля коров в стаде, % |
39,4 |
38,0 |
37,7 |
36, |
35,5 |
-3,9* |
Свиньи |
48,7 |
44,3 |
42,8 |
40,9 |
39,3 |
80,7 |
Овцы |
242,6 |
236,5 |
234,1 |
219,7 |
206,0 |
84,9 |
Козы |
55,8 |
59,4 |
58,9 |
55,6 |
53,3 |
95,5 |
Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник 2020. Казань, 2021.
*процентные пункты
Уменьшение числа коров с 2016 по 2020 гг. в хозяйствах населения при отсутствии повышения продуктивности сопровождалось спадом надоев молока с 569,3 до 535,5 тыс. т, или на 5,9%. Наряду с этим снизилось и производство говядины, если нет коровы, то нельзя ждать и теленка. Уменьшение числа овец привело к сокращению производства шерсти с 772 до 648 т, или на 16,1%. В хозяйствах населения уменьшился сбор меда с 8997до 7561 т, или на 16,0% (Таблица 6).
Таблица 6– Тренд производства основных продуктов животноводства (сельхозпродукции) в хозяйствах населения в Республике Татарстан, тыс. т
Показатели |
Годы |
2020 в % к 2016 |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Скот и птица на убой (в уб. весе), тыс. т |
75,0 |
74,5 |
76,5 |
74,9 |
73,8 |
98,4 |
Молоко |
569,3 |
554,0 |
552,5 |
546,0 |
535,5 |
94,1 |
Яйца, млн. штук |
304,5 |
305,4 |
307,7 |
307,4 |
307,7 |
101,1 |
Шерсть (в физическом весе), тонн |
772 |
763 |
674 |
597 |
648 |
83,9 |
Мёд, тонн |
8997 |
7728 |
7780 |
7342 |
7561 |
84,0 |
Картофель* |
1001,4 |
1020,0 |
1031,2 |
1059,7 |
1067,6 |
106,6 |
Овощи* |
216,0 |
209,5 |
212,0 |
217,1 |
215,4 |
99,7 |
Плоды и ягоды* |
93,4 |
77,7 |
109,1 |
107,8 |
122,0 |
130,6 |
Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник 2020. Казань, 2021
* Данные за 2016–2017 гг. пересчитаны на основе итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.
В Республике Татарстан с 2016 по 2020 гг. ЛПХ уменьшили продажу: молока с 288,8 до 278,9 тыс. т, или на 3,4%; скота и птицы – с 51,8 до 49,8 тыс. т, или на 3,9%, овощей – с 33,0 до 30,2 тыс. т, или на 8,5%. Одновременно ЛПХ увеличили реализацию: яиц с 57,9 до 58,5 млн штук, или на 1,0%, картофеля – с 190,3 до 202,8 тыс. т, или на 6,6% (Таблица 7).
Таблица 7 – Динамика сбыта основных видов сельхозпродукции хозяйствами населения в Республике Татарстан, тыс. т
Показатели |
Годы |
2020 в % к 2016 |
||||
2016* |
2017* |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Молоко |
288,8 |
279,2 |
279,4 |
276,7 |
278,9 |
96,6 |
Скот и птица |
51,8 |
51,4 |
51,0 |
50,2 |
49,8 |
96,1 |
Яйца, млн. штук |
57,9 |
58,0 |
58,4 |
58,4 |
58,5 |
101,0 |
Картофель |
190,3 |
193,8 |
195,9 |
190,7 |
202,8 |
106,6 |
Овощи |
33,0 |
32,0 |
32,4 |
30,4 |
30,2 |
91,5 |
Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник 2020. Казань, 2021
* Данные пересчитаны на основе итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.
Товарность молока, произведенного в хозяйствах населения Татарстана в 2020 г. по сравнению с 2016 г. повысилась с 50,7 до 52,1 %, или на 1,4 процентных пункта. Товарность яиц и картофеля осталась на прежнем уровне. В то же время товарность овощей снизилась с 15,3 до 14,0%, или на 1,3 процентных пункта, товарность скота и птицы сократилась с 69,1 до 67,6%, или на 1,5 процентных пункта (Таблица 8).
Таблица 8 – Тренд уровня товарности сельхозпродукции в хозяйствах населения в Республике Татарстан, в %
Показатели |
Годы |
2018 +,- к 2014, п.п.* |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Молоко |
50,7 |
50,4 |
50,6 |
50,7 |
52,1 |
1,4 |
Скот и птица |
69,1 |
69,0 |
66,7 |
67,0 |
67,6 |
-1,5 |
Яйца |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
0 |
Картофель(оценка) |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
18,0 |
19,0 |
0 |
Овощи |
15,3 |
15,3 |
15,3 |
14,0 |
14,0 |
-1,3 |
Источник: Республика Татарстан. Статистический сборник 2020. Казань, 2021.
*процентные пункты
В настоящий период на фоне обвала цен на зерно на внутреннем рынке возникает необходимость принятия мер для недопущения банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения закупок зерна в интервенционный фонд и отмены экспортных пошлин на зерновые культуры. На господдержку фермеров, кооперативов и центров компетенций в 2022 году направлено более 5,6 млрд рублей из федерального бюджета. Средства позволят реализовать свыше 1300 новых проектов «Агростартап», а также просубсидировать часть затрат около 640 сельскохозяйственных кооперативов. [9].
В связи со сложившейся ситуацией многие представители малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве начали искать возможности для продолжения бизнеса. В разных регионах владельцы предприятий думают об импортозамещении, оценивают перспективы и взаимодействуют с государством. Некоторые производители сумели перенастроить логистические потоки, другие — заменить импортных поставщиков отечественными. В супермаркетах страны нет дефицита, компаниям удается обойти ограничения. Санкции не достигли ожидаемого эффекта. Расходы россиян увеличились. В российских магазинах растет количество региональных продуктов. В ближайшие годы доля локальных продуктов в российских магазинах регионов продолжит расти. Ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться. Каждый регион обладает разнообразными характеристиками, что позволяет строить любой бизнес. Однако особенности расположения макрорегиона и устройства рынка диктуют направления для развития. [10].
Выводы. Выполненное исследование позволило выявить наиболее острые проблемы и направления развития услуг потребительской кооперации для малого и среднего аграрного бизнес, оценить их актуальность, определить направления и меры деятельности по стратегическому количественному и качественному развитию кооперативных предприятий и организаций. Предлагаем разработать и осуществить комплекс мер, включающих укрепление материально-технической базы потребительских обществ, повышение квалификации работников потребительской кооперации, привлекать для работы в системе потребкооперации молодых специалистов, совершенствовать социально-экономическую инфраструктуру сельской местности. Предлагаем активизировать работу по диверсификации сельской экономики, более полно использовать имеющийся потенциал природных и экономических ресурсов регионов. При развитии аграрного сектора следует шире использовать возможности потребительской кооперации, развивать предпринимательство, создавать снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы, поддерживать малые формы хозяйствования, повышать их конкурентоспособность, увеличивать трудовую занятость сельских жителей.
1. https://www.ica.coop/en/newsroom/news/youth-day-2022-building-world-all-ages.
2. https://shoppers.media/news/1611_rossiyane-stali-mense-smotret-na-brendi-vnesnii-vid-produktov.
3. https://www.kommersant.ru/doc/551300.
4. https://mcx.gov.ru/press-service/news/v-rossii-sobrano-bolee-1-7-mln-tonnovoshchey/
5. http://specagro.ru/news/202208/za-7-let-urozhaynost-yagod-v-rossiiuvelichilas-na-14-rosselkhozbank
6. https://rg.ru/2022/08/16/v-den-malinovogo-varenia-eksperty-rasskazalichi-iagody-ediat-rossiiane.html
7. https://karelia.rbc.ru/karelia/13/08/2022/62f0b5399a7947a4dfe09469
8. https://tv-karelia.ru/razrabotano-mobilnoe-prilozhenie-dlya-sborshhikov-dikorosov/
10. https://aif.ru/money/market/v_rossiyskih_magazinah_ kolichestvo_regionalnyh_produktov
11. Республика Татарстан, Статистический сборник. Казань 2021.
12. Набиева А.Р. Кооперативное предпринимательство в продовольственном обеспечении России: Монография / А.Р. Набиева, А.В. Ткач, О.А. Репушевская. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 244 с. (15,0 п.л. / 9,5 п.л.).
13. Набиева А.Р. Потребительская кооперация в реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / А.В. Ткач, А.Р. Набиева// Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 84-90. (0,9 п.л.).
14. Каурова О.В., Ткач А.В., Малолетко А.Н. Место и роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов России. Вестник Российского университета кооперации, научно-теоретический журнал. № 2(40) 2020, с. 51-61
15. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Потребительская кооперация в формировании продовольственных ресурсов регионов. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №1, 2021, с. 54-59
16. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Потребительская кооперация регионов в инфраструктуре продовольственного рынка России. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2021. - № 2, с. 73-80.
17. Нечитайлов А.С., Ткач А.В. Жукова О.И., Жуков А.С., Кооперативное предпринимательство в аграрном секторе. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, №3(48), 2019, с.118-124