ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ НА НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена описанию некоторых тенденций последних лет в развитии методики обучения русскому языку как иностранному (РКИ). В ней представлен обзор социокультурных причин, которые способствовали усилению коммуникативной направленности обучения РКИ, стремительному развитию дистанционного обучения в условиях цифровизации образования. В ходе анализа работ выполнено научное обобщение и предложено описание некоторых тенденций в области методики РКИ. Среди них — усиление направленности на обучение русскому языку как иностранному в качестве средства общения, активному использованию новых инструментов в обучении РКИ в связи с цифровизацией образования; возросшее влияние лингвокультурологии на методику обучения РКИ. В статье приведены актуальные источники научной и учебно-методической литературы, которые полезны для повышения коммуникативной и культуроведческой компетенций, углубления знаний в области русской лингвокультурологии в аудитории китайских студентов, изучающих русский язык. В статье кратко представлены новации в преподавании русского языка, которые используются в Китае в последние годы и дают положительный эффект в ходе обучения. Обзор, представленный в статье, имеет большое значение в деле повышения качества преподавания русского языка как иностранного в Китае (в условиях вне русской языковой среды), способствует обмену опытом, продвижению стратегического партнерства и сотрудничества в области гуманитарных наук между Россией и Китаем, в том числе с целью расширения взаимовыгодных обменов в области высшего образования.

Ключевые слова:
методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ), коммуникативность, лингвокультурология, современные технологии, дистанционное обучение, цифровизация, международное сотрудничество
Список литературы

1. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы [Текст] / Э.Г. Азимов // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 45- 55.

2. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному [Текст] / А.Н. Богомолов - М.: Лингвокультурологический аспект. - 2008. - 319 с.

3. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Некоторые тенденции современной методики преподавания русского языка как иностранного [Текст] / А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко // Современная коммуникативистика. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 47-51.

4. Дейкина А.Д. Современные технологии и интенсификация процесса обучения русскому языку [Текст] / А.Д. Дейкина // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 2-3 октября 2020 года / отв. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. - М.: МПГУ. - 2020. - С. 48-53.

5. Дунаева Л.А., Левина Г.М., Богомолов А.Н., Васильева Т.В. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы [Текст] / Л.А. Дунаева, Г.М. Левина, А.Н. Богомолов, Т.В. Васильева // Русский язык за рубежом. - 2020. - № 5. - С. 4-9.

6. Есина З.И [и др.]. Образовательная программа по русскому языку как иностранному: Предвузовское обучение (Элементарный уровень, Базовый уровень, Первый сертификационный уровень) [Текст] / З.И. Есина [и др.]. - М.: Изд-во РУДН. - 2001. - 138 с.

7. Есина З.И [и др.]. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: элементарный уровень (А1), базовый уровень (А2), первый сертификационный уровень (В1): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование. М-во образования и науки Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / З.И. Есина [и др.]. - М.: Изд-во РУДН. - 2017. - 185 с.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев -М.: Просвещение. - 1969. - 214 с.

9. Лысакова И.П. Развитие современной методики обучения РКИ: актуальное и традиционное [Текст] / И.П. Лысакова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2005. - № 4. - С. 134-139.

10. Московкин Л.В., Щукин А.Н. История методики обучения русскому языку как иностранному [Текст] / Л.В. Московкин, А.Н. Щукин - М.: Русский язык. Курсы. - 2013. - 400 с.

11. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа [Текст] / О.И. Руденко-Моргун // автор. дис. ... докт. педагог. наук. - М.: РУДН. - 2009. - 44 с.

12. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация» [Текст] / С.Г. Тер-Минасова - М.: Слово. - 2000. - 262 с.

13. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур [Текст] / С.Г. Тер-Минасова - М.: Слово. - 2008. - 344 с.

14. Щукин А.Н. Методы обучения в истории преподавания русского языка как иностранного (теория и практика) [Текст] / А.Н. Щукин // Чуждоезиково обучение. - 2013. - С. 107-118.

15. Янченко В.Д. Курс методики обучения русскому языку в связи с развитием цифровых образовательных технологий [Текст] / В.Д.Янченко // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета: Материалы международной научно-практической конференции , Москва, 02-03 октября 2020 года / отв. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. - М.: МПГУ. - 2020. - С. 112-119.

16. Ван Цзясин, Юань Цзяньвэй, Сунь Фэйянь, Ван Лэй. Шесть лекций по русскому языку и русской литературе [Текст] / Ван Цзясин, Юань Цзяньвэй, Сунь Фэйянь, Ван Лэй. - Пекин: Пекинский университет. - 2014. - 296 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?