КОММУНИКАТИВНЫЙ ВЕКТОР ПАБЛИК-АРТА: ГЛОБАЛЬНЫЙ МАСШТАБ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЛОКУСЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается динамика паблик-арта в России, исследуются специфические особенности этого явления, отличающие его от других новых форм и жанров искусства. В поле внимания авторов исторические и культурные аспекты взаимодействия российских художников с городским пространством, их плодотворные коммуникативные стратегии и успешные проекты сервисной, арт, пиар-коммуникаций, отражающих коммуникативное поведение художника-зрителя-власти в современной информационно насыщенной городской среде России, новые повороты инструментального развития территорий, концептуальные сдвиги паблик–арта, обусловленные в том числе влиянием цифровых трансформаций на культуру города. В работе отражены социально- политические, художественно-эстетические, арт-активизма и другие проблемы, связанные с культурой соучастия, партиципаторности, диалогичности, самоидентификации локации. В общих чертах прослежена эволюция паблик-арта в России и его нынешний масштаб, который был усилен резким увеличением кураторских проектов, связанных с паблик-артом. С одной стороны, спрос на паблик-арт в России, который усугубляется растущим числом кураторских проектов, направленных на работу с пространством и окружающей средой в контексте фестивального, биеннале движений и арт-резиденций, а, с другой стороны, возросшим интересом муниципальных и правительственных служб к паблик-арту как движущей силе территориального и городского развития. Обзор различных зарубежных и отечественных исследований дает ретроспективный взгляд и на трактовки публичного искусства как творческий процесс, систему коммуникативного взаимодействия и изменения городского пространства, а, вместе с тем, гармонизации среды и человека, творческого осмысления сопричастности личности к месту своего обитания с его культурными кодами и смыслами. В статье осуществлен сравнительный анализ успешно реализованных проектов в различных регионах России, которые дали новый импульс для развития паблик-арт, приблизив пространство к населению, расширив коммуникативные возможности умного города и его креативного жителя. .

Ключевые слова:
городской арт- и лингвистический ландшафт, креативные индустрии города, коммуникативное взаимодействие в городском пространстве, региональный российский паблик-арт
Список литературы

1. Allahverdieva N. Public art is a Replanning of Reality [E-text] //Art. 2012. № 3. URL: https://izmajlovskij. ru/sadovyjj-instrument/nailya-allahverdieva-pablik-art-eto-pereplanirovka-realnosti. html [date of the application: 20.02.2022].

2. Bishop K. Social turn in contemporary art // Art Magazine.2005.№ 58-59. URL: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/povorot [data of the application: 15.02.2020].

3. Cher, Kraus Knight. Public Art Theory, Practice, and Populism. Wiley-Blackwell, 2008. 204 p.

4. Expanding space: Artistic practices in an urban environment [Electronic resource]. M.: V-A-C press, 2018. 472 p.

5. Finkelpearl Tom Dialogues in Public Art Cambridge, MIT Press, 2000. 453 p.

6. Geoculture of Arctic: Methodology of analysis and applied / D. N. Zamiatin, K.N. Romanova. M.: Kanon+, 2017. 500 p.

7. Goncharova L.M., Li Tsyauani Linguistic Landscape of the Modern Megalopolis [Text] // Humanitarian technologies in the modern world: Collection of articles of the X International scientific and practical conference dedicated to the memory of Doctor of Pedagogical Sciences, editor-in-chief of the sci-entific journal Modern communication science, Professor Oskar Yakovlevich Goykhman, Kaliningrad, May of 19-22, 2022. Kaliningrad: Poligrafych, 2022. Pp. 271-276.

8. Gribova K. L. Cities and Urban Space in the Era of Digitalization [Text] // Culture of Communications in the Conditions of Digital and Socio-Cultural Globalization: Global and Regional Aspects: materials of the Intern. scientific-practical conf. 12/22/2017. Higher School of Economics, Research University. M.: Publishing house of APK and PPRO. 2017. Pp. 25-27.

9. Kartseva E.A., Zvyaginceva M.L. Public art: terminological approaches and identification criteria [Text] // Articult Magazine. 2020. № 37 (1). Pp. 58-73.

10. Kartseva E.A., Shlykova O.V. Russian public-art: actual trends and projects [Text] // Bulletin of Moscow State University. Series 19. Linguistics and cross cultural communications. 2022. № 1

11. Kukso K.A. Street-art Aesthetics: Digest of articles. SPbGUPTD. 2018. 96 р.

12. Kwon M. Public art as publicity // Simon Sheikh (Ed.), In the Place of the Public Sphere? On the establishment of publics and counter-publics. Berlin: b_books, 2005.

13. Lacy S. Mapping The Terrain: New Genre Public Art [Electronic resource] // Bay Press, 1995. URL: https://monoskop.org/images/7/7c/Lacy_Suzanne_ed_Mapping_the_ Terrain_ New_ Genre_ Public_Art_1995.pdf [data of the application: 15.07.2021].

14. Litovko A.V. The Concept of Filling Urban Space with Elements of Public Art [Text] // Fundamental and applied scientific re-search: topical issues, achievements and innovations: Sat. articles XXV International scientific-practical conf. Southern Federal University. Penza, YUzhnyj federal’nyj un-t , 2019. Pp. 313.

15. Manovich L. Soft culture theories. Nizhnij Novgorod, Krasnaya lastochka, 2017. 208 p.

16. Pol Kristiana Digital art. Moscow, OOO «Ad Marginem Press, 2017. 210 p.

17. Rebrina L.N. «Poster war» as an actual phenomenon of protest communication in Germany [Text] // Scientific research and development. Modern communication studies. 2022. Vol. 11.№ 3. Pp. 38-44.

18. Report on the best municipal practices for participation in the implementation of regional projects that ensure the achievement of the goals, indicators of national projects and the results of their implementation [Electronic resource] // Ministry of Economic Growth of Russian Federation. 30.01.2020. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/ cef4c87efa4337b5778 a0b0f1c7 d77cf/ doklad.pdf [data of the application: 01.07.2021].

19. Sidel’nikova E.S., Beregovaya O.V. Public art as a phenomenon of contemporary art [Text] // Modern trends in fine, decorative applied arts and design. Ural state. Architectural and Art University. 2020. № 2. Pp. 5-11.

20. Shlykova O.V. Digital public-art projects: communicating strategy of smart-city . [Text] // Bulletin of culture and arts. 2021.№ 3. Pp. 124-134.

21. Shugurov P.E. Sociocultural dynamic of urban art in Russia on the example of Vladivostok: Thesis Abstract.Vladivostok: Dalniy Vostor Federal University, 2019. 24 p.

22. Trubina E. City: strategies and tactics [Electronic resource] //Moscow Art Magazine. 2013. № 89. URL: http://moscowart-magazine. com/issue/8/article/80 [data of the application: 15.07.2021].

23. Veshnev V.P., Tkach D.G. Contemporary Russian street art: formation and development [Text] // Bulletin of Slavic culture. 2021. vol. 59. Pp. 343-351.

Войти или Создать
* Забыли пароль?