ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу образовательной робототехники как одной из важных современных технологий, которая за последние годы все активнее применяется в системе дошкольного образования. В ней предоставлены методы и формы организации дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях по образовательной робототехнике в разных возрастных группах. В последние десятилетия, в сфере педагогического дошкольного образования, уделяется огромное внимание развития практической деятельности ребенка в области образовательной робототехнике. Это обусловлено тем, что современное общество нуждается в интеллектуальных кадрах, занимающихся разработкой автоматизированных технических систем. Образовательная робототехника в системе дошкольного образования является идеальным совмещением детского развития с развлечением. Направление образовательной робототехники, как наиболее занимательное и притягательное, отображает фактический уровень нынешнего бытия дошкольного детства, наращивает возможности его понятности и доступности, анализируя при этом качественные характеристика дошкольного образования, содействует его повышению на современном этапе. Помимо всего этого, значительно изменяется и характер обучения в современном дошкольном образовательном учреждении, поэтому формированию соответствующих условий, направленных на более интенсивное развитие личности ребенка дошкольного возраста, которые не всегда может обеспечить основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, содействует именно дополнительные услуги.

Ключевые слова:
педагог, дошкольное образовательное учреждение, дополнительные услуги, робототехника, модель, конструктор.
Текст

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Одним из важных и актуальных направлений нынешнего детского технического творчества является образовательная робототехника, которая, на наш взгляд, представляет собой вид развивающего оборудования, используемого в целях получения необходимых дополнительных знаний и навыков, а также усвоения дошкольной образовательной программы, направленный на более интенсивное индивидуальное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Сегодня в образовательный процесс дошкольных учреждений быстро внедряются новые современные технологии, а также организуются дополнительные услуги по образовательной робототехнике, представляющей собой междисциплинарное направление в образовательном процессе детей, содержащее знания о математике, физике, механике, информационно-коммуникационных технологиях и т.д. [4]

Цель исследования

Занятие по робототехнике дают возможность детям дошкольного возраста делать разного рода эксперименты, творить, воспроизводить свои задумки в собственноручно сделанных постройках, что бесспорно повышает их самоуважение, вырабатывая уверенность в своих силах. Сказанное подтверждает актуальность применения робототехники в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть сформирована с учетом внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс с целью расширения кругозора дошкольников и закладыванию предпосылок формирования универсальных учебных действий С малых лет всех детей притягивают передвигающиеся игрушки, а также их строение внутри. Разработки таких компаний как LEGO, Технолаб, Наураш и др. дают возможность познакомить дошкольников с внутренним строением различных объектов [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Образовательная робототехника является, прежде всего, средством объединения науки, технологии, инженерии и математики в системе дошкольного образования, как механизм развития у детей дошкольного возраста гибких навыков. Образовательная робототехника – это дополнительное образование детей-дошкольников посредством создания роботов с использованием специальных современных конструкторов, таких как LEGO, ROBOTIS OLLO, Bioloid STEM, ROBOROBO, HUNA и др., состоящие из пластиковых деталей, программных блоков, разного вида механизмов.

По мнению С.П. Титовой начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется уже к 5 годам. Познавательный интерес нужно развивать и продвигать повсеместно, в том числе в детских садах [4, с. 10].

Форм-фактор элементов – гибкость роботов на конструктивном уровне обеспечивается наличием отверстий, а также использование различных соединений. Всевозможные механизмы, различные датчики наклона, расстояния, основы электротехники и языки программирования, необходимые для правильной работы роботов. Робототехника является универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию различных областей и дает возможность заниматься образованием и воспитанием.

Занятия по образовательной робототехнике следует начинать среди детей из средних групп, поскольку у них уже сформировываются способности к пониманию и осмыслению внешних характеристик предметного мира, таких как размер, фигура, и т.д. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами.

При этом, дошкольнику увлекательно своими руками самостоятельно или с помощью педагога создавать робота и понаблюдать за результатом своих трудов. Задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы сформировать и развить у детей навыки конструирования, познакомить их с основами программирования.

Образовательная робототехника в системе дошкольного образования является идеальным совмещением детского развития с развлечением.

Структура занятий неизменна и состоит из теоретической и практической базы.

Теоретическая часть может изменяться исходя из возраста детей (старшая группа или подготовительная), индивидуально-психологических характеристик самих дошкольников.

Практическая часть включает несколько видов деятельности:

1) развитие пространственно-логического мышления посредством практических упражнений, заданий;

2) занятие с конструктором LEGO [2].

С.П. Титовой указывает, что применение в образовательном процессе LEGO Перворобот и LEGO WeDo 2.0, подразумевает формирование таких игровых импровизаций, которые содействуют занимательности процесса обучения дошкольников, а также предоставляющих потенциал детям проявить собственные умения, творческие навыки и знания [4, с. 12].

В старшей группе в ходе занятий по робототехнике дети работают с наборами конструкторов, которые содержат инструкции по сборке разных моделей, далее дети учатся программированию с помощью компьютерных программ. Дети создают компьютерную программу, которая в последующем будет управлять роботом. В заключительной части занятия дети тестируют своего робота. В дальнейшем, ребенок может самостоятельно придумать модель, сконструировать ее и написать программу движения.

В.А. Чернобровкин, И.А. Кувшинова, Д.В. Тупикина и И.В. Бачурин указывают, что подготовительная группа – завершающая стадия в работе по развитию образовательной робототехники дошкольников посредством конструктора «Простые механизмы». Как правило в подготовительной группе задания по робототехнике являются сложными, состоят из разного рода экспериментов, свободной деятельности, в которой дети сами выбирают процесс работы над заданием и проверяют возможность достижения творческого результата [5].

Создание роботов с использованием конструктора в подготовительной группе становится наиболее динамичной и разнообразной.

Организация дополнительных услуг в дошкольные образовательные учреждения по образовательной робототехнике является действенным механизмом в сфере подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, осуществления преемственности в деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также начальных классов образовательных учреждений. У дошкольников в этом возрасте вырабатываются навыки, умения обучаться, достигать результатов, обретать новые познания, которые в будущем пригодятся в школе.

Предлагая детям деятельность, связанную с выполнением различных операций с помощью робота, педагогу необходимо не только просто познакомить с этим роботом и рассказать, что он умеет, важно показать эти действия, а затем побуждать дошкольников самостоятельно работать с роботом, мотивировать к тому, что даже, если не получилось что-то с первого раза, то можно попробовать еще, тогда робот выполнит все необходимые операции.

Например, если брать робота Майло – научного вездехода, то он является замечательным примером для того, чтобы развивать у детей познавательный интерес. Так, для развития логических действий и операций ребенку можно предложить сначала собрать модель робота по пошаговой инструкции. Затем запрограммировать Майло для движения вперед. С этим роботом также можно следующее: запрограммировать Майло таким образом, чтобы при обнаружении растения он мог остановиться; на отправку сообщений о том, что он нашел растения и т.д. В этом случае ребенок также переживает успех, радость познания, удовлетворенность собственной деятельностью. Он целенаправленно, упорно выполняет нужные действия, чтобы достичь определенного результата. Дошкольники проявляет воображение, придумывает ситуации, в которых находится робот и пр.

Изучение программы по образовательной робототехнике подразумевает разнообразные формы деятельности:

1. Конструирование робота по заданному в задании образцу. Дети изучают робота, устанавливают его внутреннее содержание, находят нужные элементы, которые подходят по цветовой гамме, величине, конфигурации. Далее педагог демонстрирует основные приемы конструирования, при этом каждое его действие должно сопровождаться пояснением. Таким образом, конструируя робота по заданному образцу, дети запоминают способы соединения деталей, и понемногу начинают проявлять творческие способности в конструировании.

2. Создание робота по определенной модели. При этом дети самостоятельно выбирают элементы конструкции, не видя конкретных деталей, а только саму модель. Тем самым у детей развивается образно-аналитическое мышление [1].

3. Конструирование по замыслу. Данная форма работы предполагает, что дети уже освоили ранее вышеперечисленные приемы конструирования, используя их при работе по замыслу. Дошкольники выбирают самостоятельно тему постройки, каким требованиям она должна соответствовать, находят способы ее конструирования, что способствует развитию мышления, познавательной самостоятельности и творческой активности. Дети не ограничены в выборе строительного материала. Создаваемые конструкции более динамичны и разнообразны.

4. Создание робота на определенную тематику, которое схоже с предыдущей формой конструирование и отличается лишь тем, то дети при конструировании модели ограничены определенной темой, например, это может быть тема «Дикие животные» или «Город». Дети самостоятельно выбирают детали, материал для конструкции, сами ее создают, что дает возможность улучшить знания по определенной теме, приобрести новые умения.

Результатом каждого занятия является игровая деятельность, состоящая из сюжетно-ролевых игр, разных постановок. Дети работают вместе и сообща, при этом у них развивается понятие командного духа и осознание того, что каждый член команды играет свою важную роль. Например, нельзя разработать модель без его проектирования, следовательно, важна роль и проектировщика, и разработчика.

Выводы

Образовательная робототехника в дошкольном учреждении, представляет собой практическую деятельность, где ребенок посредством своего изобретения создает своими руками простые механизмы. Ребенок учиться понимать их действие, как они двигаются. Здесь, юный изобретатель развивает практические навыки, изучает, как все это устроено изнутри, что позволяет мыслить более основательно. Задавая, тем самым, огромный потенциал для развития аналитическому складу мышления.

Занятие конструированием дает возможность ребенку проявлять личную инициативу, самостоятельность. Ребенок учиться высказывать свою точку зрения, свое видение, а это неоспоримый фактор для формирования уверенности, адекватной самооценки формирования социальной инициативы в будущем. Ребенок, учиться, также оперировать новыми понятиями, приумножая свой словарный запас.

В процессе работы с робототехникой, ребенок получает информацию о современной науке, стремиться познать и освоить начальные ступени технического мира

Реализация программы дополнительного образования по легоконструированию и робототехнике способствовала организации творческой продуктивной деятельности дошкольников, развитию первоначальных технических навыков. Все это активизирует познавательную деятельность дошкольников, социализация в обществе за счет демонстрации своих успехов происходит быстрее, у детей закладываются истоки профориентации за счет формирования знаний о профессиях инженерно-технической направленности.

Кроме этого робототехническое образование детей дошкольного возраста формирует представление о современных технологиях и их роли в жизни общества, помогает искать объяснение объектам и процессам в окружающей среде, приобретать опыт саморазвития, творческой деятельности и познания.

Итак, основная идея инновационного проекта – создание условий, способствующих развитию элементов инженерного и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и образовательной робототехники, обучение основам конструирования.

Для создания указанных выше условий видится важным и необходимым:

– пополнять материально-технической базы дошкольного учреждения, а именно – приобрести мобильный компьютерный класс, который бы легко можно было расположить в группе с детьми для занятий образовательной робототехники, и после занятия также легко упаковать наборы и легко их транспортировать;

– пройти обучение педагогам средней группы по дополнительной образовательной программе в области конструирования и робототехники;

– внедрить на базе одной группы среднего возраста дополнительное образование по образовательной робототехнике до выпуска детей в школу (при условии согласия родителей (законных представителей) и заключения с ними письменного соглашения).

Таким образом, образовательная робототехника – новое и действенное направление в образовательном процессе дошкольного учреждения, целью которого является формирование и развитие технического творчества у дошкольников, развитие навыков конструирования, моделирования, создания чего-то нового, формирования логического мышления и умения работать в команде по установленным правилам и предложенному заданию, распределять функции между участниками процесса. При этом дети учатся решать задачи творчески и отстаивать собственную позицию, логически рассуждая находить ответы на поставленные вопросы.

Реализация творческой продуктивной деятельности в дошкольном учреждении посредством робототехники может служить фундаментом для выбора будущей профессии инженерной, технической направленности. Таким образом, робототехника – одна из педагогических моделей, которая обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка.

Список литературы

1. Зайцева С. А., Иванов В. В., Киселев В. С., Зубаков А. Ф. Развитие образовательной робототехники: проблемы и перспективы // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2. С. 84-115. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-84-115.

2. Игнатенко О. Н. Организация LEGO-конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации // Научно-методический журнал Поиск. 2020. № 1 (69). С. 14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42960549.

3. Рязанова З. Б. Организация дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях по образовательной робототехнике // Научный аспект. 2023. Т. 6. № 1. С. 656-661. URL: https://na-journal.ru/1-2023-pedagogika/4202-organizaciya-dopolnitelnyh-uslug-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-po-obrazovatelnoi-robototekhniki.

4. Титова С. П. Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 6 (33). С. 10-12. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5293/.

5. Чернобровкин В. А., Кувшинова И. А., Тупикина Д. В., Бачурин И. В. Воспитательно-образовательные возможности образовательной робототехники с использованием андроидного робототехнического устройства в сфере дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 134-149. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.10.

Рецензии
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ Авторы: Уразаева Гульнора Ильхамовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?