Брянск, Брянская область, Россия
сотрудник
Брянск, Брянская область, Россия
УДК 629.463 Грузовые вагоны
ББК 392 Железнодорожный транспорт
Целью исследования является разработка методики расчета выхода штока тормозного цилиндра тепловоза. Величина выхода штока тормозного цилиндра тепловоза в настоящее время не регламентируется, при этом параметр подлежит контролю и должен согласовываться с зазорами между колодкой и бандажом. Его расчет подразумевает учет давления в цилиндре, диаметра цилиндра, передаточного отношения рычажной передачи, зазоров между колодкой и бандажом, а также упругой деформации системы. Методика определения последней составляющей в настоящее время отсутствует, что не позволяет производить обоснованный выбор тормозного цилиндра на этапе проектирования. Кроме того, повышенный износ колодок, например, на крутом затяжном спуске, может привести к нехватке выхода штока. Показано, что в эксплуатации возможны значительные превышения нормативных значений. Таким образом выход штока тормозного цилиндра тепловоза является важным, влияющим на безопасность движения параметром. Разработка методики его расчета актуальна. Отмечается, что значительный вклад в упругую составляющую имеют износоустойчивые втулки шарнирных соединений рычажной передачи, выполненные из спеченных материалов на основе железа. При этом расчет втулок и представляет наибольшую сложность. В качестве прототипа для методики расчета упругой составляющей выхода штока был выбран вариант методики, включающий расчет упругой деформации рычагов и тяг, а также износоустойчивых втулок с помощью решения контактной задачи радиального внедрения оси в стенку втулки. Эта методика была доработана с учетом особенностей рычажной передачи. Был выполнен расчет выхода штока для варианта рычажной передачи тележки магистрального тепловоза. В настоящее время для него получены опытные данные по упругой составляющей выхода штока, что позволило оценить результаты расчета. Расчет выхода штока показал хорошее соответствие с опытными замерами. Методика может применяться для подбора соответствующих тормозных цилиндров рычажной передачи тепловозов.
выход штока, тепловоз, рычажная передача, деформация, втулка
1. Асадченко В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава: Учебное пособие для вузов ж. д. транспорта. - М.: Маршрут, 2006. - 392 с. - ISBN 5-89035-275-Х.
2. Кякк К. В. Сравнительные испытания втулок тормозной передачи грузовых вагонов/К. В. Кякк, А. Ю. Новоселов // Повышение эффективности грузовых вагонов и их узлов. - СПб.: ОМ-Пресс, 2013. - Вып. 12. - С. 107-115. - ISBN 978-5-901739-91-4.
3. Обеспечение износостойкости изделий. Расчеты работоспособности подшипников скольжения (типа вал-втулка) по критериям прочности и износостойкости. Расчет контактных давлений и напряжений при сухом и граничном трении. Методические рекомендации МР 215-86. - М.: ВНИИНМАШ, 1996. - 69 с.
4. Синицын, В.В. Учет податливости износоустойчивых втулок в методике расчета упругой составляющей выхода штока тормозного цилиндра грузовых вагонов/В.В. Синицын// Тяжелое машиностроение. - 2015. - Вып. 1-2. - С. 43-46. - ISSN 0131-1336.
5. Гребенюк, П.Т. Тяговые расчеты: Справочник./ П.Т. Гребенюк, А.Н. Долганов, А.И. Скворцова; Под ред. П.Т. Гребенюка. - М.: Транспорт, 1987. - 272 с.