Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Статья посвящена управлению устойчивым развитием Арктической зоны России. В работе отмечена особая роль Арктической зоны в экономике страны. Авторы отмечают, что в структуре ВРП Арктической зоны России преобладают добывающие отрасли, сельское хозяйство занимает незначительное место (в среднем менее 3-х процентов). Это связано с одной стороны, сложным климатическим условием и с другой стороны, слабым инвестированием сельского хозяйства региона. В регионе по видам экономической деятельности инвестиции распределены неравномерно: около 20% всех инвестиций приходится на добычу полезных ископаемых, а на долю сельского хозяйства приходится лишь 4%.
управление, устойчивое развитие, Арктические зоны России, валовой внутренней продукт, валовой региональный продукт, сельское хозяйство, инвестиция, стратегическое планирование
Введение. Географические и климатические особенности сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации требуют особого подхода в формировании стратегии развития региона. Важность сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации для экономической безопасности страны отмечена многими авторами. Несмотря на то, что проблемы арктической зоны Российской Федерации поднимались на уровне правительства с конца 90-х годов, лишь в мае 2014 года на законодательном уровне было закреплено понятие «сухопутные территории Арктической зоны России». Указанная зона была включена в Общероссийский классификатор экономических регионов и учитывается при формировании статистических запросов на федеральных ресурсах.
Направления устойчивого развития таких регионов обеспечиваются комплексным стратегическим подходом, включающим трансформацию экономики региона, обновление традиционных форм ведения хозяйства с учетом возможностей, которые дает цифровая экономика и отраслевые инновации.
Согласно Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года Арктическая зона является приоритетной геостратегической территорией, требующей серьезного внимания со стороны государства. Этот макрорегион имеет ряд особенностей своего развития, не типичных для всей страны. Поэтому вопрос устойчивого развития Арктической зоны приобретает особую актуальность как с позиций целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН (в качестве макрорегиона в мировом масштабе), так и с позиций целей социально-экономического развития России.
Базовый принцип устойчивого развития, как компромисс целей социальной, экономической и экологической сред, является основой для формирования стратегических приоритетов. Устойчивость развития Арктической зоны уязвима со стороны всех трех сфер, и эта проблема усугубляется также вопросами необходимости обеспечения военной безопасности.
Тема развития Арктических территорий актуальна в научных исследованиях российских и зарубежных авторов. Российские исследователи [1; 2; 3; 5] представляют Арктику как макрорегион с особым значением для национальной и экономической безопасности страны, в работах зарубежных авторов [4; 6] также рассматриваются особенности достижения целей устойчивого развития в странах со сложными климатическими условиями.
Материалы и методы исследований. Материалом исследования послужили данные статистической отчетности Российской Федерации за последнее 10-летие, система документов государственного регулирования Арктической зоны, а также материалы периодических научных изданий по проблемам развития Арктических территорий. В процессе исследования применялись абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный и статистические методы, а также метод сравнительного анализа.
Результаты исследований и их обсуждение. Как свидетельствуют данные статистической отчетности Российской Федерации в последнее 10-летие темпы роста экономики России в целом, в том числе отрасли сельского хозяйства, значительны: ВВП России вырос в 2,8 раза, а производство продукции сельского хозяйства - в 3,1 раза.
За исследуемой период доля Арктической зоны в ВРП регионов России непрерывно росла: с 6,08% в 2010 году до 7,2% в 2021 году. В абсолютном выражении ВРП Арктической зоны России за исследуемой период вырос в 3,6 раза (с 2,29 трлн. руб. в 2010 году до 8,17 трлн. руб. в 2021 году). Для сравнения отметим, что за тот же период рост ВРП регионов России составлял 2,9 раз. (таблица 1). Следует отметить, что в структуре ВРП Арктической зоны России преобладают добывающие отрасли, сельское хозяйство занимает незначительное место (в среднем менее 3-х процентов). Это связана с одной стороны, сложным климатическим условием и с другой стороны, слабым инвестированием сельского хозяйства региона. В регионе по видам экономической деятельности инвестиции распределены неравномерно: около 20% всех инвестиций приходится на добычу полезных ископаемых, а на долю сельского хозяйства приходится лишь 4% [7; 8].
Учитывая сложные для ведения сельского хозяйства климатические условия сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, для дальнейшего развития АПК экономического региона необходима трансформация традиционных форм хозяйствования на основе инноваций, а для этого необходимы инвестиции.
Таблица 1 Валовой внутренний и региональный продукт России в основных ценах (за период 2010-2021гг).
Показатели |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 к 2010. |
Всего ВВП по Российской Федерации, трлн. руб. |
46,9 |
83,09 |
107,32 |
131,03 |
2,8 раз. |
в т. ч. продукции сельского хозяйства, трлн. руб. |
1,83 |
3,41 |
4,83 |
5,76 |
3,1 раза |
Доля продукции сельского хозяйства в ВВП России, % |
3,9 |
4,1 |
4,5 |
4,4 |
+0,5пп |
ВРП регионов России, трлн. руб. |
37,69 |
68,58 |
90,83 |
112,39 |
2,9 |
Доля ВРП в ВВП России, % |
81,39 |
82,54 |
84,63 |
85,78 |
+4,39пп |
ВРП Арктической зоны Российской Федерации, трлн. руб. |
2,29 |
4,58 |
6,36 |
8,17 |
3,6 раз |
Доля ВРП Арктической зоны России в ВРП регионов России, % |
6,08 |
6,68 |
7,0 |
7,2 |
+1,12пп |
продукции сельского хозяйства Арктической зоны России, млрд. руб. |
48,09 |
127,32 |
197,16 |
228,76 |
7,8 |
Доля продукции сельского хозяйства Арктической зоны в ее РВП, % |
2,1 |
2,78 |
3,1 |
2,8 |
+0,7 |
Отметим, что Арктический регион существенно недоинвестирован. В целом по Российской Федерации рост размера инвестиций в основной капитал существенный: средний темп роста в 2005-2021 годах составил 11,8% в год. Однако, темпы роста инвестиций в Арктическую зону заметно отстают от средних по РФ (5% за период 2018-2021 гг.).
С целью изучения зависимости уровня развития отрасли от объема инвестирования в нее проведена группировка видов экономической деятельности Арктической зоны по двум факторам:
1) по удельному весу инвестиций в основной капитал отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал по РФ;
2) по доле отрасли в валовом региональном продукте (ВРП).
Выявлена четкая зависимость вклада отрасли в валовой региональный продукт от объемов инвестиций (таблица 2).
Таблица 2 Соотношение вклада отраслей в валовой региональный продукт и удельного веса в общем объеме инвестиций
Группа по вкладу отрасли в валовой региональный продукт |
Группа по удельному весу инвестиций |
||
Высокая (более 10%) |
Средняя (3-10%%) |
Низкая (менее 3%) |
|
Высокая (более 10%) |
Добыча полезных ископаемых Деятельность по операциям с недвижимым имуществом Обрабатывающие производства |
Торговля оптовая и розничная |
|
Средняя (2-10 %%) |
Транспорт |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство. Наука, Электроэнергия, газ. Информация и связи. Строительство |
Государственное управление. Административная деятельность. Образование. Здравоохранение |
Низкая (менее 2%) |
|
|
Финансы. Водоснабжение. Общественное питание. Культура и спорт. Прочие виды услуг. |
Для повышения экономической эффективности макрорегиона необходимо пересмотреть структуру отраслей в сторону увеличения доли высокой добавленной стоимости. Для того, чтобы выводить отрасль АПК на уровень высокой эффективности, необходимы инвестиции, прежде всего в новые технологии, способствующие трансформации традиционных технологий в инновационные. Диверсификация сельской экономики, помимо рационального использования имеющихся ресурсов и роста экономической эффективности, способствует росту занятости местного населения и повышению доходов [9].
Вместе с тем, социальные проблемы в регионе крайне обострены: демографический спад, низкий уровень жизни, усиление миграционного оттока. Негативные тенденции отмечаются и в экологической среде: с одной стороны, рост экологических угроз вследствие объективных закономерностей изменения климата, с другой – нерациональное природопользование.
Развитие отраслей АПК в Арктической зоне является важнейшим инструментом для формирования принципа устойчивости: с позиций экологии – бережное природопользование на основе эксклюзивных отраслей и традиционных форм производства; с позиций экономики – развитие перерабатывающих экспортоориентированных производств; с позиции социальной сферы – поддержка коренных малочисленных народов.
В ВРП Арктической зоны России добыча полезных ископаемых составляет в среднем около 40%, а по отдельным регионам и более половины ВРП. Инвестиции также направлены в первую очередь на добывающую отрасль. Несмотря на важность данного ресурса для экономики страны в целом, развитие региона должно быть комплексным, включая обрабатывающие производства и развитие АПК.
Экономическая привлекательность территории во многом зависит от финансовых показателей и структуры экономики, управление социальными и экологическими рисками должно обеспечиваться в рамках стратегического управления развитием территории. С этой целю в последние годы Правительством РФ принят комплекс документов государственного регулирования устойчивого развития Арктической зоны. К ним относятся:
1. Стратегия пространственного развития на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р), которая не только определяет основные принципы и цели пространственного развития РФ, но и закрепляет приоритетные геостратегическое территории.
К государственным стратегическим документам, регулирующим развитие Арктической зоны, относятся:
- Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года (Указ Президента РФ от 5.03.2020 г. № 164);
- Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента № 645 от 26.10.2020 г.);
- Программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ (Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р).
2. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года (Указ Президента РФ от 5.03.2020 г. № 164). Документ преследует следующие национальные интересы в Арктике [10]:
а) обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ;
б) сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;
в) обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны РФ;
г) развитие Арктической зоны РФ как стратегической ресурсной базы; ее рациональное использование для ускорения экономического роста России;
д) развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации РФ;
е) охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов (КМН), проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации.
3. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента № 645 от 26.10.2020 г.). Документ, учитывая следующие особенности Арктической зоны, определяет специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике [11]:
а) экстремальные природно-климатические условия, крайне низкая плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;
б) высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания КМН РФ;
в) климатические изменения, способствующие возникновению как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды;
г) устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем;
д) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты Российской Федерации и экспорт;
е) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов Российской Федерации;
ж) рост конфликтного потенциала в Арктике.
4. Программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (КМН) РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ (Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р.). В документе выделяют следующие виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ [12]:
- животноводство, в т. ч. кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);
- переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;
- собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);
- разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;
- бортничество, пчеловодство;
- рыболовство (в т. ч. морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
- промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
- земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;
- заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
- собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
- безвозмездное пользование общераспространенными полезными ископаемыми для личных нужд;
- художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);
- строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Важнейшими стратегическими интересами государства в Арктической зоне на долгосрочную перспективу останутся: национальная безопасность, экологическая устойчивость, развитие экономики региона и защита малых коренных народов.
Цели государственной политики РФ в Арктике практически полностью соотносятся с целями в области устойчивого развития (ЦУР) ООН (таблица 3).
Таблица 3 Соотношение ЦУР ООН и целей государственной политики в Арктике
В тоже время, на примере Программы господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов можно говорить о недостаточной проработке проблемы низкого качества жизни коренного населения и отсутствии мероприятий в экологическом направлении [13; 14]:
1) первой цели государственной политики РФ в Арктике «Повышение качества жизни населения Арктической зоны РФ, в т. ч. лиц, относящихся к малочисленным народам» соответствуют первые шесть ЦУР ООН (ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, устойчивые города и населенные пункты, гендерное равенство, чистая вода и санитария), в Программе по этому направлению есть только одно – подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
2) второй цели государственной политики РФ в Арктике «Ускорение экономического развития территорий Арктической зоны РФ и увеличение их вклада в экономический рост страны» соответствуют 7-12 ЦУР ООН (недорогостоящая и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, индустриализация, инновации и инфраструктура, уменьшение неравенства, ответственное потребление и производство), все эти ЦУР нашли отражение в Программе в области модернизации объектов локальной генерации, расширения использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива, развития туристской индустрии, промышленной и технологической инфраструктуры, популяризации предпринимательской деятельности, продвижения на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
3) третьей цели государственной политики РФ в Арктике «Охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов» соответствуют 13-15 ЦУР ООН (борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем, сохранение экосистем суши), в Программе это направление развития Арктики не нашло отражение [14;15];
4) четвертой цели государственной политики РФ в Арктике «Защита национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в т. ч. в экономической сфере» соответствует шестнадцатая ЦУР ООН «Мир, правосудие и эффективные институты», также в Программе к этому направлению следует отнести совершенствование нормативного правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
5) пятой цели государственной политики РФ в Арктике «Осуществление взаимовыгодного сотрудничества и мирное разрешение всех споров в Арктике на основе международного права» соответствует заключительная ЦУР ООН «Партнерство в интересах устойчивого развития», в Программе это направление не нашло отражения.
Заключение. Арктическая зона как крупнейший макрорегион России имеет важное стратегическое значение для экономического развития страны с точки зрения ресурсного потенциала и перспектив расширения внешнеэкономических связей и трансформации традиционных форм хозяйственной деятельности на фоне внедрения цифровых технологий и других экономических и управленческих инноваций. Современные тенденции в цифровизации российской экономики и ее отдельных отраслей свидетельствуют о большой роли государства в поддержке и регулировании их внедрения в АПК страны.
Для Арктической зоны России в краткосрочной перспективе большинство проектов по ее развитию связаны с развитием инфраструктуры Северного морского пути и добывающих отраслей. В отраслях АПК в основном частные инвестиционные проекты направлены на углубление переработки дерева и рыбы, есть несколько проектов по созданию тепличных комбинатов. Но этого недостаточно для обеспечения качественного экономического роста в длительной перспективе.
Очевидно, что этот регион требует особого подхода в стратегическом планировании развития, который позволит реализовать масштабные эколого-экономические проекты, направленные на социально-экономическое развитие данной территории и смену бренда Арктики как территории, привлекательной только в сфере добычи полезных ископаемых. Важнейшим объектом стратегического управления должны стать отрасли АПК, выполняющие функции экономического, социального, экологического развития региона, поддерживающие традиционные формы ведения хозяйственной деятельности и востребованные для применения инновационных цифровых технологий.
1. Leksin V and Porfiriev B 2017 Socio-economic priorities for sustainable development of the Arctic macro-region of Russia Economy of the region. 13 985-1004
2. Shelamova N. and Popova K 2018 Impact of climate change on agriculture and water resources Economy, labor, management in agriculture. 2(35) 82-89
3. Sakharov A and Kolmar O 2019 Prospects for the implementation of the UN Sustainable Development Goals in Russia Bulletin of international organizations. 14 189-206
4. Pradhan P., Costa L., Rybski D., Lucht W. and Kropp, J. P. 2017 A Systematic Study of Sustainable Development Goal (SDG) Interactions, Earth’s Future. 5 1169-79
5. Takhumova O.V., Ibragimov А.G. Cyclic-genetic approach to the formation of theories of sustainable balanced development of agricultural production. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Mechanization, engineering, technology, innovation and digital technologies in agriculture Сер. 3. 2021. С. 032008.
6. Moyer J and Hedden S 2020 Are we on the right path to achieve the sustainable development goals? World Development 127, 104749
7. Ibragimov A.G., Platonovsky N.G., Mukhametzyanov R.R. Socio-economic situation of the Russian rural population: status and problems. В сборнике: Geo-Economy of the Future. Sustainable Agriculture and Alternative Energy. Cham, 2022. С. 345-354.
8. Romanyuk M, Sukharnikova M and Chekmareva N 2021 Trends of the digital economy development in Russia IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Sustainable and innovative development in the digital 012017
9. Кошелев В.М. Диверсификация сельской экономики как инструмент устойчивого развития / Национальная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию со дня рождения А.М. Гатаулина (22-23 декабря 2020 г.): Сборник статей / под ред. Н.М. Светлова / ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. - М. : ООО "Мегаполис", 2021. - 256 с.
10. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года (Указ Президента РФ от 5.03.2020 г. № 164) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003050019?ysclid=l7ngf0mq9c313631518
11. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента № 645 от 26.10.2020 г.) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033?ysclid=l7ngfup51y48352596
12. Программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ (Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р) https://docs.cntd.ru/document/603336622?ysclid=l7nggoybc6787757453
13. Leshcheva M.G., Steklova T.N., Uryadova T.N., Ibragimov A.G., Borulko V.G. Demographic problems with human resources for agricultural production in the region. В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. "Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 206" Heidelberg, 2021. С. 545-554.
14. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года https://docs.cntd.ru/document/552378463?ysclid=l7ngizruy640555071
15. Ибрагимов А.Г., Платоновский Н.Г. Уровень и качество жизни населения России: состояние и проблемы. Экономика и предпринимательство. 2021. № 6 (131). С. 144-146.