с 01.01.2021 по настоящее время
Российский университет кооперации
Мытищи, г. Москва и Московская область, Россия
В данном научном исследование рассмотрены основные аспекты российской системы здравоохранения, проанализирована классификация организации системы здравоохранения в РФ, проведён анализ детской смертности с 2005 года по 2021 год из-за различных заболеваний. А также, приведены примеры развития системы в течение времени, благодаря чему произошло сокращение смертности среди детей на территории Российской Федерации.
система здравоохранения, дети, состояние здоровья, регионы, государственная политика
Система здравоохранения на территории Российской Федерации сохранила положительную динамику развития бывшей советской модели педиатрической помощи. Но, также, следует выделить, что с 1991 года она перетерпела существенные изменения в модели управления, известная раннее, как модель Семашко. Провозглашение права на бесплатное медицинское обслуживание вскоре после революции привело к тому, что здравоохранение полностью перешло в руки государства, что лишило врачей профессиональной автономии. Медицинских ассоциаций способных воздействовать на принимаемые решения не существовало. Стационарное лечение в городах проводилось в многочисленных специализированных больницах. Ядром системы стационарной медицинской помощи являлись больницы трех видов: взрослые, детские и родильные дома (включая специализированные) [2].
В условиях социальной напряженности и расслоения общества, резкого падения уровня жизни населения и других последствий кризисного периода
в стране именно дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп населения, а их здоровье - предметом специального рассмотрения, содержанием многих правовых документов, постановлений, программ, рекомендаций международных, государственных органов и общественных организаций: ООН, ВОЗ, Детского фонда ООН/ ЮНИСЕФ, Федерального собрания РФ, Совета Безопасности России, Правительства Российской Федерации [2].
На территории Российской Федерации действует следующая система классификаций организаций здравоохранения – рисунок 1.
(Источник: составлено автором на основе собранных данных)
Рис.1.Многоуровневая классификация организации системы здравоохранения в РФ
Система здравоохранения – это сеть медицинских учреждений, выстроенная в трехуровневую модель, в которой только одновременное развитие всех уровней даёт возможность оказывать качественные медицинские услуги.
Система охраны здоровья детей состоит из сети амбулаторных и стационарных учреждений, которая на основе совокупности мер государственной поддержки и развития в области детского здравоохранения оказывает медицинскую помощь.
Система охраны здоровья детского населения регламентирована законодательной базой, что способствует выполнению социальной миссии, направленной на повышение доступности и качества лечебно-профилактической помощи детям.
Важнейшим элементом ухода и поддержания здоровья детей на территории Российской Федерации являются детские поликлиники, в которых оказывается необходимая помощь высококвалифицированным медицинским персоналом.
Получение квалификации в сфере детской педиатрии всегда происходит отдельно от обучения терапевтов, поэтому с первого дня учёбы педиатры получают знания на отдельных педиатрических факультетах, которые подразделяются по различным специализациям будущих детских врачей.
Заболеваемость населения - этот тот показатель, который характеризуют основную структуру болезни, а также динамику распространения заболеваний среди населения в целом, а также в определенных группах, таких как [9]:
- возрастная. В данной группе происходит анализ того, как какое-либо заболевания влияет на человека определенного возраста, и какие потом несёт
за собой последствия, а также по итогу выявляется возрастная группа населения, которая находится в наибольшей «зоне риска»;
- половая. В данной группе заболевания распределяются по половому признаку, и происходят выявление того, как вирус, бактерия и т.д. воздействует на мужчин и женщин, либо наоборот не воздействует;
- территориальная. Данная группа нацелена на выявление вируса на определенной дестинации, который может распространяться только по её территории. Например, жёлтая лихорадка распространена только в Африке и Южной Америки, благодаря тропическому климату на данных территориях;
- профессиональная. В данной группе находятся только те заболевания, которые может получить человек в результате своей работы или иной профессиональной деятельности.
Наиболее распространенной причиной смерти на территории Российской Федерации в 2021 году стало заболевание системы кровообращения с 640 летальными исходами на 100 тысяч населения – многие специалисты считают, что данному заболеванию подвержены те, кто переболел COVID-19 и это одно из последствий данного вируса.
Также, стоит отметить, что именно 319 летальных исходов произошли из-за COVID-19 в 2021 году и это заболевания на втором месте по числу смертей на территории Российской Федерации.
На третьем месте по числу смертей располагается появление новообразований в организме человека – более чем 194 смерти на 100 тысяч жителей.
Следует учитывать, что в последние годы число смертей было выше, чем количество рождаемости на территории Российской Федерации. Естественная убыль населения, рассчитывается как разница между смертями и рождаемостью, составила около 1 млн. в 2021 году. А, коэффициент смертности увеличился с 14,6 в 2020 году до 16,7 в 2021 году [8].
Проведённый анализ позволил сделать вывод, что разрыв между состоянием здоровья детей в центральной части и регионах Российской Федерации во многом связан с влиянием социально-экономических факторов, таких как:
- Дорожно - транспортный. Российская Федерация состоит из 85 субъектов и много населенных пунктов удалены от центров оказания медицинской помощи. Так на территории Кировской области в Каринторфе, куда ходит лишь один поезд 6 раз в сутки, так как одноколейная железная дорога. А для того, чтобы попасть в Каринторф на машине нужно проехать через мост, который периодически закрыт из-за наводнения. Таким образом, Каринторф становится, отрезан от внешнего мира и при экстренной ситуации нет никакой возможности своевременно оказать медицинскую помощь.
- Материальное положение граждан. Многим родителям приходиться выбирать частные клиники, чтобы своевременно и без очередей выявить заболевание у ребёнка. Не у всех граждан из регионов Российской Федерации, где средняя зарплата лишь 20000 рублей, есть возможность заблаговременно выявлять заболевания у ребёнка, что в дальнейшем несёт ещё большие затраты на лечение и максимизирует летальный исход.
Но, государство поддерживает такие семьи и порядок получения помощи регламентируется следующими документами:
- Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
- Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями)
- Спорт высоких достижений. Данный фактор является самым травмоопасным и влечёт за собой множество хронических заболеваний. Ради профессиональной карьеры люди посредством строгой диеты, долгих часов интенсивных тренировок по несколько раз в день доводят свой организм до предела возможностей. Каждое спортивное увлечение способно нанести урон, о котором многие люди даже не задумываются.
- Влияние образа жизни на здоровье человека. Подростковый возраст – один из самых сложных этапов в нашей жизни – именно тогда формируются привычки, которым потом следует человек. В этот период большинство людей начинают курить, употреблять алкоголь, что влечёт за собой непоправимый вред растущему организму. И если в центральной части Российской Федерации проводятся различные беседы в школах, а также действуют центры помощи подросткам, то в регионах это лишь на стадии развития.
Исходя из проведенного исследования, стоит отметить, что проанализированные факторы влияют на объём оказания медицинских услуг и необходимость большого финансирования системы детского здравоохранения.
Система здравоохранения государства – является основным элементом социального, культурного и экономического развития страны.
Развитие системы здравоохранения на территории Российской Федерации находится во власти множества факторов: политика государства, состояние материально-технической базы медицинских учреждений, квалификация медицинских работников, но стоит выделить одну, которая является более существенной – это уровень финансового обеспечения отрасли здравоохранения [7].
В настоящее время уровень экономического развития субъектов Российской Федерации и рациональность распределения их финансовых потоков играют приоритетную роль в сфере здравоохранения. Если на федеральном уровне политика в области здравоохранения носит общий характер, то на региональном уровне возможен более детальный учет потребностей населения конкретной территории, особенностей демографического состояния, а также распределение финансовых потоков с учетом характеристик конкретного региона.
Финансирование здравоохранения на региональном уровне осуществляется областными министерствами финансов, которые выполняют управление денежными потоками через органы Федерального казначейства Российской Федерации в соответствии с утвержденным бюджетом.
Таблица 1. Фактическое и планируемое Минфином России и необходимое расчетное (рост на 8% ежегодно в постоянных ценах) государственное финансирование здравоохранения с 2019 по 2024 г.
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2024/ 2019 % |
факт |
факт
|
прогноз |
|
||||
ВВП в текущих ценах, млрд руб. |
109 242 |
106 967 |
124 438 |
133 328 |
141 881 |
151 513 |
+39 |
Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года, % |
3,04 |
4,90 |
5,80 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
х |
Государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. (прогноз согласно Минфину России) |
3805 |
4964 |
5060 |
5187 |
5377 |
5656 |
+49 |
В долях от ВВП, % (прогноз согласно Минфину России) |
3,5% |
4,6% |
4,1% |
3,9% |
3,8% |
3,7% |
х |
Государственные расходы на здравоохранение в постоянных ценах 2019 г., млрд руб. |
3805 |
4732 |
4559 |
4494 |
4479 |
4531 |
+19 |
Расчетные значения государственных расходов на здравоохранение (с темпом роста 8%) в постоянных ценах 2019 г., млрд руб. |
3805 |
4732 |
4109 |
4438 |
4793 |
5177 |
+36 |
Расчетные значения государственных расходов на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. |
3805 |
4964 |
4561 |
5123 |
5754 |
6463 |
+70 |
Расчетные значения государственных расходов в долях от ВВП, % |
3,5% |
4,6% |
3,7% |
3,8% |
4,1% |
4,3% |
х |
Благодаря данным «Росстата», представленным в таблице 1, можно сделать следующие выводы:
1. ВВП Российской Федерации до февраля 2022 года имел тенденцию к росту - это подтверждено в результате сравнения данных 2019 и 2021 гг., и по прогнозам специалистов будет и дальше расти.
2. Государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах к 2024 году вырастит практически на 70% по сравнению с 2019 годом, что свидетельствует о желание правительства Российской Федерации развивать систему здравоохранения государства.
Для актуализации проведённого исследования, был проведён анализ, как распределялась численность населения по возрастным группам в течение 6 лет (2017-2022) - данные представлены в таблице 2.
Таблица 2-Анализ численности детей в разрезе возрастных групп
Возрастные группы населения |
Численность населения, тысяч человек |
|||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Все население в том числе дети |
146804 |
146880 |
146781 |
146749 |
146171 |
145557 |
0 – 4 |
9582 |
9347 |
9032 |
8579 |
8080 |
7597 |
5 – 9 |
8558 |
8873 |
9085 |
9309 |
9551 |
9624 |
10 - 14 |
7408 |
7598 |
7825 |
8049 |
8257 |
8597 |
На основании данных таблицы 2, очевидно, что наблюдается тенденция снижения населения в возрасте от 0-4 лет, но при этом рост от 10 до 14 лет.
На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что именно возраст от 0-4 более подвержен серьёзным заболеванием, которые могут привести
к летальному исходу.
Проведённый анализ позволил выявить, какой была смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет. Точкой отсчёта был взят 2005 год и далее для наглядности закладывали промежуток в 5 лет, далее в 3 года и 1 год.
Таблица 3 - Анализ смертности детей в возрасте от 0 до 14 лет за период с 2005 по 2021 год
Причина смерти |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
5,4 |
4,0 |
3,2 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
1,4 |
Новообразования |
4,8 |
4,1 |
3,6 |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
3,1 |
Болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Болезни системы кровообращения |
2,0 |
2,4 |
1,4 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
Болезни органов дыхания |
8,4 |
5,9 |
3,9 |
2,6 |
2,5 |
2,0 |
3,7 |
Болезни органов пищеварения |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
Болезни мочеполовой системы |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
От всех видов транспортных несчастных случаев |
5,9 |
3,9 |
2,8 |
2,2 |
2,0 |
1,8 |
2,3 |
От случайных отравлений алкоголем |
0,1 |
0,1 |
0,02 |
0,02 |
0,012 |
0,008 |
0,009 |
От самоубийств |
1,3 |
0,9 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
От убийств |
1,7 |
0,9 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Таблица 4 - Анализ возрастных коэффициентов смертности детей за период с 2005 по 2021 г.
(Умершие на 1000 человек населения соответствующей возрастной группе)
|
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Мужчины |
|||||||
0 |
12,5 |
8,6 |
7,3 |
5,6 |
5,3 |
5,0 |
4,5 |
1-4 года |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0.2 |
5-9 лет |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
10-14 лет |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Всего |
13,4 |
10 |
8,3 |
6,4 |
6,1 |
5,8 |
5,2 |
Женщины |
|
||||||
0 |
9,4 |
6,9 |
5,7 |
4,5 |
4,4 |
3,9 |
3,7 |
1-4 |
0,7 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
5-9 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
10-14 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Всего |
9,8 |
7,9 |
6,4 |
5,2 |
5 |
4,4 |
4,2 |
Проанализировав основные детские заболевания, повлекшие за собой летальный исход, а также возрастные коэффициенты смертности по половому признаку – была введена диаграмма, в которой отражено общее количество смертей от представленных выше болезней по годам.
Рис.2. Анализ смертности детей в возрасте от 0 до 14 лет
Исходя из проведенного анализа, следует сделать следующие выводы:
- Число смертей детей в возрасте от 0 до 14 лет с каждым годом сокращалось, и если сравнить 2005 год с 2021 годом, то сокращение произошло на 73,4 тыс. человек, что свидетельствует о правильной государственной политике в сфере охраны детского здоровья;
- Благодаря социальной поддержки различных организаций и государства за последние 15 лет детская смертность от видов болезней, представленных в таблице 3, сократилось практически в 2 раза;
- Число летальных исходов, в основном у детей в возрасте от 0-4 лет - данный показатель говорит о том, что именно эта возрастная группа больше склонна к различным заболеваниям и стоит сделать упор именно на них в принятии законов о поддержании и охране здоровья детей и подростков;
- Количество летальных исходов мужской части населения имеет тенденцию к росту нежели, чем женская часть. Но, по сравнению с 2005 годом в 2021 году - показатели практически сравнялись и составили разницу 1,4, когда в 2005 году она была 3,6.
- Исходя их полученных данных, следует сказать, что основная часть заболеваний у детей приходится на органы дыхания – 70-75% от общего числа, заболевания нервной системы 5-7%. Для примера, у взрослого населения заболевания органов дыхания составляют 27%, что говорит об уязвимости детей к данному виду болезней.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 29 мая 2017 г. № 240, объявившим 2018–2027 гг. «Десятилетием детства», и планом основных мероприятий, проводимых в рамках «Десятилетия детства», на период до 2027 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г.
№ 122-р[2].
Действительно, последние десятилетия прошли под эгидой Национальной стратегии в интересах детей, Указов Президента о «Десятилетии детства».
В майском указе 2017 года Владимир Владимирович Путин четко поставил задачу разработать и реализовать программы развития детского здравоохранения. Впервые в истории Российской Федерации принят федеральный проект – «Детское здравоохранение», стали понятны цели, задачи, финансовое обеспечение. Более того, в рамках принятой Стратегии развития здравоохранения до 2025 года четко обозначены проблемы детского здравоохранения [4].
В рамках данной программы начал работать сайт «Десятилетие детства», на котором отражены все актуальные программы по поддержанию и укреплению здоровья детей, и подростков на территории всех регионов Российской Федерации, а также загружены отчёты о проводимых мероприятиях [7].
Проанализировав региональные программы в сфере здравоохранения, можно сделать следующие выводы:
- в основном, регионы делают упор на мероприятия, которые приведут к сокращению распространения алкоголя и табачной продукции среди несовершеннолетних. Например, в Южном федеральном округе Российской Федерации на время проведения городских праздничных мероприятий действует запрет на продажу табачной и алкогольной продукции;
- создание общедоступных центров мониторинга детского здоровья;
- расширение материальной помощи семьям, где ребёнок имеет какое-либо заболевания;
- создание центров, которые бы помогали детям их всестороннему развитию и тем самым минимизировать время пагубного влияния на здоровье ребёнка;
- создание специализированной бесплатной инфраструктуры для 100% доступности всех детей - это могут быть различные спортивные площадки, мастер-классы и т.д;
- повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями, детей – инвалидов;
- развитие высокотехнологичной медицинской помощи;
- повышение безопасности детей, проведение различных мероприятий, которые нацелены на формирование безопасного культурного облика индивида.
Государственная программа «Десятилетие детства» - нацелена на сокращение смертности детей от следующих факторов:
1. Заболеваемость. Выявить на ранней стадии болезнь в одном из общедоступных центрах мониторинга здоровья и тем самым сразу же оказать необходимое лечение.
2. Несчастный случай. Минимизировать время проведения ребенка дома или на улице без присмотра, создав центры детского досуга, а также различные бесплатные площадки, где ребёнок сможет проводить время.
Состояние здоровья детского населения характеризуют демографическая статика и динамика населения, физическое развитие, уровень и структура заболеваемости, инвалидности и смертности, а также распространённость факторов, сопряжённых с риском для здоровья. В настоящее время динамику этих показателей нельзя определить как однозначную. Какие-то из них продолжают ухудшаться, некоторые стабилизировались, а по некоторым позициям отмечена положительная динамика. Проанализировав основные тенденции в состоянии здоровья детей Российской Федерации за 2017–2022 гг. можно представить приоритеты в деле его сбережения [5].
Все граждане Российской Федерации имеют неограниченный доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию, которое предоставляет государства из «Федерального фонда обязательного медицинского страхования»[6].
На территории Российской Федерации 5065 больниц по состоянию на 2021 год, что на 1,2 тысячи меньше, чем было в 2010. Но, при этом плотность больничных коек увеличилась более чем на 81 на 10 тысяч населения. Тем самым, государство пытается вернуться к показателям десятилетней давности, когда плотность больничных коек измерялась на уровне 94 шт. на 10 тысяч жителей [5].
Развитие государственной политики в области здравоохранения на основе создания координирующих центров во всех регионах РФ существенно влияет на снижение детской смертности.
Система здравоохранения Российской Федерации своевременно реагирует на современную эпидемиологическую ситуацию, разрабатываются новые вакцины, приобретается высокотехнологичное оборудование, что в целом способствует предупреждению заболеваемости и снижению детской смертности.
1. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.] ; под общей редакцией Л. Э. Лимонова ; под редакцией Б. С. Жихаревича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 319 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-05251-0. - Текст : электронный / Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469046 (дата обращения: 25.10.2022).
2. Макеева, Т. В. Здоровьесберегающая педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Макеева, Л. Ф. Тихомирова. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 251 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-08357-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/494221 (дата обращения: 25.10.2022).
3. Максимцев И. А. Управление человеческими ресурсами : учебник для вузов /- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 467 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-99951-8. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/468655 (дата обращения: 25.10.2022).
4. Мерс, А. О. Региональные аспекты финансирования здравоохранения / А. О. Мерс. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 20 (206). - С. 243-246. - URL: https://moluch.ru/archive/206/50369/ (дата обращения: 02.11.2022).
5. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (Дата обращения: 25.10.2022)
6. [Электронный ресурс].URL: https://www.statista.com/topics/4824/healthcare-in-russia/#dossierKeyfigures (Дата обращения: 25.10.2022)
7. [Электронный ресурс].URL: https://tokourov.tripod.com/progntr.htm (Дата обращения: 25.10.2022)
8. Официальный сайт министерства здравоохранения Российской Федерации URL:https://minzdrav.gov.ru/poleznyeresursy/natsproektzdravoohranenie/detstvo (Дата обращения: 25.10.2022)
9. [Электронный ресурс].URL:https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia/(Дата обращения: 25.10.2022)
10. Суглобов А.Е. Использование результатов экономического анализа для выявления перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 12 (69). С. 32-35.