Москва, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
УДК 159.9 Психология
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статистические данные гибели/травмирования детей и отдельные проблемные аспекты комплексной безопасности подтверждают актуальность незамедлительного изменения отношения и поворот лицом к проблеме детской безопасности. В настоящее время, в связи возникающими вызовами действительности, внимание граждан, общества и государства особо сфокусировано на проблемах безопасности детей. Авторами рассмотрены вопросы особенностей процессов, связанных с невысокой психологической готовностью к действиям в экстремальных ситуациях учителей/воспитателей и детей, отсутствием алгоритмов обеспечения безопасности различных категорий обучающихся и воспитанников. Предложены некоторые алгоритмы повышения эффективности в процессе обучения и воспитания детей, информационно-коммуникативных технологий, внедрения искусственного интеллекта в сфере безопасности образовательной среды. Освещена ответственность руководителей образовательных организаций за невыполнение мер безопасности. Подчеркивается роль взаимодействия служб, обеспечивающих общественную безопасность.
дети, взаимодействие, безопасность, воспитание, риск
Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.
На современном этапе развития общества, обеспечение благополучного и защищенного детства один из основных национальных приоритетов России. Природные катаклизмы, технические аварии, техногенные катастрофы, а в последнее время войны и террористические акты (Афганистан, Северная Африка и др.), миграционные процессы, нарастающие информационные удары, представляют серьезную планетарную опасность.
Мировые проблемы современности, включающие в себя опасные и чрезвычайные события социального, природного и техногенного характера, внешние риски, несущие вызовы и угрозы жизни и здоровью человека, нанося колоссальный, непоправимый ущерб человеку, природной среде, обществу и государству, стали объективной реальностью социума.
Фундаментальной задачами являются формирование комплексной безопасности жизнедеятельности населения, воспитания безопасной личности, определение вектора отношения и создания научной и практической «почвы» безопасности, и в этой связи, знание основ безопасного поведения необходимо знать каждому, начиная с дошкольного детства.
Безопасность подрастающего поколения – один из важнейших факторов национальной безопасности будущего России. Решение этих проблем необходимо для дальнейшего позитивного экономического и социального развития нашей страны, осуществление которого возможно при взаимодействии и комплексном подходе (рис. 1.).
Рис. 1. Компоненты обеспечения безопасности детей
Комплексная безопасность жизнедеятельности детей – социально-педагогические, организационно-технические и информационные мероприятия, системно проводимые различными учреждениями, общественными организациями и органами власти, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья подрастающего поколения.
…Полноценное развитие и формирование личности во времени и пространстве, возможно лишь в безопасной и защищенной среде обитания индивидуума. Необходимо с детства закладывать зерна культуры безопасного поведения… (по Г.В. сидоркину) [4].
Проблема безопасности в России становится чрезвычайно актуальной в связи с особенностями развития нашей страны, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной системы. Не вызывает сомнения потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Необходимо наверстать отставание отечественной педагогической науки от запросов практики, минимизировать риски детей оказаться в экстремальной ситуации, определить подходы в организации и взаимодействии для формирования безопасного детского пространства (учеба, отдых, туризм и т.д.)
В целях формирования основ безопасного поведения детей, возникает потребность в гармоничной передаче необходимых знаний на различных этапах непрерывности и дискретности развития личности, включая инклюзивные формы образования (дети-беженцы, дети с ОВЗ и др.) рис.2.
Рис. 2. Примерный алгоритм формирования основ безопасности
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире из-за загрязнения окружающей среды погибают 1,7 млн детей в возрасте до 5 лет. От выброса парниковых газов и изменения климата заболевают и ежегодно умирают более 7 млн жителей планеты, среди них немало детей. «Около 1,2 миллиона человек ежегодно погибают в дорожных авариях по всему миру. От 20 до 50 миллионов человек серьезно страдают каждый год от подобных аварий. Более половины всех жертв – в возрасте между 15 и 44 годами, в том возрасте, когда они могли бы лучше всего посвятить себя укреплению благополучия своих семей и стран. Аварии на дорогах имеют своим результатом значительнейшие социально-экономические потери. Но все же большую часть этих потерь можно было бы предотвратить. Ключ к успешному предотвращению лежит в искреннем желании всех общественных секторов, публичных и частных, сделать безопасность на дорогах реальностью» (Из речи Генсека ООН Кофи Аннана по поводу Всемирного дня здоровья 7 апреля 2004 года). Почти 20 лет прошло и остается актуальным на сегодня злободневным вопросом многих стран.
Ежегодно в России в чрезвычайных событиях различного характера погибают более 50 тысяч человек. Как показывает статистика последних лет, несмотря на общие усилия и комплексное осуществление профилактических мероприятий, проводимых органами власти и общественными организациями и направленных на снижение количества пожаров, суицидов, гибели на водных объектах и в ДТП, за период с 2000 по 2022 гг. в Российской Федерации, в вышеуказанных трагических событиях и при заболеваниях погибло и травмировано свыше 100 тысяч детей [Письмо Росстата «О статистических данных» от 17.02. 2020 г. № 303/ОГ].
Особо рост количества погибших при пожарах детей наблюдался в 2012, 2014, 2018 гг., около 70 % – это дети до 6 лет, и мы помним трагедии в Кемерово, Керчи, Ижевске и др., унесшие жизни многих детей, свежо событие в Костроме, в кафе «Полигон» – дети остались без родителей, погибших на пожаре. Мы осознаем, что за цифрами гибели и травмирования детей на пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» стоят скорбь и судьбы семей, общества [5]. Не забыта гибель 110 детей на пожаре в школе деревни Эльбарусово. Ежегодно в России происходит более 350 тыс. пожаров, т.е. ежедневно около 1000. «Прометей», дыша огнем и дымом, забирает людские жизни, невзирая на возраст, пол [Решение Общественного Совета при МЧС России от 13.11.2019].
К сожалению, около 3000 пожаров ежегодно происходит по причине детской шалости с огнем, что подвигает к сплочению государства и общества для решения общих проблем безопасности детей. Тревожат пожары с массовой гибелью детей (от двух и более детей), зачастую по вине родителей, регулярно происходящие во всех федеральных округах России (Свердловская, Курганская области, Пермский край и др.), за исключением Северо-Кавказского федерального округа, что подчеркивает значимость роли старшего поколения жителей Северного Кавказа в воспитании и просвещении детей и молодежи, прослеживается влияние системно сложившегося уклада. [https://www.perm.kp.ru/online/news/4498868/ дети на пожаре]
Необходимо тесное взаимодействие органов госпожнадзора МЧС России и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав МВД России, органов управления образованием, в целях профилактики и недопущения правонарушений в области пожарной безопасности, профессиональной ориентации детей и молодежи.
ХХI век – эпоха цифровых технологий и искусственного интеллекта дает огромные потенциальные возможности для обеспечения безопасности нашего будущего, но и напоминает о пробелах в организации безопасности детей. Это и техническая защита зданий ссузов, школ и детских дошкольных учреждений (трагедии – Ижевск, Керчь, Ульяновск и др.), контроль безопасности на дорогах, мониторинг обстановки с пожарами в лесных массивах, наблюдение на водных объектах (Карелия) и объектах с массовым пребыванием людей, использование пожарной робототехники.
Роль ответственности руководителей образовательных организаций и недостаточный уровень взаимодействия со службами правопорядка, законодательные прорехи, вскрыли проблемы обеспечения безопасности детского пространства, на примерах вышеназванных трагических событий в образовательных организациях и низкая организации отдыха детей на природе.
Безопасность и здоровье человека – важный индикатор общественного развития. Достижение положительных результатов в этом направлении связано с формированием ценностных убеждений в отношении жизни и здоровья у детей, что требует осуществления определенной образовательной политики государства и общественных организаций, включая волонтерство, в области формирования культуры безопасного поведения детей.
Мы видим калейдоскопичность направлений практического взаимодействия и географию ученых и начинающих исследователей в данной области. По словам известного психолога А.Г. Асмолова, каждый делает дело на своем месте… [1].
Все это требует не только знаний психологических особенностей детского восприятия, но высокого и эффективного мастерства педагогов, а также комплексного подхода к данной проблеме с учетом детских интересов.
Интерес – эмоциональное состояние индивидуума во времени и пространстве, побуждающее к определенному действию.
Значима в этой связи готовность научных и педагогических работников к выполнению просветительской миссии по обучению, как детей, так и взрослых безопасной жизнедеятельности, в первую очередь к эффективным действиям в различных чрезвычайных событиях во времени и пространстве.
Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности родителей, учителей, общественных организаций, в уставных положениях которых прописаны функции подготовки детей в сфере безопасности – они должен быть готовы к сбережению жизни и здоровья детей.
Принят ряд важнейших законодательных актов, которые регламентируют основные направления развития и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Свидетельство этому – Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р, предложения МЧС России в проект плана основных мероприятий Минпросвещения, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года.
Согласно опросу студентов, специалистов, отельных депутатов, общественных деятелей, ученых и представителей Центрального аппарата МЧС России – необходимый объем внимания к деятельности (НИРы, научные публикации, ВКР, научные исследования и др.) организаций в сфере безопасности детей составляет 8-12 процентов.
В педагогической и психологической науке, соответствуя духу времени и запросам общества в подготовке личности к безопасной жизнедеятельности осуществляется поиск парадигмы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности детей, с учетом психологии личности и ее развития. В решении обучающих и воспитательных задач важное место отводится обновлению содержания образования, в том числе в сфере безопасности. К настоящему времени, в этом направлении накоплено значительное количество известных разработок, принадлежащих, например, А.Г. Асмолову, В.И. Блинову, Б.С. Гершунскому, А.В. Кравченко, B.C. Ледневу, И.Я. Лернеру, В.Н. Мошкину, Н.Д. Никандрову, С.В. Петрову, Н.Е. Симонову, В.А. Сидоркину, А.А. Чистяковой и др.
В целях обучения основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, в диапазоне от дошкольных и школьных образовательных организациях, до средних и высших профессиональных образовательных организаций, внедряются различные учебные модули, программы обучения и воспитания, цифровые технологии.
В последнее время, в деятельности общественных объединений, специализирующихся в сфере безопасности и образовательных организаций дошкольного и школьного сегмента позитивно изменилось количество проводимых мероприятий, направленных на решение проблем комплексной безопасности личности и общества.
Однако невысокая готовность детей к безопасной жизнедеятельности в общей педагогической практике подтверждает необходимость теоретических основ процесса формирования комплексной безопасности жизнедеятельности и качественного совершенствования на этой основе учебно-методического инструментария.
Присутствуют пробелы в сознании обучающихся, воспитанников и родителей (законных представителей) в мотивации к безопасному поведению, развитии мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к безопасной жизнедеятельности, минимизации риска ущерба здоровью детей и материальных потерь.
Вместе с тем, до настоящего времени к малоизученным относятся системы целей, содержания обучения и воспитания, средств формирования компетенций детской безопасности и отдельных критериев профилактики комплексной безопасности жизнедеятельности детей, в т.ч., начиная с дошкольного детства.
В частности, не определены структура комплексной безопасности жизнедеятельности в содержании обучения и воспитания детей, не определена модель формирования комплексной безопасности жизнедеятельности детей, содержащая социально-педагогические аспекты.
Вне глубокого научного внимания нашей проблемы остается роль религиозных конфессий, эффективного взаимодействия ФОИВов, институтов наставничества и общественных организаций и волонтеров, системы дополнительного образования, имеющих полномочия и колоссальный воспитательный потенциал в сфере безопасности детей, сформированный арсенал опыта науки и практики.
Ограниченная исследованность смысла формирования комплексной безопасности представляет собой определенную причину слабой готовности детей к безопасной жизнедеятельности во времени и пространстве, неустойчивого вектора отношения общества к безопасности подрастающего поколения. Данное состояние противоречит трендам функционирования и развития общества, не отвечая актуальным вызовам современности к системе обучения и воспитания, направленным на комплексный подход к образованию в сфере безопасности детей [3].
Процесс формирования комплексной безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения неразрывно связан с социально-педагогическими аспектами.
Для позитивного изменения качественно-количественной составляющей процесса формирования комплексной безопасности жизнедеятельности детей необходимо научное обоснование и практическая реализация концептуальных подходов, включающих:
- выявление взаимосвязи дидактического и методического компонентов создания и реализации системы целей, содержания, средств формирования и отдельных критериев профилактики комплексной безопасности жизнедеятельности детей;
- раскрытие структуры комплексной безопасности жизнедеятельности в содержании обучения и воспитания детей, с дошкольного возраста.
- формирование комплексной безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения в процессе обучения и воспитания, с учетом особенностей форм и методов транслирования информации о безопасности, различным категориям детей;
- конструктивное взаимодействие органов власти, общественных организаций и родительского сообщества.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 58 с.
2. Кравченко А.В., С.В. Петров, Симонов Н.Е., Сидоркин В.А. Уроки Кузбасса: чему научила нас трагедия в ТРК "Зимняя вишня"? // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2021. № 3. С. 7-14.
3. Сидоркин В.А., Сидоркин Г.В. Особенности обеспечения пожарной безопасности образовательных организаций // Основы безопасности жизни. ВАК. Вып. 4. М., 2021. С. 20-31
4. Сидоркин Г.В. Проблемы и пути решения комплексной безопасности и воспитания детей. Материалы докладов III Международного Пожарно-спасательного конгресса, посвященного 85-летию ВНИИПО МЧС России. 2022. С. - 855-864.
5. Чистяков А.А. и др. Особенности и направления совершенствования противопожарной работы с маломобильными группами населения // Вестник Санкт-Петербургского Университета ГПС МЧС России. Вып. № 3. 2020. С. 23-29.