ОБ ИССЛЕДОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СОЗДАНИИ БАЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлена математическая модель успешности обучения, основанная на методе факторного анализа. В качестве факторов этого метода рассматриваются психологические характеристики студентов, полученные в результате проведённого эксперимента. В качестве результирующего признака выбрана успеваемость студентов, которая определялась по экзаменационной ведомости. Психологический эксперимент проводился в группах студентов ДГТУ специальности 030300 с помощью 16-факторного теста Р. Б. Кеттелла. Результаты проведённого тестирования позволили составить достаточно полный «психологический портрет» студентов второго курса, который послужил хорошей базой данных для последующего построения математической модели успешности обучения. Для расчёта модели применялся двухфакторный дисперсионный анализ. Каждая бинарная пара факторов разбита на две градации: низкий уровень — высокий уровень. Приведён пример расчёта модели, проведён анализ влияния различных пар факторов и их сочетаний на успешность обучения. Имея достаточно полную базу данных, можно использовать представленную модель и, выявив закономерности, облегчить преподавателям и студентам процесс образования.

Ключевые слова:
математическая модель, 16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла, факторный анализ, дисперсионный комплекс
Текст

Введение

Успешность обучения студентов — одна из важнейших задач высшей школы. В изменившихся условиях современной образовательной системы представляется актуальным изучить личностные особенности современной российской молодёжи, стремящейся получить образование социально-гуманитарной направленности, а также влияние этих особенностей на успешность освоения студентами изучаемых дисциплин.

В работе [1] предложена математическая модель успешности обучения студентов, основанная на методе факторного дисперсионного анализа для несвязанных выборок [2]. В качестве факторов, влияющих на успешность обучения, в настоящей работе рассматриваются личностные характеристики студентов. Для апробации разработанной модели требуется надёжная и максимально полная база данных личностных качеств студентов. С целью создания такой базы в группах студентов-психологов было проведено тестирование с помощью личностного опросника «16 PF» Р. Б. Кеттелла [3]. Обозначения и профессиональные названия 16 биполярных пар факторов приведены ниже в таблице 2, а их подробные характеристики — в разделе 2.

1. Подготовка, проведение и обработка результатов опроса

Опросник «16 PF — Sixteen Personality Factor Queestionnaire» содержит 187 вопросов, к каждому из которых предложены три ответа [4]. В исследовании участвовали только студенты возраста 18—20 лет, поэтому были выполнены требования, которые предъявляются к группе испытуемых, как к «выборке стандартизации». Всего участвовали 32 студента. Согласно инструкции [4], если ответы на вопросы № 1, 2, 187 не утвердительные, то возникают сомнения в искренности ответов, и нет смысла им доверять. По этой причине были отклонены ответы двух испытуемых. Таким образом, выборка составила 30 студентов, из них 25 девушек и 5 юношей, средний возраст — 19 лет 4 месяца. Для каждого участника эксперимента заполнялся стандартный бланк, в который вносились «сырые» баллы и рассчитанные вторичные показатели (стены). В качестве примера в таблице 2 приведён бланк одной из студенток.

Список литературы

1. Белушкина, Г. В. Математическая модель успешности обучения студентов-психологов / Г. В. Белушкина // Интегро-дифференциальные операторы и их приложения : сб. науч. Трудов Дон. гос. техн. ун-та. - Ростов-на-Дону, 2007. - Вып. 6. - С. 11-17.

2. Бочаров, П. П. Теория вероятностей. Математическая статистика / П. П. Бочаров, А. В. Печинкин. - Москва : Гардарика, 1998. - 326 с.

3. Cattell, R. B. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuora. - Champaign, Illinois : Institute for Personality and Ability Testing, 1970.

4. Романова, Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. - Москва : Питер, 2006. - 400 с.

5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 346 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?