В статье рассматриваются основные нормативные положения в сфере дистанционного электронного голосования. Теоретического осмысления требуют законодательные новеллы, касающиеся порядка проведения дистанционного электронного голосования, его информационных систем и других институтов. Специфической характеристикой дистанционного электронного голосования является наличие цифровой среды при голосовании избирателя. Это касается формирования списков избирателей, процесса голосования и подведения итогов. Дистанционное электронное голосование, в отличие от голосования в помещении, проходит с использованием специального программного обеспечения без использования бумажного бюллетеня. В связи с этим процесс дистанционного электронного голосования скрыт от обычного человеческого восприятия, актуализируя проблемы обеспечения тайны голосования, невмешательства в выборы и объективного определения результатов волеизъявления. Будучи одной из форм голосования, дистанционное электронное голосование должно соответствовать основным принципам проведения выборов. Как полагают авторы, опыт проведения дистанционного электронного голосования в России создает условия для развития правового регулирования в данной области, однако техническое развитие дистанционного электронного голосования его опережает. В законодательстве на сегодняшний день закреплены только базовые аспекты, касающиеся проведения дистанционного электронного голосования, в то время как детали его организации и проведения устанавливаются на подзаконном уровне. Проанализированы основные правовые акты, регулирующие дистанционное электронное голосование, а также вопросы реализации в действующем правовом регулировании конституционных принципов проведения выборов применительно к дистанционному электронному голосованию; указана необходимость оптимизации соответствующих положений.
дистанционное электронное голосование, правовое регулирование, конституционные принципы проведения выборов, право, голосование, техническое развитие
No data
1. No data