Новосибирская область, Россия
В статье рассматриваются биоконституционализм и нейроконституционализм как теоретические и конституционно-правовые категории в современной многоплановой юриспруденции; анализируются научные подходы к пониманию достоинства в биоэтике, биоправе и нейроправе и его роль в формировании гуманистического, экзистенциального и биоэтического ядра современного бионейроконституционализма; исследуются концептуальные, международно-правовые и конституционные аспекты становления комплексного метаправового и межотраслевого института бионейроконституционализма. Критически оцениваются этические и правовые основы биоправа и нейроправа; выявляется проблема пределов и значения конституционализации биоправ и нейроправ в современной доктрине конституционализма и прав человека. Цель статьи - раскрыть значение и перспективы формирования бионейроконституционализма как юридического и ориентированного на новые права человека (биосоциального и биоэтического живого существа) диалога между человеческим достоинством и правосубъектностью человека, с одной стороны, и достижениями биоэтики, биомедицины и нейронауки - с другой. «Достоинство» рассматривается как гуманистическое, экзистенциальное и биоэтическое ядро в структуре бионейроконституционализма. В части II статьи анализируются проблема биоэтической целостности личности и право на новые права в бионейросфере; функции человеческого достоинства в бионейроконституционализме: роль в продвижении культурного многообразия, обеспечения человеческой уязвимости, принципа человеческой солидарности, обоснования новых прав человека, биоэтического благополучия, генетического равноправия; достоинство как всеобъемлющий принцип глобальной и национальной биоэтики и биомедицины. Предлагается для обсуждения понятие «когнитивное достоинство» в нейроэтике и нейроправе. Использованы дискурсивный подход и критический рационализм в правовых исследованиях, методы диалектики, юридической герменевтики и правовой инженерии, которые позволяют раскрывать правовую, биосоциальную и биоэтическую природу человеческого достоинства и конституционализма в контексте рисков, связанных с постгуманизмом и трансгуманизмом. Выводы: природа биоконституционализма и нейроконституционализма формируется под влиянием идей биоэтики, постгуманизма и трансгуманизма, новых бионейротехнологий; она предполагает создание нормативных требований и ограничений для использования таких технологий, а также для установления, гарантирования и возможной конституционализации новых биоэтических и нейроэтических прав человека.
биоконституционализм, достоинство, dignitatis humanae, нейроконституционализм, нейроправо, биоправо, правовая биомедицина, биоэтика, права человека, достоинство и права пациента
No data
1. No data