В статье рассматривается проблема формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования за рубежом, раскрываются вопросы взаимосвязи профессионального самоопределения, профессионального обучения и непрерывного образования.
профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, непрерывное образование, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, модель профессионального самоопределения.
Анализ научной литературы свидетельствует о наличии в зарубежной педагогике теорий и практического опыта решения актуальной для России проблемы профессионального самоопределения обучающихся (США, Германия, Великобритания).
Выявление ведущих мотивов и ценностей позволило обобщить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение обучающихся в зарубежных странах:
- коммерциализация отношений в обществе (происходит замена профессиональной карьеры предпринимательской);
- социально-психологический фактор (повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении);
- фактор уровневой интеллектуализации профессиональной деятельности (развитие личности может осуществляться адекватно способностям, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует уровню интеллектуально-профессиональной деятельности);
- влияние семьи и сверстников на построение профессионального «маршрута»;
- престижность определенных категорий профессий в конкретной экономической и политической ситуации в стране.
Таким образом, в процессе профессионального самоопределения возрастает значение таких моделей, которые учитывают и усиливают функцию социальной защищенности обучающихся.
В модели профессионального самоопределения обучающихся, функционирующей в образовательных учреждениях, наблюдается взаимосвязь таких элементов, как «образовательные услуги — потребитель — рынок труда», учитывающих потребностно-мотивационные и ценностно-нормативные характеристики субъектов рыночных отношений в сфере труда и образования.
1. Демченко А.Р., Пальянов Н.П. и др. Профильное обучение за рубежом.
2. Пальянов М.П., Сергиенко Ю.П., Холина Л.А., Абатурова В.В. и др. Непрерывное образование и профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда. Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. 144 с.
3. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В., Пальянов М.П., Руднева Е.Л. и др. Образование и занятость молодежи в начале XXI века. Ведущие тенденции в России и за рубежом. Томск: Изд-во STT, 2012. 435 с.