ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования за рубежом, раскрываются вопросы взаимосвязи профессионального самоопределения, профессионального обучения и непрерывного образования.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, непрерывное образование, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, модель профессионального самоопределения.
Текст

Анализ научной литературы свидетельствует о наличии в зарубежной педагогике теорий и практического опыта решения актуальной для России проблемы профессионального самоопределения обучающихся (США, Германия, Великобритания).

Выявление ведущих мотивов и ценностей позволило обобщить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение обучающихся в зарубежных странах:

  1. коммерциализация отношений в обществе (происходит замена профессиональной карьеры предпринимательской);
  2. социально-психологический фактор (повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении);
  3. фактор уровневой интеллектуализации профессиональной деятельности (развитие личности может осуществляться адекватно способностям, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует уровню интеллектуально-профессиональной деятельности);
  4. влияние семьи и сверстников на построение профессионального «маршрута»;
  5. престижность определенных категорий профессий в конкретной экономической и политической ситуации в стране.

Таким образом, в процессе профессионального самоопределения возрастает значение таких моделей, которые учитывают и усиливают функцию социальной защищенности обучающихся.

В модели профессионального самоопределения обучающихся, функционирующей в образовательных учреждениях, наблюдается взаимосвязь таких элементов, как «образовательные услуги — потребитель — рынок труда», учитывающих потребностно-мотивационные и ценностно-нормативные характеристики субъектов рыночных отношений в сфере труда и образования.

Список литературы

1. Демченко А.Р., Пальянов Н.П. и др. Профильное обучение за рубежом.

2. Пальянов М.П., Сергиенко Ю.П., Холина Л.А., Абатурова В.В. и др. Непрерывное образование и профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда. Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. 144 с.

3. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В., Пальянов М.П., Руднева Е.Л. и др. Образование и занятость молодежи в начале XXI века. Ведущие тенденции в России и за рубежом. Томск: Изд-во STT, 2012. 435 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?