Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
В статье с привлечением эмпирического материала рассматриваются темпоральные особенности человека, переживающего и не переживающего безопасность. Выявляются различия в отношении ко времени, временной направленности и функциях времени у субъектов. Респондентами в исследовании выступили 250 человек (139 девушек и 111 юношей) в возрасте от 18 до 22 лет. Обследованные являются студентами Югорского государственного университета и Курганского государственного университета очной формы обучения. В обследовании использовали авторский комплекс методик: «Шкалу субъективного отношения к времени», опросник «Субъективная оценка временной направленности», а также анкету «Темпоральные характеристики опасности-безопасности личности». Установлено, что доминирующим видом отношения ко времени в группе субъектов, переживающих безопасность является временная пластичность, тогда как у не переживающих безопасность – временная зависимость. Выявлено, что время выполняет мобилизационную функцию, для субъектов переживающих безопасность, тогда как у обследованных не переживающих безопасность, ведущей является «подавляющая» функция времени. Во временной направленности субъектов, переживающих безопасность выражены ресурсная ориентация на «настоящее» и «будущее», а в группе не переживающих безопасность данные модальности носят характер психовременной фиксации, определяя тем самым деструктивный характер их временной направленности. Показано, что темпоральные характеристики личности – отношение ко времени, его функции и временная направленность могут выступать индикаторами переживания безопасности. Таким образом, оценку темпоральных особенностей личности возможно использовать для диагностики переживания безопасности (опасности).
опасность, безопасность, отношение ко времени, временная направленность, функции времени, временная зависимость, пластичность, индифферентность
Время, его восприятие и использование зависит как внешних факторов, условий в которых оказался человек, так и от его субъективных переживаний, от его отношения к происходящему. Существование человека во времени, его темпоральность, определяете его отношением ко времени, временной направленностью и функциями времени. Темпоральность является отражением, индикатором внутреннего мира человека, его переживаний. Особенно это актуально применительно к переживанию опасности (безопасности) личности, как наличия стойкого чувства незащищенности (либо отсутствия и защищенности) от внешних и внутренних угроз жизни, физическому и психологическому благополучию и здоровью субъекту.
В теоретическом плане изучение темпоральности в контексте опасности (безопасности) позволит дополнить представления о психологическом времени личности, его роли в жизни и деятельности субъекта. В практическом плане, оценку темпоральных особенностей, возможно использовать в рамках диагностики субъективных переживаний, обусловленных вовлеченностью человека в различные жизненные ситуации и события. Коме того, трансформация отношения ко времени, временной направленности и функций времени, как проявлений темпоральности, может стать одним из направлений психологического сопровождения субъекта, переживающего опасность, в том связанную с ситуациями риска, возникающими в профессиональной трудовой деятельности.
При рассмотрении вопросов безопасности личности, обращают на себя внимание следующие исследования. Так, С.Г. Еремеевым, А.В. Ревягиным была проанализирована проблема психологической безопасности и общества [10]; Г.Г. Вербиной рассмотрен феномен психологической безопасности личности [3]; Г.В. Грачевым проанализирована проблема информационно-психологической безопасности личности [5]; в рамках психологии образования Е.В. Кузнецовой, Т.А. Павловой рассматривалась психологическая безопасность подростков в зависимости от типа учебного заведения [14], а Ю.В. Смык, А.Ю. Качимская А.Ю. рассматривали ее как потенциал педагога, обеспечивающий безопасность школьника [18]; А.В. Литвиновой, А.В. Котеневой, А.В. Кокуриным, В.С. Ивановым исследовалась психологическая безопасность личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [15]; И.А. Баевой психологическая безопасность рассматривалась как основа помощи в экстремальной ситуации [2]; И.И. Приходько разработана методика позволяющая многомерно определить психологическую безопасность специалистов экстремальных видов деятельности [17] и др.
Анализ исследований по проблеме темпоральности личности позволяет сказать, что вопросы времени как атрибута становления и жизненного пути человека являлась одной из ведущих в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березиной [1], Е.И. Головахи, А.А. Кроника [4], С.Б. Нестеровой [16] и др. Помимо этого, вопросы отношения ко времени и временной направленности рассматривались в эмпирических исследованиях С.В. Духновского, Е.В. Забелиной [8], С.В. Духновского, Д.Л. Прокопьева [9], П.И. Яничева [21] и др.; Я.В. Кравцовой, Т.Д. Дубовицкой, А.Г. Абдуллиным психологическое время рассматривалось в рамках самоэффективности личности [13]; в работках Ф. Зимбардо, Дж. Бойд [11], В.И. Ковалева [12] раскрывались особенности временной перспективы личности и её оценки; О.С. Гуровой раскрыты особенности временной перспективы людей с хроническими заболеваниями [6]; А.А. Чеврениди описаны особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня [19] и др.
В тоже время, обращает на себя внимание, что проблема темпоральных особенностей личности, к которым относим временную направленность, отношение ко времени и его функции, в контексте переживания безопасности (опасности), является недостаточно исследованной несмотря на свою актуальность и научно-практическую значимость.
В исследовании под отношением ко времени понимаем взаимосвязь субъекта со своим временем, его восприятие и использование в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также для проявления своей индивидуальности, своего личностного и профессионального развития и саморазвития. Видами отношения ко времени выступают: временная пластичность, пристрастность и индифферентность [7].
Рассматривая функции времени, придерживаемся «теории барьеров» [20], используя положения которой, время будет обладать мобилизующей, ограничивающей и подавляющей функциями.
Мобилизующая функция. Время стимулирует активность субъекта, выступает ресурсом для удовлетворения своих желаний и потребностей, достижения желаемых для себя целей, раскрытия потенциалов и способностей.
Ограничивающая функция. Время тормозит, ограничивает активность субъекта, удовлетворение его потребностей и желаний, реализацию способностей, достижение желаемых целей.
Функция подавления. Время лишает субъекта сил, энергии для проявления активности, выражения индивидуальности, не даёт проявить свои способности, потенциалы и достичь желаемых для себя целей.
С нашей точки зрения, временная направленность – это проявление отношения субъекта к своему времени, выраженное в ориентации на модальности психологического времени (прошлое, настоящее, будущее) или их сочетании, детерминирующая повседневную активность субъекта по достижению желаемых и/или необходимых для себя целей. При этом модальность психологического времени может выступать в качестве психовременного ресурса или фиксации [9].
Обзор исследований показал, что проблема темпоральности в контексте переживания опасности (безопасности) личности, нуждается в дополнительном эмпирическом анализе и обобщении. В этом плане актуальными является выявление и описание различий в отношении ко времени, временной направленности и функциях времени у субъектов, переживающих и не переживающих безопасность. Это и послужило основной целью нашего исследования, основные результаты которого будут представлены ниже.
Материалы и методы
Респондентами в исследовании выступили 250 человек (139 девушек и 111 юношей) в возрасте от 18 до 22 лет. Обследованные являются студентами Югорского государственного университета и Курганского государственного университета очной формы обучения. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2022 года.
В обследовании использовали авторский комплекс методик:
● «Шкала субъективного отношения к времени» (ОКВ-Т), в рамках которой, в зависимости от выраженности итогового показателя оценивается отношение респондента ко времени в континууме временная индифферентность – пластичность – пристрастность. Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону временной зависимости – пристрастном отношении к времени, низкие значения говорят о временной индифферентности – равнодушном отношении к времени, тогда как пониженные – о временной пластичности – гибком отношении к времени [21].
● опросник «Субъективная оценка временной направленности» (ВН), где в зависимости от выраженности итогового показателя по каждой шкале оценивается временная направленность в прошлое, настоящее и будущее в континууме «фиксация – ресурс». Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону временной фиксации, средние и пониженные значения говорят о временном ресурсе. Укажем, что данная методика находится на этапе психометрической проверки, одним из этапов которой выступает данное исследование [9].
Также в исследовании использовали авторскую анкету «Темпоральные характеристики опасности-безопасности личности», позволяющую выявить доминирующие функции времени (мобилизующая, ограничивающая, подавляющая), временные ориентации (на прошлое, настоящее, будущее) у субъектов, переживающих безопасность (опасность).
Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов математической статистики. В частности, использовались первичные описательные статистики, критерий сравнения. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости p по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода анализа достоверности различий параметрический критерий t-Стьюдента для сравнения независимых выборок. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «SPSS 23.0».
Результаты исследования
По результатам анкеты «Темпоральные характеристики опасности-безопасности личности», обследованная выборка была разделена на две группы:
Первая – субъекты, переживающие безопасность, когда есть стойкое чувство защищенности от внешних и внутренних угроз жизни, физическому и психологическому благополучию и здоровью. В группу вошло 132 обследованных.
Вторая – субъекты, переживающие опасность – со стойким ощущением наличия угрозы жизни, физическому и психологическому благополучию и здоровью. В данную группу вошли 118 респондентов.
Далее обратимся к сравнительному анализу эмпирических данных, позволяющему описать темпоральные характеристики субъектов данных групп.
Начнем с результатов, полученных по методике «Шкала субъективного отношения к времени». Полученные данные, в сочетании с качественным анализом, позволили установить доминирующий вид отношения ко времени у респондентов. Результаты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность видов отношения ко времени у субъектов, переживающих и не переживающих безопасность
Переживание |
Виды отношения ко времени |
|||||
Пластичность |
Зависимость |
Индифферентность |
||||
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
|
Безопасности (т=132) |
99 |
75,0 |
18 |
13,7 |
15 |
11,3 |
Опасности (т=118) |
13 |
11,0 |
85 |
72,1 |
20 |
16,9 |
Как видим из таблицы 1, доминирующим видом отношения ко времени в группе субъектов, переживающих безопасность является временная пластичность (показатель по методике «ОКВ-Т» находится в диапазоне 5 стэнов). Данный вид отношения ко времени выражен у 75 %, респондентов. У обследованных, не переживающих безопасность, доминирующим видом отношения ко времени является временная зависимость (показатели по методике «ОКВ-Т» находятся в диапазоне от 8 до 9 стэнов). Данный вид отношения ко времени выражен у 72 %, респондентов.
Так, обследованным переживающим безопасность с временной пластичностью свойственно рациональное использование своего времени, что предполагает его планирование, контроль. Они способны гибко трансформировать свой временной план или распорядок, когда этого требуют обстоятельства, что не ухудшает психическое состояние, не изменяет настроение человека в неблагоприятную для него сторону.
Респондентам, не переживающим безопасность свойственна, временная зависимость. Их отличает навязчивое стремление рационально планировать, использовать своё время. Они испытывают тревогу и беспокойство, когда лишаются возможности следовать своему временному плану, даже по не зависящим от них причинам.
В ходе исследования, по результатам анкеты «Темпоральные характеристики опасности-безопасности личности» были выявлены доминирующие функции времени у субъектов с переживающих и не переживающих безопасность. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Функции времени у обследованных переживающих и не переживающих безопасность
Функции времени |
Переживание безопасности |
Переживание опасности |
||||
Среднее значение |
Абс. |
Отн. |
Среднее значение |
Абс. |
Отн. |
|
Ограничивающая |
2,2 |
21 |
15,9 |
2,6 |
19 |
16,1 |
Мобилизующая |
4,4* |
95 |
72,0 |
2,9 |
8 |
6,8 |
Подавляющая |
1,9 |
16 |
12,1 |
4,6* |
91 |
77,1 |
Примечание: среднее значение – показатели анкеты «Темпоральные характеристики опасности-безопасности личности»
Данные таблицы 2 показывают, что у субъектов, переживающих безопасность ведущей функции времени, является «мобилизация». Соответственно, врем для данной категории обследованных выступает ресурсом для удовлетворения своих желаний и потребностей, достижения целей, раскрытия потенциалов и способностей.
Тогда как у субъектов, не переживающих безопасность, доминирующей является «подавляющая» функция времени. Для обследованных время – это то, лишает их сил, энергии для проявления активности, выражения индивидуальности, не дает проявить способности и потенциалы, достичь желаемых и / или необходимых целей.
Таким образом, субъекты, переживающие безопасность характеризуются гибким (пластичным) отношением к времени, которое выполняет мобилизующую для субъектов функцию, способствуя раскрытию потенциалов и способностей. У субъектов, не переживающих безопасность, напротив, выражена временная зависимость, где время – подавляет, угнетает их активность и деятельность; лишая сил и энергии, время оказывает на человека деструктивное, патогенное воздействие.
Отношение ко времени и его функции находят свое выражение во временной направленности обследованных переживающих и не переживающих безопасность. Так, в ходе исследования также установлены различия во временной направленности субъектов, переживающих и не переживающих безопасность. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Средние значения по методике «Временная направленность» (ВН) у субъектов, переживающих безопасность и опасность
Шкалы методики «ВН» |
Средние значения |
|
Переживание безопасности (n=132) |
Переживание опасности (n=118) |
|
Фиксация на прошлом |
18,6±3,9 |
20,4±2,7 |
Фиксация на настоящем |
31,0±4,3* |
28,6±3,1 |
Фиксация на будущем |
25,6±4,1 |
37,1±,4,0* |
Примечание: * – различия достоверно выше на уровне р≤0,05; в скобках указаны стандартные значения – стэны.
Из таблицы 3 видим, что во временной направленности субъектов, переживающих и не переживающих безопасность выражены модальности «настоящее» и «будущее», и установлены достоверные различия в их выраженности. Значение t-критерия находится в диапазоне от 1,95 до 1,98.
Так, у респондентов, переживающих безопасность, модальности «настоящее» и «будущее» выражены на среднем уровне – в диапазоне 5-6 стэнов, с тенденцией направленности в будущее. На основании чего, можно заключить что данные временные модальности носят ресурсный характер. Обращение (ориентация) в них способствует изменению психического состояния и настроения в благоприятную для субъектов сторону, повышает веру в себя, свои способности, даёт возможность позитивно изменить отношение к себе и с другими людьми в желаемом для себя направлении.
У респондентов, не переживающих безопасность, временная модальность «настоящее» выражена на повышенном уровне (в диапазоне 7-8 стэнов), в модальность «будущее» - на высоком (в диапазоне 9 стэнов). Данные модальности носят характер психовременной фиксации. Субъекты сосредоточены на настоящем и поглощены мыслями о будущем, что свидетельствует об их неблагоприятном психическом состоянии, настроении, при пониженном оптимизме и отсутствии желаемого благополучия. При этом обследованные не используют данные временные модальности в качестве ресурса, что являются индикатором неудовлетворенности собой, своим положением, отношениями, и качеством жизни в целом.
Данные, полученные по методике «Субъективная оценка временной направленности» дополняются результатами анкеты «Темпоральные характеристики опасности-безопасности личности».
Установлено, что доминирующей временной установкой субъектов, переживающих безопасность является «движение в будущее, используя ресурсы прошлого, но в настоящем» (выражена у 93,7 % обследованных данной группы, тогда как у субъектов, переживающих опасность – лишь у 5,4 % обследованных). У субъектов, переживающих опасность доминирующей временной установкой, является «погружаюсь, живу будущим чаще чем настоящим и пошлым» (преобладает у 93,5 % обследованных данной группы и лишь у 3,4% субъектов, переживающих безопасность).
Таким образом, обследованные переживающие безопасность характеризуются ресурсной временной направленностью – ориентацией на использование ресурсов прошлого опыта в настоящем, где присутствует самодисциплина, самоограничение, твёрдость в решениях и жизненных испытаниях при реализации поставленных задач и достижения желаемых и/или необходимых для себя целей. Временная направленность обследованных переживающих опасность носит фиксированный на будущем характер. Они в большей степени ориентированы на будущее («живут» им) и в меньшей степени вовлечены в происходящие в их жизни события. Это «уход в будущее» (возможно в мир фантазий), являющийся компенсацией неудовлетворённости своей жизнью в настоящем.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что субъекты, переживающие и не переживающие безопасность обладают различными темпоральными характеристиками – отношением ко времени, его функциями и направленностью. На основании полученных эмпирических данных правомерно сделать следующие выводы:
1. Доминирующим видом отношения ко времени в группе субъектов, переживающих безопасность является временная пластичность. Тогда как у обследованных, не переживающих безопасность, доминирующим видом отношения является временная зависимость.
2. У субъектов, переживающих безопасность время выполняет мобилизационную функцию, выступая средством для достижения целей, раскрытия потенциалов и способностей. У обследованных не переживающих безопасность, ведущей является «подавляющая» функция времени, которое лишает их сил, энергии для проявления активности, выражения индивидуальности.
3. Установлено, что доминирующей временной установкой субъектов, переживающих безопасность является «движение в будущее, используя ресурсы прошлого, но в настоящем», тогда как у субъектов, не переживающих безопасность ведущей временной установкой, является «погружаюсь, живу будущим чаще чем настоящим и прошлым».
4. Показано, что во временной направленности субъектов, переживающих безопасность выражены ресурсная ориентация на «настоящее» и «будущее», что говорит о конструктивном характере направленности. В группе не переживающих безопасность временная модальность – «будущее» носит характер психовременной фиксации, определяя тем самым деструктивный характер их временной направленности.
5. Темпоральные характеристики личности – отношение ко времени, его функции и временная направленность могут выступать индикаторами переживания безопасности. Соответственно оценку темпоральных особенностей личности возможно использовать для диагностики переживания безопасности (опасности).
В завершение отметим, что одним из перспективных направлений дальнейших исследований переживания безопасности личности будет являться изучение темпоральных особенностей субъектов разного возраста, профессиональной принадлежности, социального и должностного статуса.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Баева И.А. Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации // Развитие личности. 2016. №3. С.57-74
3. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. 2013. №4. С.196-202
4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев.: Наукова Думка, 1984. 207 с.
5. Грачев Г.В. Информационно психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.
6. Гурова О.С. Особенности временной перспективы людей с хроническими заболеваниями // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №5 (16). С.14-24. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
7. Духновский С.В. Шкала «Отношение к времени»: психометрическая характеристика и возможности использования // Личность: ресурсы и потенциал. 2021. № 4 (21). С.59-66
8. Духновский С.В., Забелина Е.В. Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С.673 - 681.
9. Духновский С.В., Прокопьев Д.Л. Временная направленность и переживание одиночества личностью // Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2022: сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С.28-36
10. Еремеев С.Г., Ревягин А.В. Психологическая безопасность общества и личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №4(59). С.44-47
11. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
12. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории /если это сборник, то желательно указать редактора. М.: издательство, 1995. С. 179 - 185.
13. Кравцова Я.В., Дубовицкая Т.Д., Абдуллин А.Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т.13. № 3. С.17-23
14. Кузнецова Е.В., Павлова Т.А. Психологическая безопасность личности подростков разных типов учебных заведений // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. №3. С.63-66
15. Литвинова А.В., Котенева А.В., Кокурин А.В., Иванов В.С. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. №1. C.8-16. DOI: https://doi. org/10.17759/jmfp.2021100101
16. Нестерова С.Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» // Научный журнал • «PEM: Psychology. Educology. Medicine». 2019. №1. С.159-169
17. Приходько И.И. Разработка психодиагностического инструментария определения психологической безопасности личности специалистов экстремальных видов деятельности // Вестник университета. 2013. №11. С.242-253
18. Смык Ю.В., Качимская А.Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for Education Today. 2021. №1. С.42-58 DOI:https://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03
19. Чеврениди А.А. Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня // Организационная психология. 2019. Т.7. №1. С.83-96
20. Шакуров Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с.
21. Яничев П.И. Психология отражения и переживания времени: актуальные проблемы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 42. С.7 - 20.