ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Статья посвящена вопросам развития налогового администрирования в контексте повышения его эффективности в условиях цифровой трансформации экономики. Автором проанализированы предпосылки перехода налоговых органов в цифровое поле такие как: пандемия COVID-19, рост объемов дистанционной подачи налоговых деклараций и онлайн платежей, а также расширяющиеся возможности хранения и обработки больших массивов данных. Определены факторы эффективного взаимодействия с налогоплательщиками при реализации операционных процессов с применение инновационных цифровых технологий, учет которых позволит в дальнейшем вывести на совершенно новую ступень развития взаимодействие налоговых органов с экономическими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, повысить уровень соблюдения налоговой дисциплины и законодательства, тем самым увеличить объема поступления налоговых доходов в бюджет. Автором выделены и обоснованы ключевые принципы создания цифровой экосистемы налогового администрирования с применением передовых информационно-коммуникационных технологий (распределенный реестр, искусственный интеллект, облачное хранение, предиктивная аналитика и другие), которые позволят обеспечить максимальную экономическую эффективность налогового администрирования не только для бизнеса, но и для налоговых органов, будут способствовать формированию благоприятных условий повышения эффективности и оперативного управления налоговыми рисками.
налоговое администрирования, цифровизация, цифровая экономика, цифровая экосистема, большие данные, цифровое взаимодействие, управление налоговыми рисками
Введение
Цифровизация общества происходит с беспрецедентной скоростью, новые технологии и цифровые бизнес-модели в настоящее время прочно вошли в повседневную жизнь общества и экономические процессы. Цифровая экономика представляет собой сложную и динамичную взаимосвязанную среду, в которой поток данных оказывает значительное влияние на инновации, глобальную стоимость и мировую экономику [14]. Цифровизация трансформирует экономические процессы и влечет за собой изменения практически во всех сферах (экономика, общество и образование, государственное управление, территориальное развитие, наука, исследования и инновации). Что касается финансового управления, которое является частью эффективного государственного управления, то процессы оцифровываются в среде налогового администрирования [10].
Одним из основных изменений, сформированных инновационными технологиями, выступает совершенно новый подход в аккумулировании, аналитической обработке и практическом применении больших массивов данных [5]. Существенный рост массива обрабатываемых данных, формируемых коммерческими и социальными субъектами экономики, разного рода цифровыми агрегатами, стимулирует разработку инновационных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), содействующих созданию нового типа народного хозяйства – цифровой экономики, что в свою очередь создает предпосылки для формирования цифровой экосистемы [1].
Некоторые исследователи утверждают, что налоговое администрирование, сильно зависящее от экосистемы, не приведет к успеху только с помощью технологий [11]. Другие обосновывают необходимость понимания того, как цифровая трансформация влияет повлияли на более широкую экосистему, состоящую из людей, процессов и учреждений, предоставляющих цифровые услуги [16]. Это особенно важно, поскольку обзоры литературы, проведенные Дада Д. [7], Нкохкво К.Н. и Ислам М.С. [13] утверждают, что использование всеобщей экосистемы, в которой применяются информационно-коммуникационные технологии, имеет решающее значение для понимания направлений повышения эффективности налогового администрирования (далее – НА).
В целом ключевое значение внедрения цифровых технологий в НА заключается в формировании общего информационного поля, включающего в себя все этапы операционной деятельности экономических субъектов и других субъектов налоговых отношений. Внедрение ИКТ в операционные процессы налоговых органов, согласно международной практике, представляет собой базис результативности работы, транспарентности и сокращения единообразных операций [2]. Первостепенное значение применения ИКТ заключается в кардинальной трансформации операционных процессов НА, реализуемой посредством применения системного подхода для формирования плана внедрения ИКТ в практическую деятельность налоговых органов [3]. Использование на практике инновационных цифровых решений позволяет вывести на совершенно новый уровень обслуживание экономических субъектов налоговыми органами с ростом экономической эффективности и сокращением трудоемких операций у субъектов налогообложения при соблюдении налогового законодательства [12].
1. Братцев В. И., Гришанова А. М. Развитие цифровизации как фактор, определяющий изменения механизма налогового администрирования // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2021. Том 18. № 1 (115). С. 5-13.
2. Жилин Г.О., Майбуров И.А. Совершенствование методов налогового контроля: внедрение автоматизированных систем // Актуальные проблемы налоговой политики: Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. С. 117-119.
3. Мандрощенко О.В., Богачев С.В. Налоговое администрирование в цифровой экономике: перспективы развития // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 152-158. DOIhttps://doi.org/10.29030/2309-2076-2021-14-1-152-158
4. Международные потоки данных и развитие: кому служат потоки данных. Доклад о цифровой экономике за 2021 год. Организация объединенных наций. 2021. Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf
5. Сударушкина И. В., Стефанова Н. А. Цифровая экономика // АНИ: экономика и управление. - 2017. - № 1 (18). - С. 182-184.
6. Commissioner conversations: digital transformation - the view from China. Forum on tax administration. August 2021. Режим доступа: https://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/publications-and-products/commissioner-conversations/digital-transformation-the-view-from-china.pdf?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=Read%20more&utm_campaign=Tax%20News%20Alert%2005-08-2021&utm_term=ctp.
7. Dada D. The failure of E-government in developing countries: A literature review. The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. 2006. 26(1). 1-10.
8. Gerbrands P., Unger B. Policy reform effects in the tax ecosystem. Combating fiscal fraud and empowering regulators: Bringing tax money back into the COFFERS (2021), p. 272
9. Govinda Rao M., Kumar S. Envisioning Tax Policy for Accelerated Development in India. National Institute of Public Finance and Policy. Working paper No. 190. 28 February 2017. Режим доступа: https://www.nipfp.org.in/media/medialibrary/2017/02/WP_2017_190.pdf
10. Ihnatišinová D. Digitalization of tax administration communication under the effect of global megatrends of the digital age // SHS Web of Conf., 92 (2021) 02022. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219202022
11. Kochanova, A., Hasnain, Z., & Larson, B. Does e-government improve government capacity? Evidence from tax compliance costs, tax revenue, and public procurement competitiveness. World Bank Economic Review, 2020, 34(1), 101-120.
12. Li, J., Bao, N.J., Hu, S., Hu, W., Zerbino, M. Digitization and International Tax Dispute Resolution: A Window of Opportunity for BRITACOM. SSRN Electronic Journal. 2020. DOIhttps://doi.org/10.2139/ssrn.3664039
13. Nkohkwo Q. N., Islam M. S. Challenges to the Successful Implementation of e-Government Initiatives in Sub-Saharan Africa: A Literature Review //Electronic Journal of e-government. 2013. Т.11. №. 1. С. 252-266.
14. OECD. Digital Economy Outlok 2017. Режим доступа: https://espas.secure.europarl.europa.eu/orbis/sites/default/files/generated/document/en/ 9317011e.pdf
15. OECD. Inventory of Tax Technology Initiatives. 2022. Режим доступа: https://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/tax-technology-tools-and-digital-solutions.
16. Open e-Policy Group. Roadmap for open ICT eco-systems. 2005. Cambridge, MA: Berkman Center for Internet and Society // http://cyber.law.harvard. edu/publications/2005/The_Roadmap_for_Open_ICT_Ecosystems.
17. Tax Administration 2022: Comparative Information on OECD and other Advanced and Emerging Economies. Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/1e797131-en/index.html?itemId=/content/publication/1e797131-en
18. Teillant D., Amroune F., Stanisor M. How are tax administrations and tax specialists going digital? Режим доступа: https://www2.deloitte.com/lu/en/pages/tax/articles/how-are-tax-administrations-specialists-going-digital.html