НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вопросы разработки единой информационной системы на зерновом рынке и цифровой трансформации транспортно-логистической инфраструктуры приобретают высокую значимость в современных экономических условиях. Особенно актуально данный вопрос стоит в Сибирском федеральном округе, как регионе - крупнейшем производителе зерна. Уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском федеральном округе не позволяет субъектам зернового рынка оперативно и в срок поставить потребителю по межрегиональным связям и на экспорт большие объемы зерна, а удаленность от основных рынков сбыта приводит к удорожанию зерна в силу высоких трансакционных издержек. В статье отражены основные показатели производства зерна в России и Сибирском федеральном округе в динамике за 2017-2021 гг. Представлен механизм организации цифровой системы транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка. Авторами выделены принципы, определяющие развитие единой информационной системы для зерновой транспортно-логистической инфраструктуры Сибирского федерального округа, их содержание. Исследование акцентирует внимание на предпосылках и необходимости применения цифровых технологий, способствующих осуществлению субъектам более эффективной деятельности на зерновом рынке, в кратчайшие сроки обрабатывать требуемый объем данных и оптимизирующих трансакционные издержки. Обмен оперативной и достоверной информацией между субъектами зернового рынка является фактором успеха в управлении цепочками зерновых поставок.

Ключевые слова:
зерновой рынок, Сибирский федеральный округ, транспортно-логистическая инфраструктура, трансакционные издержки, цифровизация
Текст

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что зерновой рынок, являясь составной частью агропродовольственного рынка, взаимосвязан с различными отраслями народного хозяйства. Практика показывает, что развитие зернового рынка и эффективность функционирования всей экономической системы региона зависит от состояния транспортно-логистической инфраструктуры и качества оказания транспортно-логистических услуг.

Развитие единой информационной системы на зерновом рынке и цифровая трансформация транспортно-логистической инфраструктуры для Сибирского федерального округа – это вопросы конкурентоспособности зерновых компаний региона, которые стремятся увеличить свое присутствие на российском и зарубежном рынках. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что цифровая трансформация инфраструктуры способствует снижению трансакционных издержек и росту доходов субъектов рынка [2,4].

В Сибирском федеральном округе валовой сбор зерновых культур составляет 14,7 – 17,6 млн т зерна, 1,6 млн т поставляется на экспорт (Таблица 1) [7]. Доля округа в производстве зерна в Российской Федерации за 2017-2021 гг. составляет 11,2 – 14,6%.

Таблица 1

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, тыс. т.

Table 1

Gross harvest of grain and leguminous crops in farms of all categories, thousand tons

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Российская Федерация

135 538,7

113 255,0

121 199,9

133 464,9

120655,7

Сибирский федеральный округ

15622,2

14908,1

14662,0

14931,8

 

17579,5

* составлено автором по [1].

 

Такие объемы производства зерна при сложившемся уровне и культуре потребления позволяют Сибирскому федеральному округу ежегодно по межрегиональным поставкам и на экспорт поставлять от 4 до 7 млн тонн зерна и продуктов его переработки.

Цель исследования

Цель исследования состоит в обосновании необходимости развития единой информационной системы на зерновом рынке и цифровой трансформации транспортно-логистической инфраструктуры Сибирского федерального округа.

Материал и методы исследования

Информационная база исследования основана на данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы и других открытых источников. Методологическую основу исследования составили результаты исследований ученых, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие зерновой рынок. При выполнении исследования использовались методы и приемы: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический.

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс России в 2020 году. М., 2021. - 564 с.

2. Дунаев, О.Н. Транслогистическая платформа в развитии Евроазиатских авиатранспортных связей / О.Н. Дунаев, Д.В. Нестерова // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 6 (61). С. 32-37.

3. Золотарев, М.И. Блокчейн находит точку опоры в логистике и цепях поставок/ М.И. Золотарев // Инновации транспорта. 2018. № 1(31). С. 18-21.

4. Коростелев, В. Китайская национальная платформа для транспорта и логистики LOGINK - пример реализации цифровой экономики. 2017. URL: http://seanews.ru/2017/11/30/kitajskaja-nacionalnaja-platforma-dl/

5. Марусин, А.В. Особенности цифровой трансформации транспортно-логистической сферы / А.В. Марусин, Т.Х. Аблязов // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2019, Vol. 9, Is. 3A. P. 71-78.

6. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [электронный ре-сурс]: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 20.03.2022).

8. Синкин, А.С. Цифровая платформа транспортного комплекса РФ. [электронный ре-сурс]: https://events.ato.ru/upload/FILES/ DAF18_Sinkin_Ministry%20of%20transport.pdf

9. Яковлева, Е.А. Цифровизация транспортно-логистической отрасли в условиях глобализации мировой экономики / Е.А. Яковлева Е.А., В.А. Зеликов, Е.В. Титова, А.Ш. Субхонбердиев, Д.К. Костина, Е.А. Губертов Е.А. // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 4 (82). С. 243-250.

10. European Logistics Platform. [электронный ресурс]: http://www.european-logistics-platform.eu/en/members/

11. Gao, T. Dynamic optimization of fuel and logistics costs as a tool in pursuing economic sustainability of a farm / T. Gao, V. Erokhin, A. Arskiy // Sustainability (Switzerland) 11(19),5463.


Войти или Создать
* Забыли пароль?