ОПТИМИЗАЦИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПАССАЖИРОПОТОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ОПОРНЫХ ВЕКТОРОВ И РОЯ ЧАСТИЦ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены возможные пути использования метода регрессивных машин опорных векторов для прогнозирования пассажиропотоков. Доказано, что алгоритм оптимизации позволяет решать поставленную задачу в пределах рассмотренных методов.

Ключевые слова:
ПАССАЖИРОПОТОКИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, МЕТОД ОПОРНЫХ ВЕКТОРОВ, МЕТОД РОЯ ЧАСТИЦ.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

Современные условия развития экономики и повсеместное внедрение клиенто-ориен­тированного подхода требуют совершенствования методов и подходов в управлении городским пассажирским транспортом. Являясь сложной системой, на которую влияет множество факторов, комплекс пассажирского транспорта вносит неоценимый вклад в развитие культуры, туризма и экономики городов и регионов. Развитие и совершенствование транспортной системы пассажирских перевозок способствует повышению привлекательности транспорта, что особенно актуально в условиях роста уровня автомобилизации и негативного влияния транспорта на окружающую среду.

По этой причине возникает необходимость построения и развития методов совершенствования системы пассажирского транспорта, позволяющих учесть особенности прогнозирования и формирования динамически меняющихся пассажиропотоков в районах городов и мегаполисов. Применение математических методов позволяет повысить эффективность этих процессов.

В настоящее время в процессе реформ большое значение в формировании и оценке новых экономических отношений, приобретают подходы, учитывающие особенности территорий формирования и предоставления услуг. При этом принципы построения любой транспортной модели имеют признаки общности и требуют учета объективных закономерностей функционирования рынка транспортных услуг и изменения пассажиропотоков [1-3].

С целью повышения обоснованности принимаемых управленческих решений, в первую очередь, необходимо использование экономико-математических методов, что в конечном итоге позволит спрогнозировать спрос на пассажирские перевозки. Работа посвящена достижению данной цели для оптимизации и прогнозирования пассажиропотоков с использованием метода регрессивных машин опорных векторов.

Проблемам развития пассажирского транспорта в городах посвящены работы следующих отечественных ученых: В.А. Гудкова, С.А. Дугина, И.В. Спирина, В.М. Курганова, С.А. Ваксмана, Н.Б. Островского, И.Е. Ефремова, В.В. Зырянова, А.И. Седова, В.А. Юдина и многих других. Они рассматривали вопросы организации, управления, повышения эффективности деятельности общественного транспорта. Применение экономико-математических методов для оценки и оптимизации работы городского транспорта описано в работах Л.Б. Миротина, В.М. Хрущева, В.Б. Зотова, А.С. Михайлова, Е.В. Бережного, Н.Н. Тельновой и многих других отечественных и зарубежных ученых-транспортников [4, 5].

Управление системой городских пассажирских перевозок регламентирует обеспечение регулярности движения подвижного состава на маршрутах, повышение плотности и других характеристик транспортной сети, но при этом удовлетворенность спроса на пассажирские услуги в городах решается не всегда. Поэтому в рамках поставленной цели задачей исследования мы определили развитие применения методов анализа и оценки функционирования городского пассажирского транспорта. Кроме того, в некоторых случаях необходимо организовать работу транспорта таким образом, чтобы за короткий промежуток времени освоить массовые пассажиропотоки из районов городских агломераций по всем направлениям и при этом обеспечить достаточно высокий уровень качества [6-8].

 

2 Материалы и методы

Известно, что разработка специальных моделей организации транспортного обслуживания населения, даже для отдельных участков маршрутной сети, представляет собой сложный процесс. В связи с этим, практическое применение могут иметь модели, которые позволяют определить разницу между прогнозируемым транспортным потоком и фактическим объёмом предоставленной услуги. Этим объясняется необходимость разработки моделей более высокого класса, которые позволят с наименьшими временными потерями спрогнозировать необходимый объем услуг. Это, в свою очередь, влияет на инфраструктуру и развитие транспортной системы в целом [9, 10].

На основании анализа существующих методов оценки и прогнозирования изменений объемов пассажиропотоков, и спроса на транспортные услуги, можно сделать вывод, что большинство из них применяются для стратегического прогнозирования спроса на транспортные услуги, что обусловлено периодичностью получения необходимой информации о влияющих на спрос факторах: численности населения, валового регионального продукта, среднедушевого дохода, транспортной подвижности населения и т.д. При этом оценки удовлетворения потребностей пассажиров к различным факторам (социально-экономическим, финансовым, качественным характеристикам транспорта, инфраструктурным) являются частью прогнозирования изменений объемов пассажирских перевозок и спроса на транспортные услуги.

Предлагается использовать процесс прогнозирования с помощью регрессионной машины опорных векторов (support vector machine-SVR), основанный на принципе минимизации структурного риска. Его обучающий процесс состоит в поиске оптимального решения выпукло-квадратичного программирования, поэтому его решение является единственным глобальным оптимальным решением. Внедрение алгоритма оптимизации роя частиц (PSO) в оптимизацию параметров позволит повысить точность прогнозирования [10-12].

Список литературы

1. Колбачев Е. Б., Напхоненко Н. В., Караева М. Р., Малоштан Дмитрий. Разработка специализированных моделей городских пассажирских перевозок [Электронный ресурс] / SHS Web of Conferences. - 2019. - Вып. 67: Пятнадцатая научно-практическая международ-ная конференция «Международная транспортная инфраструктура, промышленные центры и корпоративная логистика» (НТИ-УкрСУРТ 2019), г. Харьков, Украина, 6-8 июня 2019 г. - № статьи 03005. - 7 с. - URL : https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf¬/2019/08/ shsconf_NTI-UkrSURT2019_03005.pdf.

2. Models of Estimation of Application of Passenger Service Quality Parameters / E. Semchugova, V. Zyryanov, N. Negrov, A. Nikitina // Transportation Research Procedia . - 2017. - № 20 ( 2017 ). - Р. 584 - 590.

3. Пожидаев М. С. Алгоритмы решения задачи маршрутизации транспорта : дисс. ... канд. техн. наук, Томск, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marigostra.ru/ materials/disser. html, 2010. - 134 с.

4. Журавлев Н. П., Маликов О. Б. Транспортные и грузовые системы. М - Маршрут, (2006). - 54 с.

5. Зырянов В. В., Семчугова Е. Ю., Мирончук А. А. Опыт оптимизации маршрутных сетей общественного транспорта в городах южного федерального округа // Безопасность, дорога, дети : практика, опыт, перспективы и технологии: материалы форума, 2015 (Ростов-на-Дону). - С.121-124.

6. Караева М. Р., Напхоненко Н. В., Перевознюк В. Управление динамически изменяющимися транспортными потоками / Международный инженерно-технологический журнал. - 2018. - Вып. 7. - С. 222-227.

7. Воронцов К. В. Лекции по методу опорных векторов [Электронный ресурс]. URL : http://www.ccas.ru/voron/download/SVM.pdf (дата обращения : 11.11.2022).

8. Жанказиев С. В. [и др.] Эффективность эксплуатации и функционирования системы непрямого регулирования и контроля транспортных потоков / С. В. Жанказиев [и др.] // Международный журнал прикладных инженерных исследований. - 2017. - Вып. 12, ис. 13. - С. 3645-3652.

9. Семчугова Е. Ю., Костенко А. А., Овчаренко А. А. Анализ транспортного обеспечения пассажиров Ростовской агломерации / Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств : сб. науч. тр. по материалам XVI Междунар. науч.-техн. конф. / Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. - Саратов, 2021. - С. 39-42.

10. Хегай Ю. А. Зарубежный опыт транспортной политики / Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 8. - С. 350-352.

11. Труды ИСА РАН : Математические проблемы динамики неоднородных систем. Оптимизация, идентификация, теория игр. Модели и методы решения. Новые идеи / Под ред. С. В. Емельянова. - М. : Красанд, 2011. - 124 с.

12. Большев А. К., Лавров А. А. Метод идентификации версии системного программного обеспечения удаленного сетевого узла, основанный на комплексном анализе характеристик TCP / IP // Изв. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - 2012. - Вып. 1. - С. 45-51.

13. Биргер И. А. Некоторые математические методы решения инженерных задач / И. А. Биргер. - М. : Ленанд, 2015. - 152 c.

14. Гнеденко Б. В. Математические методы в теории надежности : Основные характеристики надежности и их статистический анализ / Б. В. Гнеденко, Ю. К. Беляев, А. Д. Соловьев. - М. : КД Либроком, 2017. - 584 c.

15. Советов Б. Я. Моделирование систем : учебник / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. - М. : Юрайт, 2016. - 344 c.

16. Юмагулов М. Г. Введение в теорию динамических систем : учебное пособие / М. Г. Юмагулов. - М. : Лань, 2015. - 272 c.

17. Гасников А. В., Кленов С. Л., Нурминский Е. А., Холодов Я. А., Шамрай Н. Б. Введение в математическое моделирование транспортных потоков : учеб. пособие / под ред. Гасникова А. В. - М. : МФТИ, 2010. - 362 с.

18. Буслаев А. П., Новиков А. В., Приходько В. М., Таташев А. Г., Яшина М. В. Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения. - М. : Мир, 2003. - 368 с.

19. Смирнов Н. Н., Киселев А. Б., Никитин В. Ф., Кокорева А. В. Математическое моделирование автотранспортных потоков методами механики сплошной среды. Двухполосный транспортный поток : модель Т-образного перекрестка, исследование влияния перестроений транспортных средств на пропускную способность участка магистрали. - М. : МФТИ. - 2010. - № 4. - С. 141-151 с.

20. T. Bellemans, B. De Schutter, and B. De Moor, Models for traffic control, Journal A, vol. 43, № 3-4, pp. 13-22, 2002.


Войти или Создать
* Забыли пароль?