УДК 629.113 (Автомобили. Автомобилестроение)
В данной статье рассмотрены характеристики, оказывающие влияние на надежность работы учебных транспортных средств в подсистеме «Курсант-Автомобиль» (К-А), определены типы возможных отказов учебных транспортных средств в процессе эксплуатации. Представлены отказы транспортных средств и их элементов, определены предельные эксплуатационные показатели, отражены факторы, определяющие уровень надежности автотранспортных средств, которые необходимы для выполнения упражнений, на первоначальном этапе практической подготовки в учебном центре.
НАДЕЖНОСТЬ, УЧЕБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
Для достижения высоких эксплуатационных показателей учебных транспортных средств (УТС) в системе профессиональной подготовки в учебном центре кандидатов в водители (в подсистеме «Курсант-Автомобиль») является разработка комплексных мероприятий по совершенствованию и развитию ремонтной базы, повышение качества ремонта и технического обслуживания. В условиях научно-технической революции разрабатываются и внедряются в ремонтное производство новые виды термической и механической обработки изношенных деталей [1], создаются новые оригинальные конструкции приспособлений и приборов, обеспечивающих без разборную оценку технического состояния эксплуатируемой техники, что позволяет спрогнозировать остаточный ресурс [2-4].
Требования к техническому обслуживанию учебных транспортных средств развивается на сегодняшний день очень медленно и базируется на «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», и нормативных документах, регламентирующих производственно-хозяйственную деятельность учебных центров по подготовке курсантов автотранспортных средств, при этом качество эксплуатируемых показателей необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения определяется способностью выполнять заданные функции в исправном состоянии [5-10].
Связь между наработкой УТС и ее техническим состоянием носит случайный характер, поэтому все виды восстановления работоспособности следует проводить по потребности, в зависимости от технического состояния, при техническом обслуживании (рис. 1) работы выполняются принудительно и зависят от величины наработки.
Рисунок 1 – Операции технического обслуживания учебных транспортных средств
Основными типами учебных транспортных средств по соответствующим категориям «В», «С», «D» являются легковые, грузовые, автобусы отечественного и зарубежного производства, которые выпускаются в настоящее время и применяются в учебном процессе в системе профессиональной подготовки водительских кадров.
2 Материал и методы
К основным параметрам технико-эксплуатационных показателей работы УТС относят: время, отводимое для выполнения учебных упражнений на закрытой площадке, и управление транспортным средством в режиме реального дорожного движения (tзп, tдд); коэффициент выпуска УТС на маршрут (α); средняя скорость движения в зависимости от выбора передачи КПП (vср); суточный и годовой пробег (Lс, Lг); автомобиле часы эксплуатации в год (Ач).
Производственным расчетом работы УТС является годовой (суточный) пробег и определяется выражением (1), (2)
Учебные центры могут вводить и другие эксплуатационные показатели (прямые затраты) в зависимости от составляющих расходов на обслуживание и ремонт УТС, а также затраты, связанные с расходами на топливо, эксплуатационные материалы, амортизацию и др.
Согласно действующей программы подготовки водителей [11] категории «В» установлено, что время, отводимое для первоначального обучения составляет 18 часов, в условиях дорожного движения по учебным маршрута 38 часов, при этом средняя скорость движения курсантов составляет 15-18 км/ч, как правило движение осуществляется на завышенных оборотах коленчатого вала, приводя к повышенному расходу топлива и смазочных материалов, а как следствие выхода из строя узлов и агрегатов УТС, что приводит к постепенному снижению уровня надежности при работе вызывая появление отказов или потерю работоспособности таблица 1.
1. Novikov, A. N. Nanotechnologies and nanomaterials in automobile repair manufacturing / A. N. Novikov, E. V. Ageev, E. V. Ageeva, S. Pikalov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Сер. «International Scientific and Practical Conference Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering, ERSME 2020» - 2020. - Рр. 012015.
2. Агеев, Е. В. Повышение эффективности эксплуатации автомобильных двигателей за счет использования технической эндоскопии / Е. В. Агеев, А. Л Кудрявцев, А. Л. Севостьянов // Мир транспорта и технологических машин - 2013 № 3(42). - С. 31-39.
3. Агеев, Е. В. Управление производством и материально-техническое обеспечение на автомобильном транспорте / Е. В. Агеев, А. В. Щербаков // Курск : Университетская книга. - 2015. - 174 с.
4. Агеева, Е. В. Производство технического обслуживания и ремонта автомобилей в особых условиях / Е. В. Агеева, Е. В. Агеев, А. Н. Новиков // Курск : ЮЗГУ, - 2019. - 212 с.
5. Агеев, Е. В. Анализ к техническому состоянию и оборудованию учебных транспортных средств / Е. В. Агеев, Е. С. Виноградов // Современные автомобильные материалы и технологии - 2021. - С. 14-17.
6. Власов, В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов. − М. : Академия, - 2017. - 432 с.
7. Афанасьев, Л. Л. Конструктивная безопасность автомобиля / Л. Л. Афанасьев, А. Б. Дъяков, В. А. Иларионов. − М. : Машиностроение, − 1983. − 212 с.
8. Гудков, В. А. Подготовка водителей пассажирского автотранспорта и безопасность дорожного движения / В. А. Гудков, В. Н. Федотов, Р. А. Жирков, Е. В. Богданова // Безопасность жизнедеятельности. - 2008. - № 2. - C. 12-15.
9. Кухта, В. С. Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения / В. С. Кухта, Е. М. Джаналиев // Молодой ученый. − 2017. − № 6 (140). − С. 51-55.
10. Напольский, Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г. М. Напольский - М. : Транспорт, -1993. - 271 с.
11. Приказ № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 8 ноября 2021.
12. Бакулов, П. А. Автоматизация формирования заявки на ремонт частного легкового автотранспорта через удаленное взаимодействие клиента и СТО / Бакулов П. А. // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 4. - С. 135-138.
13. Шатунова, О. В. Надежность водителя как фактор безопасности дорожного движения / О. В. Шатунова, Г. К. Искандарова // Транспортное дело России. - 2016. - № 3 (124). - С. 116-118.
14. Щербинин, Ю. Ф. Наука и безопасность движения / Ю. Ф. Щербинин // Автотранспортное предприятие. - 2011. - № 3. - С. 51-53.
15. Rothe, J. P. Driving lessons: exploring systems that make traffic safer Edmonton / J. P. Rothe // University of Alberta Press, - 2002. - 32 р.
16. Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность движения / В. И. Коноплянко, С. В. Рыжков, Ю. В. Воробьѐв // − М. : ДОСААФ, - 1989. - 224 с.
17. Мнацаканова, В. Г. Краткий обзор ключевых технологических инноваций автомобильной промышленности / В. Г. Мнацаканова // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 4.
18. Басков, В. Н. Об оценке эффективности использования автомобиля / В. Н. Басков // Актуальные проблемы экономики и транспорта. - 2001. - № 2. - С. 131-134.
19. Аринин, И. Н. Техническая эксплуатация автомобилей / И. Н. Аринин, С. И. Коновалов, Ю. В. Баженов - Ростов н / Д : Феникс, - 2007. - 314 с.
20. Ротенберг, Р. В. Основы надежности системы водитель - автомобиль - дорога - среда : учебник для вузов / Р. В. Ротенберг. - М. : Машиностроение, - 1986. - 216 с.