ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ (БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ, ИСТИНА, ЗНАНИЕ, НАУКА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагаются новые подходы к рассмотрению содержания основных категорий философии: бытие, объективная реальность, материя, сознание, истина, научное знание, материализм, идеализм.

Ключевые слова:
бытие, материя, сознание, истина, научное знание, материализм, идеализм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

  1. Бытие

 

Бытие – это все, что существует и может быть зафиксировано сознанием.

Основные виды бытия:

1. Объективная реальность (все существующее вне сознания).

2. Субъективная реальность (сознание и его содержание).

Две формы объективной реальности:

1. Неопределенное бытие (Ничто), или бытие вообще (Гегель).

 2. Определенное бытие (Нечто), или конкретное бытие (Гегель).

Два уровня определенного бытия:

1. Потенциальное бытие (мир объективных возможностей) – ненаблюдаемая реальность [Поппер, Гейзенберг].

2. Актуальное бытие (действительность) –  материя (мир реализованных  возможностей) – наблюдаемая реальность.

Три формы материи:

1. Неорганическая.

2. Органическая.

3. Смешанная (техносфера) [1].

Два вида неорганической материи:

1. Физическая.

2. Химическая.

Три вида органической материи:

1. Биологическая (растительная и животная).

2. Социальная.

3. Внеземная.

Смешанные формы материи:

1. Земная природа в целом.

2. Экосфера.

3. Геологическая форма.

4. Географическая форма.

5. Производственно-экономическая форма.

6. Космическая форма (Вселенная в целом, Галактики, планетные системы).  

Уровни актуального бытия:

1. Уровень сущностей (множество эмпирических законов и универсальных констант) – ненаблюдаемая реальность [2, 6].

2. Уровень явлений (множество чувственно наблюдаемых материальных явлений) – наблюдаемая реальность.

Типы сущностей:

1. Всеобщие законы, свойства и отношения (ненаблюдаемая реальность) -  предмет философии и теологии.

2. Теоретические законы и константы (ненаблюдаемая реальность) - предмет науки.

3. Эмпирические законы науки (ненаблюдаемая реальность) - предмет конкретных наук [7].

 Явления (наблюдаемая реальность)

Явления –  непосредственный предмет эмпирического познания. Эмпирическое познание  – синтез чувственного (сенсорного) и рационального познания явлений; результат конструктивного моделирования и обобщения чувственных данных о  познаваемых объектах.

Виды явлений:

1. Отдельные объекты, их свойства и отношения (предмет чувственного и эмпирического познания). Объект - это относительно изолированная, самодостаточная материальная система с присущими ей свойствами, отношениями и закономерностями.

2. Системы объектов с присущими им свойствами, отношениями, взаимосвязями и закономерностями функционирования и эволюции (предмет чувственного и эмпирического познания).

 

2. Сознание

 

Три  значения категории «сознание»:

1. Сознание – это рефлексивная информационная деятельность мозга. Рефлексия – контроль сознания  за своей когнитивной (познавательной) деятельностью путем четкой фиксации ее целей, средств и результатов.

2. Сознание –  это познавательная (когнитивная) деятельность органических систем.

3. Сознание –  это информационная деятельность любой материальной системы.

Существование сознания (субъективной реальности) – самая непреложная и очевидная истина для сознания, ибо отрицание сознанием существования   самого себя содержит  логическое противоречие; с другой стороны, отрицание сознанием самого себя подтверждает свое существование (Декарт).

Сознание это субъективная реальность, имеющая сложную уровневую организацию и являющаяся относительно независимой по отношению к объективной реальности [12].

Три уровня сознания:

1. Уровень бессознательного (генетическая информация мозга, область априорной информации, безусловных рефлексов и основанного на них инстинктивного поведения организма).

2. Уровень подсознательного (информация организма, приобретаемая или создаваемая им в течение жизни,  но постоянно «сбрасываемая» в память как в свое хранилище и впоследствии используемая им, но часто неосознанно или ситуативно: область условных рефлексов, неявного и интуитивного знания).

3. Уровень рефлексивного сознания – осознанная (контролируемая и управляемая) когнитивная (познавательная) деятельность мозга. Этот уровень есть только у человека, который осознает себя как особую и самодостаточную реальность (как «Я»), которому противостоит объективная реальность («не-Я»). Человек как субъект начинается с осознания и принятия  истинности двух принципов: 1.«Я не есть не-Я» и 2. «Не-я не есть Я». Благодаря сознанию, человек как субъект держит под контролем свои взаимоотношения с окружающим его миром, создает и копит в памяти  информацию об опыте этих взаимоотношений, закрепляет ее с помощью языка и передает другим субъектам (как тем, с кем он общается непосредственно, так и следующим поколениям). Область сознания это область апостериорного знания субъекта (приобретенного или сконструированного им в течение жизни). Субъектом сознания может быть и познания является не только отдельный человек, но и группа людей (социальная система, коллектив), а также все человечество в целом, как максимально большой субъект [12, 15].

Три функции сознания:

1) конструктивная (создание когнитивной реальности);

2) познавательная (объективация субъективной реальности путем ее применения к объективной реальности);

3) оценочная (оценка степени соответствия субъективной реальности объективной реальности).

Две области  сознания: когнитивная и  оценочная.

Основная функция когнитивной области сознания: создание различных видов когнитивной реальности и их содержания.

Основная функция оценочной области сознания: создание различных видов ценностной реальности и их содержания [12].

Два уровня рефлексивного сознания:

1. Уровень чувственного (сенсорного) сознания: ощущения, восприятия представления, возможные чувственные  образы (продукты воображения). Основная функция этого уровня сознания - конструирование сенсорной информации [14].

2. Уровень рационального сознания: понятийное, дискурсное познание. Основная функция этого уровня сознания – конструирование мысленной субъективной реальности и описание ее.

 Четыре вида рационального познания:

 1. Эмпирическое познание - синтез чувственного и мысленного познания объектов.

 2. Теоретическое познание - конструирование  знания о различных идеальных объектах как мысленных проектов возможных материальных объектов.

 3. Метатеоретическое познание - мысленный анализ и оценка содержания отдельных теорий.

 4. Философское познание - рациональная рефлексия метатеоретического знания и рефлексия философией своего собственного содержания.

 Типы сознания по их функциональной направленности:

1. Предметное: бессознательное, подсознательное, сознательное (чувственное и рациональное). Предметное бессознательное - нечто неопределенное, но существующее (область верований). Предметное подсознательное:  или нечто интуитивно очевидное или нечто, о чем уже было известно ранее (область обыденного познания). Предметное чувственное сознание - содержание чувственных восприятий (область обыденного познания и науки). Предметное рациональное сознание - идеи и их системы (область науки).

2. Оценочное: бессознательное, подсознательное, сознательное (чувственное и рациональное). Оценочное бессознательное: экзистенциальные ощущения (область возможного, сфера искусства: живопись, поэзия, музыка, балет). Оценочное подсознательное: интуитивные и рациональные оценки всего существующего на основе жизненного опыта (область очевидности здравого смысла). Оценочное чувственное сознание: эмоции, чувства, поведенческие акты (сфера обыденной жизни и искусства: театр, кино, балет). Оценочное рациональное сознание: аргументированные оценки существующего и возможного бытия, как материального (наблюдаемого), так и идеального (ненаблюдаемого). Главные продукты деятельности сознания: различные виды субъективной реальности как предметной, так  и ценностной.

Виды предметной субъективной реальности:

1. Чувственная (сенсорная) предметная субъективная реальность: множество чувственных данных: ощущений, восприятий, представлений.

2. Эмпирическая (рассудочная) предметная субъективная реальность: множество протокольных предложений, описывающих содержание чувственных данных; множество научных фактов как обобщений  множества протокольных предложений; множество гипотез эмпирических законов, множество феноменологических теорий.

3. Теоретическая предметная субъективная реальность: множество научных теорий, описывающих  определенные группы  идеальных объектов, их свойства, отношения и закономерности.

4. Метатеоретическая предметная субъективная реальность: парадигмальные теории, научные картины мира, философские концепции [2].

Виды ценностной субъективной реальности: множество систем ценностей различных форм практической и духовной деятельности человека: инженерной, технической, экономической, познавательной, этической, эстетической, политической, экологической, социальной, культурной, мировоззренческой, экзистенциальной, коммуникационной.

 

3. Истина

 

1. Истина это один из элементов научного знания. Истина - не продукт отражения сознанием объективной реальности, а результат конструирования мышлением эталонной реальности для ее последующего сравнения с объективной реальностью, ее структурирования и последующего  использования для успешной адаптации и  практического преобразования [6].

2. Конструктивная деятельность научного мышления качественно отличается от чувственного взаимодействия сознания с познаваемыми объектами. Научное мышление ведет себя по отношению к объективной реальности как относительно независимая от нее реальность, представляя собой рефлексивную деятельность с четко артикулируемыми познавательными целями и средствами их достижения [3, 4, 8, 9].

3. Главной целью конструктивной деятельности мышления является построение субъективной реальности, которая была бы максимально определенной и точной, чтобы выполнять функцию эталона по отношению к объективной реальности. Содержание субъективной реальности является  очевидным и истинным для мышления в силу того, что это его собственный продукт в отличие от чувственного и эмпирического знания, являющегося  результатом взаимодействия сознания с миром «вещей в себе» (Кант). 

4. Научная истина это положительная оценка научным сообществом созданной мышлением эталонной реальности на ее соответствие объективной реальности. Такое соответствие никогда не может быть ни полным, ни абсолютно точным [10].  

5. В силу всегда приблизительного характера соответствия содержания субъективной и объективной реальности, оценка того или фрагмента научного знания как истинного (в аристотелевском понимании истины) имеет консенсуальный характер, являясь продуктом согласия научного сообщества о наличии достаточно хорошего соответствия между ними. Это означает, что научная истина всегда имеет социальную природу со всеми вытекающими отсюда последствиями онтологического, гносеологического и социального характера.

6. Положение о консенсуальной природе научной истины является закономерным следствием и дополнением к конструктивному пониманию  научного мышления как деятельности по созданию артефактической эталонной реальности как необходимого  средства оценки объективной реальности и управления ею («Знание-сила»- Бэкон) [5, 8, 9].

 

4. Философия и наука

 

Какое из альтернативных направлений философии: материализм или идеализм лучше соответствует научному познанию? Правильный ответ на этот вопрос состоит из пяти пунктов.

1. Если говорить о чувственном и эмпирическом уровнях научного познания, то они лучше соответствуют материалистическому решению основного вопроса философии (что первично из двух реальностей: сознание или материя). Материалисты и позитивисты исходят из того, что именно материя определяет содержание всего научного знания. Этой же позиции придерживается большинство естественников и представителей технонаук, для которых данное утверждение является их естественной установкой в форме рабочей гипотезы, поскольку в данных областях науки экспериментальная деятельность и обобщение ее результатов играет ведущую роль [11, 13].

2. На научно-теоретическом уровне познавательная деятельность лучше соответствует идеалистическому решению основного вопроса философии, и поэтому именно оно является для теоретиков вполне естественной и удобной для них рабочей гипотезой, поскольку непосредственно они имеют дело с конструированием и описанием идеальной субъективной реальности как эталонной по отношению к объективной материальной реальности. Но если наряду с существованием материи как объективной реальности признать наличие в ней такого более фундаментального и ненаблюдаемого уровня как мир объективных возможностей, то тогда и на теоретическом уровне познания будет верно утверждение, что бытие определяет сознание [15].

3. В наибольшей степени материалистическая философия не соответствует двум областям научного познания: математике и социальным наукам. В математике непосредственным предметом ее исследования является не материальный мир (это предмет исследования только естественных и технических наук на эмпирическом уровне познания), а различного рода абстрактные структуры как возможные типы отношений между объектами любой природы (А. Пуанкаре) [16]. Эти структуры создаются в развитой математике исключительно мышлением математиков, не опираясь на эмпирическое исследование материальной действительности.  В математике мышление как часть сознания создает и описывает исключительно свои собственные продукты [5, 10, 11].

4. В социальных науках ситуация несколько более сложная, но в принципе также не соответствующая материалистической философии. Здесь сознание ученых исследует общество в целом и его различные сферы, созданные людьми с помощью их сознания: экономика, политика, культура, наука, образование, искусство, семья, спорт и др. Общество это конечно объективная реальность, но это особая, материально-духовная реальность (ноосфера- В.И. Вернадский), в создании и функционировании  которой сознание играет ведущую роль. Фактически в социальных науках человеческое сознание изучает самого себя и свои собственные продукты. Социальное познание это принципиально рефлексивный тип познания, где действует принцип: содержание социального бытия зависит от сознания находящихся и действующих там людей, а видение этого бытия существенно  зависит от сознания изучающих его ученых. И в том, и в другом случае сознание определяет  бытие, а не наоборот [7].      

5. Если говорить о научном познании в целом («по интегралу»), то оно лучше соответствует не материализму, а идеализму, как объективному, так и субъективному, и особенно современной версии последнего в концепции радикального конструктивизма (Матурана, Глазерсфельд и др.) [17]. Признание такого соответствия вызвано следующими причинами. Во-первых, четким осознанием современными учеными и философами науки существенной зависимости чувственного и эмпирического уровня познания от научных теорий. Во-вторых, четким осознанием современными учеными и философами относительной независимости содержания научного знания (особенно научных теорий) от содержания объективной реальности. В-третьих, признанием современными учеными и философами сознания как самодостаточной реальности  по отношению к материальной реальности и ее законам.

 

5. Априорное и апостериорное знание

 

Существует ли в человеческом сознании априорное («врожденное») знание? О наличии такого знания утверждали многие философы, например, такие как Платон («разумная часть души»), Декарт (интуитивно постигаемые аксиомы математики и философии), Лейбниц (аналитические  истины логики и математики), Кант (понятия «пространство», «время», «объект» (вещь в себе), этический категорический императив, существование бога), Гегель (абсолютная идея, ее развитие, всеобщие категории мышления,  диалектическая логика- методы теоретической философии), Гуссерль (интуитивное знание базовых элементов сознания («явлений») и др. Но были и философы,  полностью отвергавшие существование в сознании априорного («врожденного») знания. Например, Аристотель (согласно которому сознание любого  человека при его рождении  представляет собой «чистую доску», на которой ничего не написано), все сенсуалисты, позитивисты и материалисты (в том числе представители диалектического материализма), трактовавшими любой вид научного знания как результат «отражения» сознанием объективной реальности в ходе их взаимодействия [6].

Правильной, на наш взгляд, является компромиссная позиция, согласно которой априорное знание в человеческом сознании все же существует, но оно имеет не социальную,  а биологическую природу. Это означает, что это такое знание, которое присуще нам наряду с другими животными, и в первую очередь с высокоразвитыми, такими как обезьяны, волки, кошки, собаки,  медведи, птицы, киты, рыбы и др. Какого рода это знание: чувственное (сенсорное) или рациональное? Ни то, ни другое. Скорее это интуитивное знание. Например, присущая всем живым существам интуиция протяженности объектов (интуиция пространства), интуиция длительности процессов и явлений (интуиция времени), интуиция существования симметрии в объективной реальности (правое-левое, черное-белое, тяжелое-легкое, верх-низ, холодное – горячее, бытие – ничто, тождественное –различное, много-мало и др.), интуитивное различение упорядоченности и хаоса, интуиция наличия последовательности событий (до, после, одновременно), интуиция существования регулярностей (повторение одного и того же), интуиция самоидентификации и различение Я и не-Я.  Без наличия у высокоразвитых органических систем такого рода интуиций сложные органические системы не смогли бы выжить, ибо это абсолютно-необходимое условие их существования. Априорное чувственное  знание человека является элементом бессознательного когнитивного уровня, а его материальным носителем является генетическая информация биологического вида Homo sapiens, имеющая наследственную природу. Существует ли априорное рациональное знание  в человеческом сознании? На этот вопрос необходимо дать отрицательный ответ. Врожденного рационального знания в любом его виде в сознании не существует. Всякое рациональное знание это продукт конструктивной деятельности мышления и его закрепление (материализация)  с помощью языка и коммуникаций. Все рациональное знание, начиная с эмпирического уровня, является мыслительно-конструктивным по способу своего происхождения и социальным по способу легализации. Рациональное знание имеет социально-конструктивный характер и присуще только человеку.

 

Список литературы

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука. 1991.-271 с.

2. Лебедев С.А. Уровневая методология науки. М.: Проспект. 2021. -208 с.

3. Лебедев С.А. Философия науки: позитивно-диалектическая концепция. М.: Проспект. 2021.- 448 с.

4. Лебедев С.А. Философия и методология науки. М.: Академический проект. 2021. - 636 с.

5. Лебедев С.А. Философия науки. Курс лекций. М.: Проспект. 2022. -272 с.

6. Лебедев С.А. Современная философия науки. М.: Проспект. 2023. - 312 с.

7. Лебедев С.А. Научная деятельность: основные понятия. М.: Проспект. 2021. - 136 с.

8. Лебедев С.А. Методологическая культура ученого в 2-х томах. М.: Проспект. 2021. Т.1. -192 с.

9. Лебедев С.А. Методологическая культура ученого в 2-х томах. М.: Проспект. 2021. Т.2. - 216 с.

10. Лебедев С.А. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов. М.: Проспект. 2022. - 176 с.

11. Лебедев С.А. Современная философия науки: объект, предмет, структура// Гуманитарный вестник. 2022. № 3. С.780.

12. Лебедев С.А. Объективная и субъективная реальность и их соотношение//Журнал философских исследований. 2022. № 3. С. 3-7.

13. Лебедев С.А., Асланов Л.А., Борзенков В.Г., Казарян В.П., Кудрявцев И.К., Лесков Л.В., Лямин В.С., Мамедов Н.М., Щербаков А.С. Концепции современного естествознания. М.: Юрайт. 2011.- 358 с.

14. Лебедев С.А. Назаров А. Конструктивистская концепция чувственного знания//Журнал философских исследований. 2022. 1. С. 3-11.

15. Лебедев С.А. Основной вопрос философии: кто прав, кто неправ и почему//Гуманитарный вестник. 2022. № 4. С. 789.

16. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука. 1983. -560 с.

17. Цоколов С. Радикальный конструктивизм. Мюнхен. 2000.

Войти или Создать
* Забыли пароль?