В статье рассмотрены вопросы ежегодной обязательной аудиторской проверки закрытых акционерных обществ, вводимой в связи с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Российской Федерации. Введение обязательного аудита для ЗАО определило порядок его проведения, наложения штрафов за уклонение от проведения обязательного аудита и орган, который может администрировать эти штрафы.
ЗАО, обязательный аудит, аудиторское заключение, штрафы, бухгалтерская отчетность.
Гражданское законодательство в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» претерпело существенные изменения, затронувшие организационно-правовые формы экономических субъектов. В первую очередь, это касается акционерных обществ (далее — АО). Так изменения, внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», установили порядок, согласно которому начиная с 2015 г. обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, в том числе и закрытые. В предыдущей редакции Закона № 307-ФЗ говорилось об обязательном аудите только открытых акционерных обществ [3].
При составлении плана и программы проведения обязательного аудита необходимо учесть, что, согласно внесенным изменениям, АО могут быть публичными или непубличными. Считаем, что выделение данного признака является необходимым, поскольку исходя из принципа существенности в программу проверки попадают данные об имеющихся в АО акциях и производных инструментах [13]. При этом аудиторы должны принять во внимание нормы ст. 66.3 ГК РФ [1]. Так, если акции акционерного общества публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг или в его наименовании содержится указание на публичность, то оно является публичным акционерным обществом. В противном случае акционерное общество является непубличным и его акции не размещаются на рынке ценных бумаг. Согласно нормам п. 2 ст. 66.3 ГК РФ, непубличным будет считаться акционерное общество, которое в своем решении о выпуске ценных бумаг оговорило условие, что его ценные бумаги будут размещаться только среди квалифицированных инвесторов в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1].
Поскольку обозначенные выше поправки вступили в силу с 1 сентября 2014 г., то одной из процедур обязательного аудита на предварительном этапе является проверка учредительных документов на предмет соответствия их содержания уставу экономического субъекта и ЕГРЮЛ согласно требованиям ст. 97 ГК РФ и ст. 3 Закона № 99-ФЗ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014).
2. Кодекс об административных нарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
3. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
5. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
6. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
7. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.
8. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)» от 06.07.1999 № 43н.
9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696.
10. Приказ ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
11. Приказ Минфина России от 05.06.2014 № 45н.
12. Приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н.
13. Ендовицкий Д.А.,Сапожникова Н.Г. Производные инструменты: учет и отчетность: Монография/ Д.А. Ендовицкий, Н.Г. Сапожникова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. - 184 с.