с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 338.001.36 Экономические сравнения, сопоставления
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 650 Общ. эк. теория. Ист. эк. мысли. Эк. география. Упр-е эк-й. Эк. стат-ка. Учет. Эк анализ
BISAC BUS000000 General
Предприниматели довольно часто работают с организациями, которые оказывают услуги различного характера. Немало важным является и то, насколько надежен контрагент и какая у него деловая репутация, от этого в том числе зависит и результативность сотрудничества с ним. В связи с этим необходимо проводить проверку контрагентов как перед стартом сотрудничества, так и в процессе. Данные меры дают возможность компании обезопасить себя от недовольств налоговой инспекции, дополнительных финансовых расходов. В данной статье мы рассмотрим различные способы проверки субъектов, ведь на практике у большого числа предпринимателей возникают вопросы в поиске и проверке контрагентов. В статье будет описано, какую информацию при проверке необходимо анализировать, какими сервисами для проверки пользоваться.
контрагент, экономика, производство, проверка благонадежности, финансово-экономический анализ, риски
В современном мире абсолютно каждая компания или предприятие осуществляет в своей деятельности взаимодействие с иными лицами, заинтересованными в этом, – партнерами, контрагентами. Они, в свою очередь, имеют возможность оказывать на данную организацию и ее деятельность определенное влияние. Поиск способов удовлетворения, а также учет всех интересов контрагентов представляют собой обязательное условие для успешного развития бизнеса, это должно быть непременно учтено в стратегии управления фирмы. Однако контрагенты имеют возможность оказать как положительное, так и отрицательное влияние на репутацию организации, в связи с тем, что в своей деятельности они, как правило, преследуют собственные, определенные цели.
Среда, в которой функционируют современные предприятия и компании, характеризуется непостоянством и изменчивостью, нередки случаи уменьшения производств товаров и услуг, проектов различного рода. Это ставит вопрос о переходе от централизованного руководства к децентрализованному, который, в собственную очередность, предлагает больше свободы и независимости в принятии определенных решений в деловых отношениях с контрагентами.
Контрагенты имеют возможность изменять стратегию компании так, дабы она отвечала их интересам и преследуемым целям, посколькуони принимают непосредственное участие в экономическом обмене. В связи с этим, в ситуациях, когда интересы и цели организации и контрагентов не совпадают, возможно возникновение ситуаций, негативно влияющих на эволюцию организации в перспективе.[2]
Можно выделить определенные риски, возникновение которых возможно в случае взаимодействия с контрагентами:
- несоблюдение сроков поставок, количества и состава поставляемого товара;
- поставки низкого качества товаров и материалов;
- изменение способов оплаты, нарушение договоренностей о стоимости;
- несоблюдение сроков исполнения контрагентом своих обязательств, установленных по договору;
- банкротство контрагента;
- налоговые риски;
- политические риски.
Безусловно, возникновение любых из вышеперечисленных рисковгрозит организации всевозможным негативным последствиям.Они приводят к незапланированным, дополнительным тратам, грозят срывами поставок, помимо прочего, разрушают со стороны возможных и действующих клиентов доверие к компании, тем самым оказывая негативное влияние на репутацию организации.
На сегодняшний день проверка контрагентов – законодательная норма, а не обыкновенная осмотрительность и предосторожность компаний, связано это напрямую с тем, насколько изменчива в нынешнем мире экономическая, политическая и прочие ситуации. Изменчивость современного мира вынуждает организации минимизировать, заранее предвидеть и незамедлительно устранять вновь появляющиеся риски и угрозы.[3]
Налоговые службы предупреждают, что выбор контрагентов и дальнейшая ответственность в случае их неблагонадежности лежит целиком и полностью на организации, подписавшей с данной компанией договор. Если у налоговой службы появляются вопросы к контрагенту, то, заключившая с ней договоренности, организация автоматически становится вовлеченной в происходящий процесс. В связи с этим, проверка является просто необходимой и вынужденной мерой, это не единоразовая работа, а целый комплекс мер, проанализированной информации.
Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов. Случаи, в которых налоговая выгода является необоснованной, можно сформулировать в два следующих тезиса:
- Налогоплательщик принимал решения и действовал без надлежащей осмотрительности и осторожности, так как обязан был знать о нарушениях, которые допустил контрагент.
- В случае, когда налогоплательщик или иные, зависимые от него лица, совершают какие-либо операции, связанные так или иначе с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не выполняющие налоговые обязательства.[1]
В целом процесс проверки контрагентов базируется на трех основополагающих вещах, отраженных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основополагающие вещи при проверке контрагентов
Под благонадежностью в данной схеме подразумевается намерения организации, а также ее взаимоотношения с государством и другими компаниями, под оценкой – установление основных факторов оценки и объективной информации, под знаниями – понимание, какую информацию стоит брать в расчет, а какой не стоит уделять внимание.
Основной проблемой предпринимателей и бизнесменов является плохое знание законодательства, для отправки отчетов в налоговую нанимаются бухгалтера, но основной проверкой партнеров они занимаются самостоятельно. Однако большинство из них забывают, что любой, даже самый незначительный недочет в сделке между контрагентами может привести к разрушительным последствиям.
Имеется ряд критериев, которые способны вызвать подозрения у сотрудника федеральной налоговой службы. Наличие одного из них не повлияет на налоговый вычет, но в совокупности поможет признать контрагента ненадежным. [4]
- Недобросовестность контрагента.
- У партнера адрес «массовой» регистрации, «массовый» учредитель или руководитель.
- Неизвестно фактическое местонахождение его офиса и производства.
- У компании нет расходов, характерных для ведения деятельности.
- Партнер учрежден незадолго до сделки.
- Согласованность действий участников.
- Использованиеуменьшенных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождение от налогообложения.
- Использование одних IP-адресов.
- Оплата расходов друг за друга, эксплуатация одинаковых вывесок, сайта, адресов офиса, складов, отделений банка.
- Взаимозависимость (родственные отношения, участие в органах управления, служебная под контрольность).
- Единая бухгалтерия, юридический отдел, кадры.
- От имени участников выступают одни и те же лица во взаимоотношениях с госорганами, 3-ми лицами.
- Отсутствие ресурсов, лицензии, опыта.
- Отсутствие лицензий для продажи товаров, допусков к выполнению работ.
- Нет опыта исполнения аналогичных сделок.
Очевидно, что только одной проверки налогового номера или идентификатора юридического лица весьма недостаточно. Необходимкомплексный анализ, который в благоприятном варианте будет лучше поручить квалифицированному специалисту с опытом выполнения подобных задач. Принимать решение о долгосрочном сотрудничестве можно только если в отчёте нет тревожных сигналов.
На сегодняшний день имеется множество способов и вариантов проверки контрагентов на надежность, в целом, большинство из них базируется на ряде коэффициентов, таких как коэффициент автономии (с нормативным значением >0,5), коэффициент текущей ликвидности (>2), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (>0,2), коэффициенты рентабельности (не менее среднеотраслевых) и т.д.
В качестве базы сравнения берутся сформированные в науке нормативы, оценивается отклонение. Однако данные коэффициенты могут в значительной степени различаться в зависимости от отрасли. Важно рассчитывать величину отклонения от средней по конкретной отрасли, дабы выявить фактические отклонения. [1]
Необходимо также проводить проверку определенных документов, таких как, например, ИНН. Это является стандартной процедурой, игнорировать которую не стоит. В случае с юридическим лицом необходимо проверить информацию оборганизации с помощью ОГРН. В случае, если уже на данном этапе проверки возникают какие-либо недочеты, проблемы, от сделки с данной компанией лучше отказаться.
Далее необходимо провести проверку учредительных документов, а у индивидуальных предпринимателей запросить документ о регистрации ИП. Получить данные также можно из открытых реестров на основе базовых данных, которых будет достаточно для идентификации, однако если компания отказывается предоставлять комплект документов или же при проверке выявляются какие-либо проблемы, то от сделки также целесообразно отказаться. Помимо прочего, определенные сервисы обладают также функцией отслеживания каких-либо изменений в данных, после чего сразу же осведомляют об этом организацию. Состав пакета учредительных документов представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Учредительные документы юридических лиц.
Подлинность учредительных документов также можно проверить с помощью открытых реестров, доступ к которым предоставляет налоговая служба. Только после проверки всех документов необходимо обсуждать дальнейшее сотрудничество.
Также в некоторых случаях целесообразно, помимо учредительных документов, запрашивать еще и данные о бухгалтерской отчетности. Отчёт о количестве материальных средствдает косвенную и не только гарантию, что организация сдаёт отчетность, ведёт хозяйственную деятельность и в нём будет информация о том, какими активами она располагает. Если у неё большие долги - тревожный сигнал.
Если речь идёт о многомиллионных сделках, дополнительная проверка не будет являться лишней. В таком случае, даже в ситуациипоявления различных проблем с контрагентом, будет возможно доказать налоговой, что организация приложила максимум усилий для оценки надёжности партнёра. На данный момент существуют фирмы, которые проводят независимую оценку контрагентов и предоставляют подробный отчёт о потенциальных рисках. Лучше выделить дополнительные средства на данную проверку, чем потом участвовать в судебных разбирательствах, потратитьна это крупные суммы денег и репутацию компании. [3]
Существуют различные электронные сервисы, позволяющие проводить проверку благонадежности контрагентов, например:
- заказать выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС;
- заказать выписку из ЕГРН на сайте Росреестра;
- проверить сведения через сервис «Прозрачный бизнес»;
- проверить юридический адрес на массовость;
- проверить директора на дисквалификацию;
- узнать задолженность по налогам и сборам или сдаче отчетности;
- проверить включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- узнать о банкротстве через Федеральный реестр сведений о банкротстве;
- проверить на исключение из ЕГРЮЛ в журнале "Вестник государственной регистрации";
- поискать в базе судебных приставов;
- проверить в картотеке арбитражных дел;
- определить действительность лицензии на сайтах лицензирующих органов;
- проверить действительность паспорта руководителя на сайте МВД;
- уточнить действительность доверенности на сайте Федеральной нотариальной палаты;
- проверить добросовестность контрагента на сайте госзакупок.
При использовании онлайн сервисов ФНС можно получить такую информацию:
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- о ликвидации или банкротстве организации;
- об исключении недействующей компании;
- об отсутствии в составе исполнительного органа компании дисквалифицированных лиц;
- о несоответствии юридического и фактического адресов контрагента.
Безусловно, проверка контрагентов на надежность достаточно сложное, трудоемкое и длительное по времени занятие, которым должен заниматься профессионал. Однако, чем более обширная и полная информация о компании будет получена, тем больше возрастет вероятность заключить договор с действительно надежной организацией, что в дальнейшем поможет избежать описанных выше рисков, финансовых потерь и прочих проблем. Проверка контрагентов на сегодняшний день, когда практически все отрасли жизни и ведения бизнеса непостоянны и изменчивы, для каждой организации должна играть важнейшую роль.
1. Хутиев А.М. Основные направления оценки контрагентов хозяйственной деятельности предприятия // Хроноэкономика. 2020. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-otsenki-kontragentov-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya.
2. Чернышева О.Г. Инструментарий контроллинга контрагентов в системе управления промышленной организацией // Экономика Профессия Бизнес. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-kontrollinga-kontragentov-v-sisteme-upravleniya-promyshlennoy-organizatsiey.
3. Аржанова Я. Поиск контрагентов и проверка их благонадежности // Контур Журнал. 2022. URL: https://kontur.ru/articles/4334.
4. Как проверить контрагента: 5 способов и 4 сервиса для проверки контрагентов // Университет inSales. 2021. URL: https://www.insales.ru/blogs/university/kak-proverit-kontragenta.
5. Банк О.А. Использование комплексной диагностики для обеспечения экономической безопасности предприятия // Вопросы региональной экономики. 2020. № 2 (43). С. 34-40.