В статье рассматриваются вопросы дистанционного образования в период пандемии. Особое внимание удалено тем трудностям, с которыми столкнулись преподаватели, особенно профильных учебных заведений во время введения онлайн-образования.
онлайн-образование, дистанционный формат, пандемия, цифровое обеспечение, интернет, платформа, информационные технологии, образование
Весна 2020 г. стала совсем не привычной для населения всего земного шара. Нас изолировали от общества и поместили в свои квартиры и дома. Наш дом для нас стал с этого дня всем и изолятором, и местом для работы, и местом для учебы. Нас не предупреждали и не спрашивали, а просто поставили перед фактом изоляции. С этого дня для всего населения земли началась другая жизнь. Дети и взрослые стали срочно осваивать новые формы взаимодействия с внешним миром и приспосабливаться к новой жизни. Дети стали дистанционно учиться, взрослые, если могли дистанционно работать.
Цифровое обеспечение постепенно, еще до пандемии, входило в мир всего образовательного процесса, но система образования — это не банк, не онлайн-магазин и в переход на дистанционный формат, полный и резкий, вызвал ряд сложностей. Обучение в очном формате представляет собой лекции, практические работы под руководством преподавателя, когда педагог готов ответить на любой вопрос ученика и сделать это незамедлительно. Это обучение традиционно, много лет система образования работала по этому принципу. Дети, родители и учителя привыкли к такому подходу. Но эта форма обучения сильно отличается от образования дистанционного. В современном мире онлайн-обучение стало не просто удобством, а необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях, в классах и аудиториях, большими группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла необходимость в принудительном карантине. По этой причине онлайн-обучение становится как никогда актуальным и вводится во всех образовательных учреждениях. Школы, техникумы, институты во время введения карантинных мер были вынуждены уйти на дистанционное обучение. Учебный процесс стал приходить с учетом новых реалий. Приспосабливаться к которым пришлось всем и преподавателям, и родителям, и детям. Кто работал ранее на программах дистанционного обучения, в рамках дополнительного образования, этот переход стал легче. Но для большинства студентов СПО и их педагогов такой резкий переход на онлайн-формат вызвал ряд проблем.
Сама система онлайн-образования уже несколько лет активно используется в школах, ВУЗах и ССУЗах. Преподаватели готовы к работе в нетрадиционных направлениях, активно применяя дистанционные технологии для обучения, но чаще обучения дополнительного. Например, для раскрытия более детально темы такого или иного лекционного занятия.
Развитие информационных технологий — это естественный процесс в современном мире, в мире, где все вопросы мы решаем с помощью компьютера и интернета. Люди привыкли постепенно к такому формату общения, но и как следствие обучения. По статистике число желающих обучаться дистанционно с каждым годом увеличивается. Данную программу активно поддерживает и само государство, видя в этом альтернативные способы образования. Примером может служить Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [5]. Государство уделяет особое внимание именно электронным формам обучения, обучению с использованием информационных и дистанционных технологий. Появление инновационных технологий однозначно положительно сказывается на педагогике. Это заключение можно сделать хотя бы из того, что начали активно разрабатываться новые формы и методы обучения, функции и средства для обеспечения контроля дистанционного обучения. Однако традиционное обучение, очное сформировалось очень давно, а понятие онлайн-образования еще только зарождается.
Сегодня в каждом регионе есть платформы, на которых размещаются электронные дневники и электронные журналы. Они позволяют осуществлять взаимодействие между учителем, ребенком и родителем. Есть приложения для смартфонов, через которые организуется связь с учеником и учителем. Есть возможность через интернет отправить ребенку раздаточный материал и проследить, как он освоил ту или иную тему. Это те технологии, к которым мы переходим постепенно, плавно, когда появляется необходимость. Эта необходимость с каждым годом увеличивается. Образование онлайн это идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить уровень своих знаний, квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу (маломобильное население). Дистанционного обучение дает также уникальную возможность самостоятельного обучения, повышения самообразования и формирование необходимых для этого навыков. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения для многих более комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок. Образование начинает трансформироваться в более гибкий и динамичный процесс обучения, который имеет свои индивидуальные черты, рассчитанные на каждого индивидуального человека. Это непосредственно связано с внедрением новых цифровых технологий. В процессе данной трансформации сформировалось развитие взаимодействия между преподавателем и студентом (учителем и учеником) [4]. Сложно сказать, что данные нововведения уже полностью готовы, так как некоторые моменты ещё находятся на стадии разработки, проводятся эксперименты.
Внедрение цифровых технологий - безусловный шаг в будущее, но на данном этапе развития онлайн-образования - лишь дополнительный инструмент к традиционному учебно-воспитательному процессу. Образование — это отдельный виток, где нежелательно исключать полностью контакт учителей и учеников, студентов и кураторов, хотя бы для школ и профессиональных учебных заведений. Хотя существует ряд примеров, когда дети полностью учатся дистанционно на различных платформах, добиваясь при этом больших успехов. Но необходимость в общении остается открытой. Взрослые люди, получая образование и повышая свой уровень образования, могут в этом общении не нуждаться, в связи со своей занятостью, но детям часто это общение просто необходимо. Так очень большой пакет информации может стать для них доступен и понятен только при личной беседе.
Во время пандемии многие преподаватели столкнулись с проблемой объяснения материала. В профильных учебных заведениях эта проблема была острее, чем в школах, так как узкую направленность в дисциплине, технологические особенности найти сложнее в дополнительных источниках. Родители тоже данные вопросы осветить могут не всегда. Но нужно было искать выход, оперативно перевести процесс образования в другое русло - дистанционное.
В данном контексте стоит заметить, что профилактика распространения коронавирусной инфекции может рассматриваться как жизненная ситуация, актуализирующая готовность человека к экзистенциальному выбору [2], а также как явление и знаковое событие, воспитывающее способность к преодолению [3].
Заметим, что в сложившейся ситуации выход был найден. Благодаря современным технологиям педагоги и обучающиеся смогли начать работать на дистанционных образовательных площадках при помощи Zoom Skype и Discord. Благодаря Google и Яндекс появились специальные сайты по типу Google Class, Яндекс Учебник, ЯКласс и мн. др.
Карантин и пандемия, явления крайне тяжелые, но заметим, что во время этой ситуации произошёл большой шаг в развитии онлайн-образования. Если бы не данная ситуация, некоторые платформы просто были бы не востребованы у преподавателей.
С какими же проблемами столкнулись преподаватели во время дистанционной формы обучения? Одной из первых проблем считаю проблемы в профессиональной подготовке преподавателей и учителей. Готовность самого преподавателя это один из главных элементов в дистанционном обучении. Во время интегрирования компьютерных технологий в дистанционную педагогику необходимо убедиться, что преподаватели сами подготовлены к таким нововведениям. Успешное дистанционное обучение начинается с того, что преподаватель уверен в том, что его способностей хватит для изучения всех технологий и самое главное для дальнейшего их успешного применения. Массовая подготовка преподавателей и учителей в области информационных технологий будет способствовать развитию дистанционного образования. Конечно, нагрузка на педагога увеличивается в разы. Помимо обучения студентов, приходилось обучаться и самим преподавателям. Я сама, как и многие мои коллеги, за время карантина прошли курсы по работе Zoom и Google Class. Полученный опыт был сразу направлен в работу, применяя данные платформы. Но если вводить обучения преподавателей постепенно, а не экстренно как в условиях пандемии, то таких резких скачков в нагрузке можно избежать.
Еще одной острой проблемой дистанционного обучения в педагогические практики дистанционного формата многие считают разный уровень подготовки студентов. Одни схватывают материал, другие же не понимали не материал и возможность его получения. Для этого приходиться каждую тему изначально излагать в более доступном варианте, что сильно увеличивает время подготовки лекции. Мне самой пришлось переработать все конспекты лекции, сделать их более подробными. Для практических работ мной были сняты видеоуроки, которые студенты смогли посмотреть в случае, если что-то забыли или не поняли. Много было сложностей технического формата, таких как не справляющийся интернет, не выдерживали нагрузки и многие учебные платформы.
Наверное, тяжелее всего мне, да и моим коллегам средне-профессионального образования, было работать с дипломниками, для них очень важно наличие личного контакта, так здесь не коллективная лекция, а индивидуальная работа с каждым студентом в отдельности. Во время диплома велась индивидуальная онлайн-работа с каждым студентом в отдельности, что занимало много времени и сил.
Думаю со мной согласится ряд педагогов, что еще одна проблема дистанционного образования — это отсутствие единого образовательного стандарта для дистанционной педагогики. Это связано с тем, что большинство педагогов не желают работать по чужой образовательной программе, если она разработана не ими. Другие педагоги сами неохотно предоставляют свои разработанные программы для возможности их законного заимствования [1]. Также каждое образовательное учреждение стремится сделать свою программу, которая, по их мнению, является лучшей среди других. Отсутствие единого стандарта, хотя бы в основных моментах дистанционного обучения, прямо отражается на образовательном процессе. Я считаю, что единый образовательный стандарт в дистанционной педагогике мог бы позволить избавиться от множества некачественных программ в этой сфере. Данный факт положительно повлиял на процесс всего образования.
Каждый человек должен идти в ногу со временем, подстраиваться под любые невзгоды, преподаватель не исключение. Но, работая в дистанционном формате, мы смогли и подстроиться, и научить, а самое главное, научиться работать по-другому. Полученные эти знания применять в дальнейшем в работе. Образование нельзя полностью заменить на дистанционное, учитель и ученик лучше будут работать в личном контакте. С другой стороны, теперь можно использовать полученные знания и опыт дистанционного обучения для дополнительных занятий. И, если вначале это казалось неудобным способом преподавания, то после онлайн-обучения, без некоторых платформ стало просто невозможно работать.
Не могу оставить без внимания и дополнительные курсы, к которым тоже обращалась неоднократно, повышая свое саморазвитие и саморазвитие своих студентов (Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк- Онлайн-коллекция; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург- на официальные сайты музеев и «Прогуляться по миру искусства).
В заключение отметим, что благодаря сложной эпидемиологической ситуации, преподаватель проверил себя на прочность, получил новые знания, которые помогают ему сегодня проводить уроки в онлайн-формате, записывать видеоконференции. Онлайн обучение – сложный, но необходимый формат в современном мире образования. Для того, чтобы дистанционное образование работало совершенно, не вызывало сложности, необходимо проводить новые исследования в области применения информационных технологий в педагогике, изучать влияния информационных технологий на педагогику в целом, а также в отдельности на преподавателей и учащихся.
1. Глазнева С.Е. Коняева Е.А. Положительные и отрицательные стороны дистанционно-го обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч.-практ. конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016. - С.57-59.
2. Иванова И.В. Профилактика распространения короновирусной инфекции как жизненная ситуация, актуализирующая готовность подростка к экзистенциальному вы-бору // Воспитание школьников. -2020.-№4. - С.68-76.
3. Иванова И.В. Пандемия как планетарное явление и знаковое событие для человека, воспитывающее способность к преодолению: экзистенциальный подход // Воспитание школьников. -2020.-№5. - С.64-72.
4. Коняева Е.А., Прокопенко Е.В. Дистанционное образование и его педагогические принципы // Всероссийская студенческая научно-практическая конференция "Актуальные проблемы образования: позиция молодых" по материалам Всероссийской научно-практической конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016 - С.202 - 204.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья 16.