ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СРЕДСТВАМИ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРКСЭ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается подготовка педагогов в вузе в аспекте гуманитарной группы программ социально-педагогической направленности дополнительного образования детей (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусству), которая ориентирована на формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости. Представлен практический опыт преподавания курса «Теория и методика обучения «Основам религиозных культур и светской этики» в бакалавриате по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями: «Педагогика и методика начального образования» и «Дополнительное образование детей».

Ключевые слова:
подготовка педагогов дополнительного образования; межкультурное взаимодействие; основы религиозных культур народов России
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В 2022 г. утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Министерства просвещения РФ N 629 от 27 июля 2022 г.), в котором отмечается, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Программы дополнительного образования детей, как известно, включают шесть направленностей, среди которых – социально-педагогическая. Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы, в том числе, на формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости.

На современном этапе развития российского общества особенно актуальными становятся духовное единство народа и объединяющие людей моральные ценности. Основы государственной политики в этом направлении отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», согласно которой «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8].

Реализация «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», новые Федеральные государственные стандарты основного общего образования (от 31.05 2021), вызовы современности требуют внесения некоторых корректив в подготовку будущих педагогов.

Педагоги дополнительного образования могут получить квалификацию не только в постдипломном образовании, но и в процессе вузовского образования. Как показывает практика, целесообразной и востребованной становится подготовка педагогов в двухпрофильном бакалавриате. Так, в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского в течение нескольких лет осуществляется набор абитуриентов на направление подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями: «Педагогика и методика начального образования» и «Дополнительное образование детей». Учебный план предусматривает для реализации второго профиля изучение студентами таких дисциплин, как «Основы организации дополнительного образования», «Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеразвивающей программы», «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей естественно-научной направленности», «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей гуманитарной направленности», «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей  художественной направленности» и др. 

Вместе с тем, в подготовку педагогов начального и дополнительного образования впервые включен курс «Теория и методика обучения «Основам религиозных культур и светской этики». С одной стороны, это обусловлено введением в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики» [7] и необходимостью подготовки к его преподаванию учителей начальных классов. С другой стороны, курс позволяет подготовить студентов к реализации гуманитарного и культурологического подходов и в дополнительном образовании.

Процесс приобщения детей к ценностям духовной культуры как методология гуманитарного подхода в дополнительном образовании рассматривается в работах А.К. Костина, О.Е. Лебедева, В.И. Лушникова и др. Авторы полагают, что суть данного подхода – в процессе формирования гуманитарного мышления ребенка, реализуемого через обращение к духовному миру человека. Культурологический подход трактуется как «методология, представляющая человека как уникальный мир культуры, а его образование – как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры» [5, с. 7]. Проблемы культурологического подхода в дополнительном образовании детей анализируются и решаются в трудах В.П. Голованова, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.В. Егоровой, А.Я. Журкиной, А.К. Костина, Л.А. Николаевой, А.Б. Фоминой, Л.Я. Шамес и др. С позиций данного методологического подхода дополнительное образование детей представляет собой процесс интеграции ребенка в мир культуры через активную «культуротворческую» деятельность [1, 2, 3, 4].

Проблему подготовки выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей активно разрабатывает З.А. Каргина. В ее исследованиях, в частности, отмечается: «Содержательные и методические приоритеты процесса подготовки студентов-педагогов детерминированы особенностями профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, в роли которого будет выступать каждый педагог в условиях дополнительного образования детей: основным становится формирование у будущих педагогов активной (субъектной) профессиональной позиции в данной образовательной сфере, развитие способностей к педагогическому моделированию» [6, с. 4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3++) утверждены профессиональные компетенции выпускников, выражающиеся в способности целенаправленно решать профессиональные задачи. Реализуемый нами курс «Теория и методика обучения «Основам религиозных культур и светской этики» направлен на формирование общепрофессиональных компетенций: ОПК-4 «способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей»; ОПК-7 «способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ».

Цель курса: изучение основ с православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основ мировых религиозных культур и светской этики и методик их преподавания; формирование у будущих педагогов общепрофессиональных компетенций, необходимых для реализации курса ОРКСЭ в школе. Задачи курса: получение базовых знаний по теоретическим основам религиозных культур и светской этики и методике преподавания курса; формирование у студентов ценностно-смысловых мировоззренческих основ, готовности к формированию нравственных ценностей у обучающихся; развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога, умение преподавать это учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей.

            Поскольку обучение в вузе направлено, в том числе, на социализацию студентов, на формирование культурных отношений и толерантности между представителями различных национальностей, обучающихся в университетах, в процессе преподавания курса нами устанавливаются межпредметные связи с дисциплинами: «История (история России, всеобщая история)», «Философия», «Духовно-нравственное воспитание личности: версия русской классики», «Технологии воспитания толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде», «Сопровождение процессов интеграции и социокультурной адаптации детей-мигрантов в образовательной организации», факультатива «Коммуникации в современном мире. Языковая картина мира».

Начиная изучать курс, студенты знакомятся с нормативно-правовыми документами его преподавания (Законы: «Об образовании»; «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях»; «ФГОС ООО», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).  Анализируются требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися модулей «Основы религиозных культур» и «Основы светской этики» в соответствии с ФГОС ООО. Особое внимание обращается на то, что ФГОС предусматривает «личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации [9]. Студенты знакомятся с содержанием каждого модуля, предусмотренным Примерной программой. Дается характеристика подходов к преподаванию курса: культурологического, коммуникативного, деятельностного.  Особое внимание обращается на то, что основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). При изучении каждого модуля студенты набирают материал в «педагогическую копилку»: иллюстрации библейских сюжетов, мультфильмы для детей на религиозные темы, сценарии, стихи, сказки, притчи «О добре и зле», «О милосердии» и т.п., которые они смогут использовать в будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях студенты сопоставляют учебники разных авторов по данному курсу, анализируют видеоуроки по ОРКСЭ, проектируют уроки по всем модулям курса ОРКСЭ. Для проведения мастер-классов приглашаются учителя– выпускники КГУ им. К.Э. Циолковского, участвующие в реализации регионального образовательного проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры».

В качестве итогового задания по курсу студенты готовят проекты, тематика которых соотносится с тематикой, предложенной для начальной школы: «Воспитание сопричастности своей Родине, народу и истории на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (на примере одной из религий); «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.); «Духовный смысл праздников в религиозной культуре (христианства, ислама, буддизма, иудаизма)»; «Формирование ориентиров в нравственном содержании и смысле поступков людей на уроках «Основ светской этики».

Будущие педагоги, изучившие данный курс, должны уметь разрабатывать программу внеурочной деятельности духовно-нравственной на­правленности. В рамках этого направления студенты в организации в вузе «круглых столов», посвященных вопросам толерантности, посещают храмы, музеи, национальный парк «Этномир», участвуют в воспитательных мероприятиях школ и центров дополнительного образования детей, в проведении праздников диаспор региона, в мероприятиях «Мисс Этно» и др.

Опыт внедрения данного курса в школах России свидетельствует о том, что он способствует воспитанию у обучающихся гражданственности, принятию ими общенациональных гражданских идеалов и ценностей, с одной стороны, и воспитанию толерантности, пониманию особенностей культуры и традиций различных этнических групп, готовности к диалогу и сотрудничеству – с другой.

Система высшего педагогического образования готова выполнить социальный заказ на формирование системы базовых национальных ценностей, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Список литературы

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: уч. пособие. - М.:Владос, 2004. - 239 с.

2. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. - № 1.- 2000. - С. 6-11.

3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 348с.

4. Исакова Т.Г. Развитие духовной культуры младшего школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). - Магнитогорск, 2000. - 22 с.

5. Каргина З.А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: монография. М.: Экон-информ, - 2012. - 232 с.

6. Каргина З.А. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей: монография. М.: Экон-информ, - 2012. - 417 с.

7. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)

8. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса»https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda

9. ФГОС НОО (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05. 2021 № 286) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193

10. Штрекер Н.Ю. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Педагогическое образование. - 2022. - Т. 3. - № 4. - С. 259-262.

Войти или Создать
* Забыли пароль?