ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены возможности развития личности в условиях работы школьного пресс-центра. Участие в создании школьной газеты помогает юным журналистам получить ценный опыт работы с людьми, улучшить коммуникативные навыки. Особенно ценным для развития личности школьника становится участие в редакционных экспериментах, где каждый может лучше узнать себя, пройти небольшую внутреннюю эволюцию, создать условия для формирования новых нейронных связей.

Ключевые слова:
школьная газета; развитие; успешность; познание себя; преодоление страхов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Почему в современном мире тема саморазвития становится популярной как никогда? Мир меняется, скорость и темп изменений увеличиваются в геометрической прогрессии. Технологический процесс, инновации задают этот темп. Человек в современном мире должен уметь быстро ориентироваться в меняющихся условиях, уметь быть многозадачным. Именно работа над собой, саморазвитие помогают человеку выбрать оптимальный путь, который поможет реализоваться, стать успешным в выбранной сфере и при этом сохранить физическое и ментальное здоровье. О саморазвитии как о самодвижении, построении и реализации ребёнком проекта своего развития, проекта своей жизни, совершенствования необходимых ребёнку качеств, пишут М.И. Рожков и И.В. Иванова, акцентируя внимание на том, что именно в условиях дополнительного образования детям предоставляются максимальные возможности для раскрытия своего личностного потенциала, личностных ресурсов, которые помогут решать в будущем сложные задачи, преодолевать препятствия на пути  своей цели [1; 2].

В педагогической практике одним из средств развития и поддержки талантливых учащихся рассматривается деятельность школьного  пресс-центра.

Наряду с муниципальными и региональными центрами дополнительного образования во многих школах успешно функционируют различные кружки, проводятся внеурочные занятия по журналистике.  Отличительной особенностью школьных пресс-центров является то, что педагог дополнительного образования является, в первую очередь, учителем определённого предмета. И только большое желание педагога станет стимулом для развития как каждого юного журналиста, так и всей газеты в целом. Специальных изданий, посвященных детской журналистике, не так много, хорошей теоретической основой занятий со школьным пресс-центром становятся работы Самарцева О.Р. [3], Лукиной М.М. [4], Лепилкиной О.И. [5], Далечиной Г.В. [6].

При выборе вида школьных СМИ, которые будут создаваться на базе школы, необходимо учитывать, какие ресурсы существуют в учреждении. Для создания школьного телевидения или радио требуется специальное оборудование. С технической точки зрения газету сделать проще, но, как отмечает Самарцев О.Р. [3], специфика газетной работы заключается в том, что газета практически всегда идёт вслед фактам, редко говорит о том, что происходит в данный момент. В связи с этим особое внимание должно быть уделено наполнению газеты, её содержанию.

Школьная газета «DieSchulzeitung» (в переводе с нем. яз. «Школьная газета») была создана в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги в 2014 г.  До этого в школе были попытки сделать газету, но они были нерегулярными, не было постоянной редакции. Поэтому можно сказать, что фактически школьная газета основывалась с нуля.

Свобода выбора, ограниченного только законом и нормами морали, является важной частью развития личности. Учащиеся, стоявшие у истоков газеты, самостоятельно выбирали, как должна называться школьная газета. Вдохновившись примерами названия школьных газет других школ, поняли, что школьная газета должна иметь уникальное название, отражающее особенность школы. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги на протяжении многих лет углублённо изучался немецкий язык. Слово «газета» в переводе на немецкий язык звучит «DieZeitung», но газета школьная, поэтому, добавив ещё одно слово, получили «DieSchulzeitung». Так и появилось название, которое непросто выговорить людям, не изучавшим немецкий язык.

Создание школьной газеты – сложный процесс, в основе которого лежит собственная концепция. Только в этом случае у газеты будет свое лицо. Концепция периодического издания «DieSchulzeitung» создавалась в течение первого года функционирования газеты. Редакцией проводилась кропотливая работа над газетой и над собой. Ведь одновременно приходилось и изучать теоретические основы жанров журналистики, и тут же их создавать. Одним из важнейших составляющих будущего успеха являлся системный подход: в течение всего периода существования газеты ежемесячно выпускался новый номер.

Создание газеты требовало немало сил, трудолюбия и целеустремлённости, а также понимания того, ради чего старается каждый участник процесса. Первая проблема, с которой столкнулась редакция – это плагиат. Очень быстро ряды редакции покинули ученики, которые хотели идти по легкому (а для кого-то очень привычному) пути, копируя материалы из свободных источников. Но для некоторых учащихся преодоление этой трудности – писать самим, не используя интернет – стало точкой роста, выходом из зоны комфорта. К сожалению, в настоящее время ученики готовят доклады, рефераты, пользуясь одной ссылкой и клавишами ctrl+V («копировать»), ctrl+C («вставить»). Многие не умеют творчески перерабатывать найденную информацию.  А порой и просто не хотят. Принцип уникальности публикуемых материалов стал важнейшим при создании газеты с первого номера, а учащиеся, работавшие в редакции, учились переосмыслять информацию, если была необходимость пользоваться интернетом (например, при создании заметки о годе литературы или годе науки и технологий).

Ключевым вопросом при создании газеты становится вопрос содержательного наполнения: выбор рубрик и тем. О чём писать? С первых номеров было чёткое понимание, что нельзя делать газету, приуроченную к праздникам и знаменательным датам. Затем, спустя время, побывав на различных фестивалях школьной прессы, услышав рекомендации профессиональных журналистов, члены редакции убедились в своей правоте. Конечно, упоминать о праздниках в школьной газете не запрещено, но это должно быть не сухое изложение фактов о традициях праздника, а что-то действительно интересное. Отбор тем для написания статей помогает учащимся развивать креативное мышление, стимулируя посмотреть на тему под другим углом. Таким образом, например, при создании новогоднего номера в газете появились следующие статьи: «Создаем новогоднее настроение», «Безопасность в Новый год», «Как подготовить себя и свои мысли к наступающему году» (практические советы) и др. В номере, приуроченном к Международному женскому дню, писали об идеальных девушках и женщинах (на основе опросов учеников и учителей-мужчин), о счастье, о добре, о чуде, о вежливости и благодарности.

Главными темами, освещаемыми в газете «DieSchulzeitung» с момента основания газеты, стали жизнь учеников и учителей в школе и за её пределами, а также вопросы, волнующие подрастающее поколение. Ежемесячными были рубрики «Тет-а-тет» (интервью с учителем) и «История успеха» (интервью с учеником). Учащиеся всегда с большим интересом узнавали о школьной жизни своих учителей, их увлечениях и мечтах. Традиционным вопросом был вопрос о причинах выбора профессии учителя. Некоторые ребята вдохновлялись историями педагогов и принимали решение становиться учителями. В начале учебного года в газете появлялись интервью с вновь прибывшими педагогами, публиковались они в рубрике «В нашем полку прибыло». Новый учебный год начинался с интервью с директором школы, где озвучивались цели на ближайший год, а завершался год (чаще календарный) интервью, подводящим итоги.

Интервью с учениками позволяли рассказать об успешных ребятах, о достижениях которых не всегда знали в школе.  За годы существования газеты интервью взяты у десятков спортсменов, танцоров, вокалистов, музыкантов, журналистов, художников и юных учёных. Их истории вдохновляли, показывали перспективы.  Для самих ребят, у которых брали интервью, публикация в школьной газете была своего рода общественным признанием ценности их деятельности.

У каждого нового члена редакции, начинающего брать интервью, это задание вызывало трудности. И вновь скажем о выходе из зоны комфорта и преодолении себя, своего страха. Ведь для того, чтобы взять интервью, необходимо договориться о встрече, заранее подготовить вопросы. Многие юные журналисты на интервью нередко ходили вдвоём, так им было проще преодолеть свой страх. Страх существовал у большинства членов редакции, несмотря на то что интервью брали, не выходя за пределы школы. Спустя годы члены редакции брали интервью у специалистов МЧС, центра занятости, посла ГТО в Калужской области, писателей и фотографов. И каждое из взятых интервью помогало юным журналистам преодолеть свой страх, насладиться общением с интересным человеком, почувствовать атмосферу новой сферы деятельности, вдохновиться и зарядиться.

Важным средством развития учащихся - членов редакции стала рубрика «Эксперимент». Обязательным требованием к созданию материала являлось полное участие всех членов редакции вместе с главным редактором в эксперименте. По продолжительности эксперименты бывали от недели до месяца. Суть любого журналистского эксперимента заключалось в погружении в новые, непривычные условия, которые являются вызовом для привычного образа жизни. Первым экспериментом стало погружение в здоровый образ жизни, включающий в себя соблюдение режима дня, правильное питание, питьевой режим, занятия спортом или другую физическую активность. «Смогу ли я продержаться?» - это первый вопрос, который задаёт себе ученик. Другим важным вопросом был вопрос: «А что мне даст участие в эксперименте?». Не все участники экспериментов выдерживали обозначенные условия, зато получили ценный опыт, узнав себя, осознав свои привычки и зависимости. Кто-то, успешно пройдя эксперимент, продолжал вести новый образ жизни уже и вне редакционного задания, понимая ценность нового опыта.

Темы экспериментов рождались в редакции сами собой, журналисты нередко сами были инициаторами. Видя, что социальные сети или игры в мобильном телефоне отнимают много времени, а побороть зависимость самостоятельно не получается, ребята предлагали на время ограничить использование гаджетов. Коллективная работа над пагубной привычкой с последующим контролем даёт гораздо больше результатов, чем обещание себе «с понедельника» поменять жизнь.

В рамках экспериментов происходило не только освобождение от негативных привычек, но и наполнение положительными образами и представлениями. Так, например, члены редакции делали добрые поступки, стараясь увеличить их число в течение дня; говорили комплименты; прописывали практики благодарности; искали плюсы в любых жизненных обстоятельствах, вырабатывая привычку позитивного взгляда на мир. Эксперимент «Настоящие леди» был призван помочь девочкам признать свою женскую часть. И дело было не только и не столько во внешнем образе (юбки, платья и красивые причёски), но и в поведении, в умении общаться.

Стоит отметить, что все темы экспериментов имели в своей основе принципы нравственности и морали. Каждый участник экспериментов, пробуя себя в новой роли, меняя свою жизнь даже на незначительный срок, осознавал внутреннюю эволюцию. Важным итогом проведения экспериментов является формирование новых нейронных связей, которые, как отмечает Черниговская Т.В. [7], помогают ученикам жить более ярко и осмысленно.

Для всестороннего развития членов редакции школьная газета «DieSchulzeitung» участвовала в мероприятиях, выходящих за рамки школы. Одним из таких мероприятий стал Фестиваль школьных СМИ «Репортер» Центрального Федерального округа, проходивший в Воронеже. Участие в подобных фестивалях стимулирует творческую активность детей, педагогов, вдохновляет и дарит огромный опыт. Журналисты редакции дважды приняли участие в работе фестиваля – в 2016 и 2018 г. Ярким событием в истории нашей редакции стало посещение  мастер-класса Эрнеста Мацкявичюса, известного тележурналиста, ведущего программы «Вести» на телеканале «Россия», в 2017 г. Эрнест поведал калужанам некоторые особенности и секреты профессии журналиста, поделился собственным опытом и ответил на многие вопросы, интересующие будущее российской журналистики, т.е. интересующие всех пришедших на встречу гостей. В финале встречи старшеклассница, одна из членов редакции, стала обладательницей гранта на бесплатное обучение в Московском институте Телевидения и Радиовещания «Останкино».

Школьная газета «DieSchulzeitung» стала одной из лучших школьных газет города. Редакция активно и результативно участвовала в городских и областных конкурсах школьных периодических изданий. На муниципальном уровне на  протяжении нескольких лет газета становилась победителем (2016, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.) и призёром (2017 г.) конкурса школьных печатных газет «Прошу слова»  в номинации «Лучшая печатная газета».  Дважды (2019, 2020  г.) члены редакции становились победителями в номинации «Лучшая фоторабота». Члены жюри отмечали и высокий уровень написания статей: номинация «Лучшая журналистская работа» (победитель – 2019, 2021 г., призёр – 2018, 2021 г.), 2 спецноминации «Классный репортер» (2018 г.).

 Впервые приняв участие в областном фестивале школьной прессы образовательных учреждений Калужской области в 2017 г., школьная газета «DieSchulzeitung» заняла 3 место в номинации «Лучшая детская газета». В рамках фестиваля проходил конкурс журналистов, которым предстояло написать статью в ходе мероприятия. Работа ученицы 10 школы была высоко оценена членами жюри, и она стала победителем   в номинации «Лучшая работа юного журналиста». В 2018 г. газета вновь заняла 3 место на областном фестивале школьной прессы. В 2019 г. изменилось положение фестиваля, победители и призёры прошлого года соревновались друг с другом в рамках номинации «Лига мастеров». И здесь «DieSchulzeitung» была признана победителем. Также во время фестиваля проходил конкурс фотографов, 1 место в номинации «Лучший фотограф» заняла работа ученицы-члена редакции. В 2020 г. газета «DieSchulzeitung» подтвердила статус победителя, вновь завоевав 1 место в номинации «Лига мастеров» на областном фестивале школьной прессы образовательных учреждений Калужской области.

Успех пришёл благодаря планомерной кропотливой работе. Постоянная работа над созданием текстов заметок, статей, интервью, репортажей стала приносить свои плоды: слог учеников-журналистов улучшался, они принимали активное участие в школьных, городских, региональных конкурсах сочинений, пишут научные работы в гуманитарном направлении, становились победителями и призерами конференций различных уровней.  Стоит отметить, что улучшалась и успеваемость по русскому языку и литературе. В редакции за годы существования газеты трудились и отличники, и те, кто учится на «удовлетворительно». Умение работать над текстом статьи положительно влияет на подготовку к экзамену по русскому языку, а именно написание сочинения.

Каждый конкурс – новый опыт, вдохновение и толчок к дальнейшему развитию. Члены редакции всегда прислушивались к мнению экспертов в мире журналистики и стремились сегодня быть лучше, чем вчера.

Каждый выпускник-член редакции – это яркая успешная личность. Как отмечают сами выпускники, навыки, полученные в рамках работы над школьной газетой, помогают им до сих пор.  Одна из выпускниц уже успела поработать в редакции областной газеты «Весть». Другая, возглавив информационное направление в КФ РАНХиГСе, занялась созданием газеты, третья трудится в медиацентре КГУ им. К.Э. Циолковского. Но даже если выбор деятельности не связан с профессией журналиста, навыки самоорганизации, преодоления трудностей помогают в любом деле.

Работа в редакции школьного пресс-центра – это уникальная возможность получить колоссальный жизненный опыт, наполненный узнаванием себя, преодолением себя и своих страхов, ограничивающих убеждений. Это раскрытие границ сознания, расширение кругозора и мировосприятия. Это бесценный опыт, который помогает во взрослой жизни.

Список литературы

1. Рожков М.И., Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике // Нижегородское образование. - 2017. - №4. - С.25-32.

2. Рожков М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №4. - С.131-138.

3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007. - 528 с.

4. Лукина М.М. Издаём школьную газету. - М.: Медиамир, 2013. - 50 с.

5. Лепилкина О.И. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006. - 272 с.

6. Далечина Г.В.В помощь руководителям молодёжных медиаобъединений. - Воронеж. Издательство: ВРОДО «Искра», 2016. - 52 с.

7. Черниговская Т.В . Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Язык и сознание. М.: Языки славянских культур, 2017. - 448 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?