ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ: ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ И РИСКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены особенности использования технологий обучения с учетом индивидуальной персонифицированной траектории школьника. Описывается суть и возможности персонализации обучения, которая постепенно внедряется и приобретает личностно-ориентированный характер ученика. Описан опыт применения технологий, которые позволяют воплотить персонализированное компетентностное обучение в жизнь. Представлены наиболее эффективные формы работы по персонализированному подходу обучения, проанализированы риски, которые данная технология может нести в процессе обучения учеников.

Ключевые слова:
персонализированный подход в обучении, личностный рост учащегося, способности, мотивы, индивидуальные предпочтения школьника
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Современная ситуация развития социума характеризуется как ситуация масштабных перемен, которые, в том числе, охватывают и сферу образования. С одной стороны, наблюдаются процессы унификации образования, ориентиры на западные образцы обучения [6, с. 8-9]. Ведущими тенденциями развития современного образования в России выступают стандартизация и вариативность [4]. Это закономерный результат процессов глобализации как процесс становления общемировой системы, которые действуют и охватывают различные сферы человеческого бытия. С другой стороны, намечены ориентиры  персонализированного подхода в обучении и поиска такого содержания, методов и темпов освоения образовательной программы для каждого ученика, которые бы выстраивались в зависимости от его способностей, мотивов и индивидуальных предпочтений. В своих исследованиях М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Т.В. Машарова, И.В. Иванова, Т.В. Лушникова рассматривают вопросы субъектно-ориентированных подходов в образовании, основанные на экзистенциальных подходах [5], которые сегодня приобретают особое звучание. Согласно ученым, именно разработка и реализация индивидуально-ориентированных образовательных практик (траекторий обучения, маршрутов и проектов саморазвития и т.д.), востребованных сегодня, способны внести свой вклад в воспитание свободной и ответственной личности, готовой к преобразованиям, переменам, гибкому реагированию на изменяющиеся условия [5].

Несмотря на то, что ценностью современного образования сегодня является сумма знаний и интеллект, современный процесс обучения школьников должен быть выстроен на принципах позитивной педагогики, которая определяет вектор движения учеников от одного успеха к другому в рамках индивидуальной персонифицированной траектории.

            В феврале 2019 г. Министерство образования и науки Калужской области заключило соглашение с Министерством просвещения Российской Федерации о реализации региональных проектов на территории области. В соглашении представлены показатели достижений в рамках федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в регионе. Национальный проект «Образование» на территории Калужской области реализуется в виде 8 региональных проектов, одним из которых является проект «Успех каждого ребенка», ценность которого в персонификации обучения школьников. МБОУ №17 участвует в этом проекте с августа 2018 г., но технологии, необходимые для реализации персонализированного обучения, мною применяются уже несколько лет.

            Персонализация обучения приобретает личностно-ориентированный характер, таким образом, что обучающийся или семья самостоятельно формируют образовательную траекторию, делая выбор из множества предлагаемых услуг. Персонализация основана на умениях учащихся анализировать собственные потребности и возможности в самостоятельном выборе программы. Она неразрывно связана с высокоразвитыми навыками обучения, построена на процессно-ориентированном подходе, уважении к индивидуальному стилю обучения каждого учащегося. Более того, постоянные дополнения достижениями современных технологий, включая возможности мобильного и адаптивного образования, а также способы обработки больших массивов данных, все это сможет в самое ближайшее время изменить систему образования до неузнаваемости.

            Персонализация ставит ученика в центр образовательной вселенной и дает ему возможность самостоятельно решать, чему, как и когда учиться. Это звучит неплохо, но дает и повод для беспокойства. Необходимо помнить, что, несмотря на первое впечатление, персонализация не уменьшает значимости роли учителя, а наоборот: на учителя ложится гораздо большая ответственность, чем раньше, и именно благодаря работе учителя в рамках личностно-ориентированной среды ребенка, ученики смогут не только больше узнать, но и стать более независимыми и счастливыми. Персонализированное образование выполняет инструментальную функцию, что позволяет учителю инициировать личностный рост учащегося, мобилизацию его духовных и физических усилий, а также осуществлять процессы преобразования им самого себя. 

            Широкую известность во всем мире получила таксономия учебных целей, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума [2, с.57-67], однако, в своей работе я опираюсь на исследования отечественных ученых: А.М. Митиной [8, с.1-4], В.П. Беспалько [1, с.95-142], Н.Ф. Талызиной [7, с.13], П.Я. Гальперина [3, с.54-63].

            Существует несколько технологий, которые позволяют воплотить персонализированное компетентностное обучение в жизнь. Одной из них является технология «Перевернутый класс», суть которой заключается в  том, что учитель предоставляет школьникам теоретический и презентационный материал, ссылки на видеоматериалы в сети Интернет, и это задание дети самостоятельно выполняют, изучают дома. Традиционное домашнее задание выполняется школьниками на следующий день в рамках классно-урочной системы работы в процессе индивидуальной, групповой форм работы, взаимодействуя с учителем и одноклассниками: рассуждая, объясняя, находя пути решения. Таким образом, основные учебные действия поменялись местами: в домашних условиях подлежит освоению то, что ранее было представлено для выполнения и объяснения в классе, а то, что традиционно понималось в качестве домашнего задания, стало предметом рассмотрения в процессе урока. Наиболее эффективными формами работы в классе стало выполнение упражнений на закрепление материала, дискуссии и презентация проектов. Наблюдается процесс смещения деятельности от обзора новой темы в сторону ее изучения и исследования с участием всех школьников класса. Конечно, такая технология обучения имеет определённые риски: нужно уметь активизировать ученика, включать его в процесс обучения; важность приобретает смещение акцента с важности предмета на творческие способности ученика.

При персонализированном подходе учащиеся понимают линию развития знаний, которыми они должны овладеть, и свое место на этой линии. Учащиеся понимают правила и процедуры и следуют им. Эффективная обратная связь начинается с четко определенных и четко переданных учебных целей. Учитель просит перевести шкалу оценок на подходящий для них язык. После объяснения учителем цели обучения, а также указанных простых и сложных учебных целей учащиеся работают в небольших группах, чтобы создать собственные формулировки учебных целей с баллами. При наличии шкал компетенции учитель может помочь каждому ребенку ясно понять, где он начинает обучаться, где находится в настоящий момент по данной теме. Это один из самых важных видов применения шкалы компетенции, поскольку позволяет учащимся следить за своим ростом по континууму знаний.

            Когда стратегии в этом элементе произведут искомый эффект, учитель сможет наблюдать следующие состояния учащихся: учащиеся способны определить, насколько они продвинулись по данной шкале компетенции; учащиеся периодически обновляют свой статус по шкале компетенции; учащиеся способны определить, что им необходимо сделать, чтобы перейти на следующий уровень успеваемости.

            Учитель должен планировать с позиции раздела, который должен обеспечить всеобъемлющие рамки процесса обучения. Такой первоначальный план можно назвать «черновым планом изучения раздела». Это название отражает тот факт, что учебный раздел - это всегда работа в движении. При составлении чернового плана изучения раздела учителя должны иметь возможность корректировать ежедневные виды деятельности по мере прохождения раздела, чтобы использовать возможности обучения, которые могут возникнуть, или изменять виды деятельности на основе отклика учащихся. Все это подразумевает необходимость в гибкости, но не означает, что разделы не нужно тщательно продумывать. В качестве примера можно привести один из вариантов шкалы образовательных целей, которые распределяются по освоению трех уровней: 2.0, 3.0 и 4.0. Так, освоению уровня 2.0 соответствует школьная отметка «3», если учащийся решает задания уровня 3.0, то это отметка «4» или «5». Учащийся, который демонстрирует углубленные знания и умения уровня 4.0, заслуживает две отметки «5».

            Уровень 4.0 включает в себя следующие умения: учащийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы; учащийся применяет полученные знания в новом контексте, например: находит оригинальное решение или проводит исследование (важно - со значительной долей самостоятельности), или находит объяснение с использованием знаний из других областей; создает динамическую модель.

            Уровень 3.0 включает в себя следующие умения: учащийся выстраивает логическую последовательность; использует формулу; сравнивает по трем различным параметрам; решает задачу с использованием; составляет логическую цепочку; предлагает решение (по аналогии предложенным учителем); устанавливает связи.

            Уровень 2.0 включает в себя следующие умения: называет/перечисляет/ приводит не менее 3-х примеров; характеризует; решает задания, соответствующие обязательному уровню.

            Уровень 1.0 включает в себя следующие умения: при наличии помощи, частичный успех в достижении результатов 2 и 3 уровня.

            Уровень 0.0 означает, что учащийся при наличии помощи не достигает никаких результатов.

            Учащиеся знакомятся с уровневыми заданиями и впоследствии самостоятельно выбирают уровень, в котором они будут работать. Для учителя важность приобретает формирующее оценивание школьника, рефлексия с точки зрения эффективности, роста ученика, а для школьника самооценка и рефлексия собственных возможностей роста. Таким образом, мы включаем школьника не только в персонифицированное обучение, но и требуем от него обязательного результата – сформированной учебной самостоятельности, формируя, таким образом, умение учиться. Постепенно происходит отслеживание прогресса учащихся. Использование формирующих оценок на протяжении учебного раздела помогает учителям и учащимся контролировать и при необходимости корректировать прогресс. В этом их отличие от итоговых отметок, которые показывают статус учащегося в конце определенного периода времени. Для планирования аттестации, позволяющего получить формирующие оценки по соответствующей шкале компетенции, учитель разрабатывает элементы или задания, которые прямо соответствуют контенту на уровне 2.0, 3.0, 4.0. Учитель совместно с учащимся составляет график взаимодействия для коррекции промежуточных результатов, когда ученик может подойти и исправить работу промежуточного оценивания. Отметка по модулю определяется не только на основании итогового контроля, учитывается еще и продвижение учащегося.

            Таким образом, персонализированный компетентностный подход позволяет создать уникальную образовательную среду: у школьников создается естественная потребность в независимости и творчестве, а учитель становится той силой, которая учит детей учиться. Постепенно в руки учащихся передается ответственность за собственное образование, укрепляется вера в себя, расширяются их возможности.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий/ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Блум Б. Систематика (таксономия) образовательных целей // HandbookI,cognitivedomain. N/Y, honginann, 1956. -196 с.

3. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1979. - № 4. - С. 54-63.

4. Иванова И.В. Стандартизация и вариативность как ведущие тенденции развития современного образования в России / И.В. Иванова // Воспитание школьников. - 2015. - №9. - С. 3-11.

5. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: Русайнс, 2020. - 132 с.

6. Ланцев И.А. Кризис и будущее современного образования. Философия и наука в поисках новой образовательной парадигмы // FutureHumanImage. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-buduschee-sovremennogo-obrazovaniya-filosofiya-i-nauka-v-poiskah-novoy-obrazovatelnoy-paradigmy

7. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.Ф. Талызина [и др.]; под редакцией Н.Ф. Талызиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 193 с. - (Профессиональное образование). -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/474133

8. Митина А.М. Теория «Обучающейся организации» в современной зарубежной андрагогике // Вестник ОГУ. 2003. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-obuchayuscheysya-organizatsii-v-sovremennoy-zarubezhnoy-andragogike

Войти или Создать
* Забыли пароль?