ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена возможностям общественных объединений в гражданском воспитании молодежи. Приводятся направления деятельности общественных объединений, направленные на гражданское воспитание. Раскрывается влияние общественных объединений на формирование гражданских и патриотических качеств личности молодого человека.

Ключевые слова:
гражданское воспитание, гражданские качества, патриотические качества, общественные объединения, волонтерская деятельность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Активная гражданская позиция у молодежи – это взгляд человека на события с точки зрения индивидуальных (личных) и общественных интересов, осознание их важности и умение делать выбор на основе гражданских ценностей. Активная гражданская позиция проявляется в высказываниях и взглядах, видении происходящего в мире.

Важность воспитания активной гражданской позиции, ориентированной на формирование у молодежи гражданских чувств, формирование гражданина своей малой родины, воспринимающего идеи и механизмы гражданского общества и правового государства, выступает актуальной задачей на сегодняшний день. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «…воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности» является одним из важнейших принципов государственной политики [10].

Ю.В. Першина и Т.Ю. Еремина выделяют четыре компонента гражданственности, среди которых:

  • гражданская активность,
  • гражданское взаимодействие,
  • гражданское самоопределение,
  • гражданское мировоззрение [6].

Гражданская активность личности предполагает действия, направленные на решение проблем общественной жизни, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Она определяется мотивацией молодого человека к участию в жизни общества и стремлением способствовать его позитивным изменениям и развитию.                  Гражданское взаимодействие проявляется, прежде всего, в сотрудничестве с окружающими людьми для достижения социально значимых результатов. Оно предполагает конструктивное выстраивание взаимоотношений, основанных на толерантности и взаимном уважении. Гражданское самоопределение формируется в процессе выражения человеком своих взглядов и рационального выстраивания действий. Оно выстраивается на фундаменте гражданских знаний-представлений об основах гражданской жизни, ключевых традициях и нормах.  Гражданское мировоззрение как самый сложный компонент интегративной структуры рассматривается Ю.В. Першиной и Т.Ю. Ереминой как «…система ценностей и взглядов на мир, в основе которых лежит ответственность человека за собственную судьбу и за происходящие в мире события. Такое мировоззрение противостоит патернализму и инфантилизму. Оно проявляется в системе принципов, на которые опирается поведение человека. Гражданственность базируется на ответственности, которая является интегративной, системообразующей ценностью» [6, с.104-105].

Активная гражданская позиция молодого поколения является важнейшим духовно-нравственным фактором сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В данном ключе И.Ф. Харламов рассматривает гражданское воспитание как «…целенаправленный процесс формирования чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений» [11, с. 353]. Такой процесс предполагает включение обучающихся разных возрастных групп во всевозможные виды деятельности, стимулирующие их активность по выработке моральных качеств; это способствует формированию интеллектуально-эмоционального отношения, воспитания необходимых взглядов и убеждений подрастающего поколения [11].

Согласно В.В. Айрапетовой, в настоящее время такие социальные институты, как семья, школа, средства массовой информации не всегда или в недостаточной мере способствуют формированию у подрастающего поколения четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей [1].

Формирование активной гражданской позиции молодежи – одна из важнейших задач, решаемых как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Так, особое место в формировании активной гражданской позиции и гражданского взаимодействия на территории города Калуги занимают общественные объединения.

На территории города в настоящий момент активно осуществляют свою деятельность четыре общественных объединения, реализующие мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, среди которых:

  • региональное отделение всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»,
  • региональное отделение всероссийского добровольческого движения «Волонтерская рота»,
  • калужское региональное отделение всероссийского общественного движения «Стопнаркотик»,
  • региональное отделение всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».

   Согласно положению о военно-патриотических молодежных и детских объединениях, приоритетной задачей их деятельности является воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирование верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите [7]. Практический опыт показывает, что основной задачей деятельности данных общественных объединений является создание условий для гражданско-патриотического воспитания молодежи и сохранения исторического наследия нашей Родины. С этой целью традиционно решаются следующие задачи:

  • массовое вовлечение молодежи в мероприятия гражданско-патриотической направленности;
  • пропаганда гражданственности и патриотизма, готовности к сознательному, бескорыстному и добровольному труду;
  • использование современных форматов в реализации гражданско-патриотического воспитания молодёжи;
  • обеспечение обмена опытом между поколениями.

Реализация указанных задач предполагает отбор инновационных методов, форм и приемов работы, ориентированных на современную молодежь, учитывающую их интересы и мотивационные аспекты. Данные вопросы традиционно являются предметом изучения многих педагогов, организаторов работы с молодежью, воспитателей [3; 8]. Отдельное внимание при определении методики организации взаимодействия с молодыми людьми, направленного на формирование их патриотических и гражданских качеств, уделяется организации волонтерской деятельности, содействующей формированию нравственных качеств личности, социальной активности, личной ответственности и развитию саморегуляции [4; 5; 9].

В нашем случае для реализации обозначенных задач общественные объединения реализуют ряд мероприятий.  Рассмотрим наиболее значимые из них. Ключевым событием в нашей стране в области гражданско-патриотического воспитания является День Победы в Великой Отечественной войне. Ежегодно в городе Калуге для реализации праздничных мероприятий формируется волонтерский штаб не менее, чем из 300 активистов вышеуказанных организаций. Участники волонтерских организаций оказывают содействие в организации шествия «Бессмертного полка», парада Победы, праздничных концертов, шествий акции «Свеча Памяти» и различных уличных мероприятий. Также в преддверии Дня Победы и в течение года волонтеры занимаются благоустройством памятных мест, аллей славы и воинских захоронений, поздравляют ветеранов с памятными датами.

Молодой человек, задействованный в волонтерский работе, становится не просто участником мероприятия, а его полноправным организатором. Это позволяет ему ощущать на себе личную ответственность и проявлять организаторские навыки.

   По словам председателя Регионального штаба Калужского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», заведующего отделом военно-патриотического воспитания Областного молодёжного центра Артема Митрохина, «…многие думают, что примут участие только в одном мероприятии, а в итоге остаются помогать дальше. Патриотическое волонтерство очень важно. Не все молодые люди знают историю, а мы должны проявить благодарность по отношению к нашим ветеранам. Рад, что у волонтеров нашего движения есть возможность пообщаться с теми людьми, благодаря которым мы живем сегодня. Помогать им – значит сохранять память о героическом подвиге советского народа и его историю» [2].

В заключение отметим, что детские общественные объединения обладают существенным потенциалом для гражданского воспитания, формирования гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. Отношения, построенные на диалоге, предполагают ценностно-смысловое равенство членов коллектива. При таких отношениях формируются коммуникативные навыки, необходимые для понимания между членами коллектива, гражданами и обществом, гражданами и государством. Молодежь учится жить в современном обществе и овладевает практическими умениями активного гражданского поведения.

 

Список литературы

1. Айрапетова В.В. Компетентностный подход к обучению школьников в контексте диалога культур // Инновационные концепции и практики обучения иностранным языкам и культурам. - 2017. - № 3. - С. 83-87.

2. Артем Митрохин: «Волонтеры Победы это ребята, старающиеся сделать добро» [Электронный ресурс]: сайт «Управление молодежной политики Министерства образования и науки Калужской области». - Режим доступа: https://www.molodezh40.ru/news/artem-mitrokhin-volontery-pobedy-eto-rebyata-starayushchiesya-sdelat-dobro/ (дата обращения: 19.09.2022).

3. Борисова Т.В. Система воспитания колледжа как условие развития личности студентов // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 3. - С. 62-66.

4. Лунева Е.С., Прытков Д.А. Волонтерская деятельность как средство саморазвития обучающихся в организациях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 31-35.

5. Матвеенко И.С., Зиновьева А.Д. Взаимодействие волонтерских организаций и органов исполнительной власти // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 3. - С. 7-12.

6. Першина Ю.В., Еремина Т.Ю. Цивилизационный подход к развитию идей патриотизма в России в XX - начале XXI вв. - М.: Компания КноРус, 2019. - 150 с.

7. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/182358/ (дата обращения: 19.09.2022).

8. Сафиулина Р.М., Сахневич А.В. Современные глобальные знаки в русском языке (на примере хештега): коммуникационный аспект и педагогическая коннотация // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 4. - С. 3-8.

9. Сорокина Д.Н., Горшков В.О. Система отбора волонтеров на всероссийский проект "Калуга - новогодняя столица" // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 3. - С. 13-17.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.09.2022).

11. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?