ПРОГРАММНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ КОМПАНИИ – РАЗРАБОТЧИКА КОМПЛЕКСНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В управлении проектами одно из ключевых мест занимает процесс управления качеством (степень соответствия характеристик проекта требованиям). Успешное достижение целей ИТ-проекта во многом определяется оптимальным перечнем работ, их длительностью, подбором состава участников, их ролей в проекте и формированием проектной команды. В представленной статье описывается программное решение для эффективной организации работы проектной команды, используя единое информационное пространство с целью поиска и хранения информации, решения конкретных бизнес-задач компании; для фиксации принятия управленческих решений.

Ключевые слова:
управление проектами; Workflow; Jira Software; Confluence; ИТ-проект
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Разработка программного продукта (ПП) является сложным проектом, реализуемым в процессе выполнения ряда этапов: анализ, проектирование, тестирование, ввод в действие и сопровождение. При этом важным в успешном достижении целей программного проекта является: определение перечня работ, их длительности, идентификация состава участников, формирование проектной команды и определение ролей команде. Команда является наиболее значимым ресурсом программных проектов – 80% времени тратится на обдумывание задачи и поиск решения именно человеческими ресурсами [9].

Объект исследования - организации работы проектной команды. Предметом исследования является интеграция информационных систем для эффективной организации работы проектной команды [2].

Цель исследования

  • Представить программное решение для эффективной организации работы проектной команды.
  • Выстроить Workflow (WF) – «поток работы» проектной команды.

Материал и методы исследования

Для организации работы проектной команды необходимо единое информационное пространство с целью поиска и хранения информации, решения конкретных бизнес-задач компании для фиксации принятия управленческих решений [1]. В качестве программного решения рассмотрим интеграцию двух систем от компании Atlassian – Jira Software и Confluence.

Cистема Jira Software создавалась как решение для отслеживания задач и ошибок, но сегодня - это мощный инструмент управления проектами, который позволяет сконфигурировать процессы под бизнес организации:

  • создавать проекты с уникальным названием, кратким описанием проекта, команды проекта, с указанием конкретных участников и ролей;
  • создавать запросы (в том числе с вложениями) с кратким описанием, сроками исполнения, приоритетом, комментариями и связями между запросами и исполнителями;
  • отслеживать прогресс выполнения запросов со ссылкой на конкретного исполнителя и сроками выполнения задачи.

Confluence – система для внутреннего использования организациями с целью создания единой базы знаний. Динамические страницы Сonfluence представляют собой площадку для сбора информации и совместной работы участников команды над проектами и идеями. Для эффективного использования Confluence необходимо осуществлять следующие мероприятия по ведению проектной документации:

  • разрабатывать Space (единое проектное пространство), где необходимо сформировать информативную главную страницу с указанием: целей проекта, общей информации о проекте, проектной команды, основные ссылки;
  • привлекать к участию многофункциональные заинтересованные стороны;
  • отслеживать выполнение задач проекта.

Процесс использования систем Jira Software и Confluence, их интеграция «AS-IS» представлен на рис. 1 с использованием нотации моделирования бизнес-процессов BPMN [3].

 

Рис. 1. Процесс использования систем Jira Software и Confluence, их интеграция «AS-IS» с использованием нотации BPMN

 

Анализ модели «AS-IS» позволил определить «узкие места» в использовании Jira Software и Confluence отдельно, которые компенсируются путем интеграции этих систем и построением WF запросов [7].

WF в Jira Software очень важен для продуктивной работы всей команды по нескольким причинам. Во-первых, команде больше не нужно отправлять электронные письма своим коллегам, чтобы узнать текущее состояние запроса. Во-вторых, команда будет вовлечена в одну систему и, зная все рабочие этапы, у участников не возникнет вопросов, почему они занимаются той или иной задачей.

Следуя принципам Agile, для команды создаются Story (история) – работа, которую можно выполнить за недельный, двухнедельный или четырехнедельный спринт; а также Epic (эпик) – высокоуровневые задачи, которых меньше, чем историй, но их реализация занимает больше времени. Story передают суть проделанной работы, тогда как Epic дают представление о более общей цели. Обычно разработчикам приходится работать с десятками Stories каждый месяц и выполнить два-три Epics за квартал.

Когда работа организована в виде Stories и Epics, команда может эффективнее взаимодействовать с другими подразделениями организации. Удобнее полагаться на Epics, чтобы сообщать лидеру о достижениях в команде. В разговоре с коллегами из команды разработчиков вы опираетесь на уровень Stories.

Перечень Stories должен формироваться на основании ранее подготовленного Roadmap – дорожная карта, которой должна следовать команда для достижения успешного результата проекта. Когда Story написана, необходимо встроить ее в рабочий процесс. Как правило, Story пишет владелец продукта, менеджер по продукту, руководитель группы проектов или бизнес-аналитик, после чего Story отправляется на проверку.

В ходе собрания по планированию спринта или итерации команда решает, какие Stories она выполнит в ходе этого спринта. На этом этапе команды обсуждают требования каждой пользовательской Story и связанные функциональные возможности.

Для интеграции следует вставить ссылку на задачи Jira на страницу Confluence. При этом на странице в Confluence автоматически появится динамическая ссылка на задачу Jira. После публикации страницы в ссылке отобразится идентификатор и название задачи, категория задачи (Epic, Story и т.д.) и ее статус в рабочем процессе (Need to do (Нужно сделать), In progress (В процессе), Completed (Завершено) и т.д.).

Таким образом, исходя из представленной на рис. 1 модели «AS-IS» для Jira Software предполагаются следующие мероприятия:

  • формирование и использование единого WF для всех проектов компании;
  • использование новых типов запросов (Epic, Story и пр.);
  • формирование реестра Stories проекта на основании ранее подготовленного Roadmap;
  • формирование Tasks на основании Stories;
  • упоминание Stories/Tasks в Space проекте на странице Confluence через «mentioned in» – интеграция с Confluence.

Для формирования и использования единого WF предполагается проработка следующих мероприятий:

  • использование новых типов запросов;
  • описание типов запросов, применяемых в WF;
  • описание WF для каждого из типов запросов.

Построение Workflow проектной команды

Тип запроса Epic предназначен для группировки задач в общие большие темы, которые нельзя покрыть одним запросом типа Story. После декомпозиции функционала руководитель проекта (РП) при необходимости создает задачу с типом Epic и привязывает к ней задачи, объединенные общей темой. Время на данный тип запроса не списывается.

РП создает задачу с типом Story, которые являются декомпозицией задачи типа Epic. К задаче с типом Story РП создает связанные запросы с типом Analytics (Аналитика), QA (Тестирование), Back (Задача по разработке бизнес-логики) – первичный запрос на разработку, который должен содержать только информацию о поле SoldTime. Время на данный запрос не списывается.

Запросы по разработке с типами Back и Front (Задача по разработке пользовательской функциональности) создаются ведущим разработчиком (ВР) в процессе декомпозиции Epic. В ходе анализа аналитик создает к задаче типа Analytics ссылку на Confluence с описанием разрабатываемого функционала. При необходимости РП связывает задачи типа Management (Административные вопросы), Meeting (Совещания, рабочие встречи) и другие с соответствующей задачей типа Story.

ВР связывает задачи с типами Front, Back в статусе New (Новая) с соответствующей задачей типа Story, где описывает краткое техническое решение. По окончании работ задача переходит в статус Code Review (Проверка кода либо аналитического описания), назначается исполнителем ВР. При наличии замечаний, выявленных при Code Review, задача возвращается исполнителю в статусе Remarks (Замечания). Время, потраченное на Code Review задач других разработчиков, учитывается в задаче на разработку.

Если замечания отсутствуют, задача переводится к тестированию в статус Ready for test (Готова к тестированию), исполнителем назначается инженер по тестированию (ИТ). При старте тестирования задачи ИТ переводит ее в статус Testing (Тестирование). Если в ходе тестирования будут найдены дефекты, ИТ создает задачи с типом Bug (Ошибка), связывает (linked) созданную задачу с тестируемой задачей и переводит текущую задачу по разработке в статус Remarks.

Задача переводится в статус To production (Перенос в Продуктив), когда закрыты все связанные с ней задачи с типом Bug. Задача переводится в статус Resolved (Решена) после публикации задачи на продуктивный ландшафт. Перевод задачи в статус Refused (Отказано) производится на совещаниях по планированию или на ежедневых совещаниях. Перевод может выполнить РП, ВР или аналитик.

РП создает задачу с типом Analytics, со статусом New, указывая в задаче функционал, по которому необходимо подготовить описание аналитику. РП назначает аналитика исполнителем данной задачи. Аналитик переводит задачу в статус In progress.

Когда описание функционала готово, ссылка на соответствующую страницу Confluence прикрепляется к задаче. Если в ходе проработки возникли вопросы, требующие уточнения, то аналитик переводит задачу в статус Postponed (Отложена). После завершения анализа аналитик переводит задачу в статус Approval (На согласование). После согласования ИТ переводит задачу в статус Close (Закрыт).

Исходя из представленной на рис. 1 модели «AS-IS» для Confluence предполагаются следующие мероприятия [10, 11]:

  • использование Confluence в качестве основной базы знаний и единственного пространства для управления проектами;
  • упоминание Space проекта в запросе Jira через «mentioned in» - интеграция с Jira.

Результаты исследования и их обсуждение

Установив связь между системами Jira Software и Confluence, где находится вся документация по проекту, команда избавляется от необходимости в сетевых дисках, облачных пространствах и папках с файлами.

Если система Jira Software подключена к Confluence, появляется возможность просматривать, редактировать и создавать страницы Confluence, не покидая продукт. Это формирует более интегрированный интерфейс страниц проектов в Jira Software и сводит к минимуму количество переключений контекста.

При интеграции Jira Software и Confluence можно выделить набор функциональных преимуществ:

  • Отслеживание задач Jira непосредственно в Confluence.
  • Отображение динамического списка задач Jira на странице Confluence.
  • Добавление «сборщика» задач Jira.
  • Добавление Roadmap Jira в Confluence.
  • Создание отчетов Jira в Confluence Cloud.
  • Использование встроенных страниц Confluence в Jira.

По результатам, полученным в процессе планирования мероприятий по интеграции Jira Software и Confluence, была разработана модель «TO-BE», представленная на рис. 2.

 

Рис. 2. Процесс использования систем Jira Software и Confluence, их интеграция «TO-BE» с использованием нотации BPMN

 

Заключение

Таким образом, представленное программное решение как инструментальный метод в экономике способно обеспечить эффективную работу проектной команды компании – разработчика комплексных промышленных систем и повысить качество выполнения проектов на всем протяжении его жизненного цикла, а также совершенствовать качество проекта в разрезе стратегий, планов, процедур, проектных решений, материально-технического обеспечения, что соответствует требованиям создания объединенной системы управления качеством, в основу которой должны быть положены наиболее эффективные инструменты [4].

Использование систем Jira Software и Confluence и их интеграция дает возможность создать единое информационное пространство для поиска и хранения информации, решения конкретных бизнес-задач компании для фиксации принятия управленческих решений и пр. [8]. Данные системы были успешно интегрированы в организационную и проектную деятельность компании разработчика комплексных промышленных систем, что позволило легко отслеживать карточки с задачами Jira в базе знаний Confluence; процессы стали прозрачными и понятными для всей команды, поэтому работа выполнялась намного эффективнее.

Список литературы

1. Бедердинова, О.И., Водовозова Ю.А. Автоматизированное управление IT-проектами: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021.

2. Варфоломеева А.О., Коряковский А.В, Романов В.П. Информационные системы предприятия. М.: Инфра-М, 2019. 330 с.

3. Зуева, А.Н. Бизнес-процессы: анализ, моделирование, управление: учебное пособие. М.: МИРЭА, 2020.

4. Исаев Г.Н. Управление качеством информационных систем. М.: Инфра-М, 2021. 248 с.

5. Клюев А.С., Ротач В.Я., Кузищин В.Ф. Автоматизация настройки систем управления. М.: Альянс, 2015. 272 c.

6. Лауферман О.В., Лыгина Н.И. Разработка программного продукта: профессиональные стандарты, жизненный цикл, командная работа: учебное пособие. Н.: Новосибирский государственный технический университет, 2019. 75 с.

7. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Теория и практика сопровождения информационных систем: учебное пособие. Магнитогорск, 2018.

8. Мкртычян, Г.А., Шубнякова Н.Г. Принятие управленческих решений: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 140 с.

9. Прасолова Е.А. [и др.]. Инструменты управления качеством проекта программного обеспечения интеграционного комплекса автоматизации // Современные наукоемкие технологии, 2019. № 6. С. 101-107.

10. Стебелев П.Н. [и др.]. Формирование жизненного цикла проекта внедрения технологии RPA на платформе UiPath // Прикладная информатика, 2019. т.14. №6. С. 89-114.

11. Сысоева Л.А. Сатунина А.Е. Управление проектами информационных систем. М.: Инфра-М, 2021. 345 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?