Становление клинической лингвистики: основные направления исследований когнитивно-речевых нарушений
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время когнитивная лингвистика расширяет свое научное поле, заимствуя и адаптируя понятийно-­терминологических аппарат исследований, совершенствуя методики анализа научного объекта, варьируя выбираемые подходы, систематизируя знания по определенным аспектам научного объекта с обособлением новых научных направлений. Также наметилась тенденция в нелингвистических или смежных с когнитивной лингвистикой научных направлениях включать язык и речь в научно-исследовательское поле. Теоретико-методологическая взаимо­связь таких направлений, как когнитивная лингвистика, психофизиология, кардиология и патопсихолингвистика, обусловила необходимость обособления клинической лингвистики как отдельного направления в рамках когнитивистики. Цель – представить обзор и систематизацию исследований отечественных и зарубежных ученых за период 1981–2022 гг. по вопросам речевых нарушений у пациентов с разного рода когнитивными расстройствами. Основу составили работы кардиологов, неврологов и патопсихолингвистов, в которых в качестве главного акцента описаны речевые отклонения. До настоящего времени вопросы речевых нарушений, обусловленные когнитивными особенностями человека, не рассматривались в рамках когнитивной лингвистики. В основном работы проводились с психофизиологических позиций, сводя исследования речевых нарушений в сугубо медицинскую плоскость, предоставляя психологам, неврологам, кардиологам, дефектологам и логопедам значимые данные, позволявшие на их основе учитывать возможные последствия для когнитивно-речевого состояния пациентов при выборе оперативного вмешательства или разрабатывать эффективные программы реабилитации таких пациентов. В нелингвистических направлениях, затрагивающих язык и речь, выявлены терминологическая общность и тенденции в исследованиях, определено сходство методик анализа. Выделено три направления исследований когнитивно-речевых нарушений: 1) связанных с периодом их внутриутробного, интранатального или раннего постнатального развития; 2) вызванных возрастными изменениями; 3) вызванных перенесенным заболеванием или полученной травмой головного мозга. Согласно полученным данным, несмотря на варьирование исследуемых языковых и речевых особенностей пациентов с когнитивными нарушениями, все аспекты языка и речи попадают в научное поле психофизиологии, кардиологии и патопсихолингвистики и выполняются в междисциплинарной парадигме. Представленный аналитический обзор позволяет говорить о некоторой терминологической несогласованности исследований, смежных с когнитивной лингвистикой, в которых рассматриваются язык и речь. Встречаются термины: речевые нарушения, речевые расстройства, речевая дисфункция, речевые дефекты, расстройства речевого развития, расстройства речевых функций, нарушения речевого развития, расстройства развития языка и речи. Кроме того, методики исследования языковых навыков и речевых умений разнятся, язык и речь исследуются при помощи разных тестов. Описаны признаки обособления клинической лингвистики в рамках когнитивных исследований для заполнения существующих теоретико-практических лакун. Центральными задачами клинической лингвистики видятся согласование понятийно-терминологического аппарата исследований, унификация методологии работ и построение единых принципов исследований языка и речи.

Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, клиническая лингвистика, когнитивные нарушения, речевые нарушения, психофизиология, кардиология, патопсихолингвистика
Список литературы

1. Чапля Т. В. Язык как средство социализации. Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 9-14. EDN: SAJATX

2. Попкова Е. Б. Теоретические подходы к исследованию инкультурации как социокультурного процесса. Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 43-48. EDN: PWVVZZ

3. Боровцова Л. А., Иванова Н. Н. Психологическая структура речевых нарушений при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12. С. 292-301. EDN: RVVCZX

4. Гревцова Е. В. Социальные аспекты работы с пожилыми людьми, имеющими речевые нарушения. Логопедия: современный облик и контуры будущего: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Москва, 1-2 ноября 2021 г.) М.: МПГУ, 2021. С. 130-135. EDN: PWWWKB

5. Van Riper C., Emerick L. Speech correction: an introduction to speech pathology and audiology. 8th ed. USA, 1990, 532.

6. Hegde M. N. Introduction to communicative disorder. 3rd ed. Texas: ProEd, Austin, 2001, 517.

7. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с. EDN: QRVENB

8. Dodd B. Evidence-based practice and speech-language pathology: strengths, weaknesses, opportunities and threats. Folia Phoniatr Logop, 2007, 59(3): 118-129. https://doi.org/10.1159/000101770

9. Dennis M. Language disorders in children with central nervous system injury. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 2010, 32(4): 417-432. https://doi.org/10.1080/13803390903164355

10. Степаненко Д. Г., Сагутдинова Э. Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте. Системная интеграция в здравоохранении. 2010. № 2. С. 32-43. EDN: MSSTAH

11. Beitchman J. H., Brownlie E. B., Bao L. Age 31 mental health outcomes of childhood language and speech disorders. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 2014, 53(10): 1102-1110. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2014.07.006

12. Бобкова С. С. Разница подходов в теории и практике коррекции нарушения речи в России и за рубежом. Специальное образование: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2017 г.) СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. Т. II. С. 14-18. EDN: YQCQBP

13. Поздняк В. В. Динамика речевых расстройств и нарушений поведения у детей. Прикладные информационные аспекты медицины. 2018. Т. 21. № 2. С. 100-106. EDN: YWIGNQ

14. Станкевич А. Н., Курякина Т. В. Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ посредством логоритмики. Педагогика и психология: перспективы развития: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 ноября 2020 г.) Чебоксары: Интерактив плюс, 2020. С. 183-185. EDN: BGZPXG

15. Межидова М. Р. Роль клинической лингвистики в лечении языковых нарушений. Вестник Медицинского института. 2021. № 1. С. 70-73. https://doi.org/10.36684/med-2021-19-1-70-73

16. Немкова С. А. Речевые нарушения при детском церебральном параличе: диагностика и коррекция. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2019. Т. 119. № 5. С. 112-119. https://doi.org/10.17116/jnevro2019119051112

17. Козявкин В. И., Шестопалова Л. Ф., Подкорытов В. С. Детские церебральные параличи. Медико-психологические проблемы. Львов: Українські технології, 1999. 144 с.

18. Магомедова А. Н., Магомедова А. А. Особенности речевого развития и коррекции ее нарушения у детей с детским церебральным параличом. Научные тенденции: педагогика и психология: мат-лы XXVI Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 4 ноября 2019 г.) СПб.: МОАН, 2019. С. 51-55. https://doi.org/10.18411/sciencepublic-04-11-2019-16

19. Wing L. Language, social and cognitive impairments in autism and severe mental retardation. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1981, 11(1): 31-44. https://doi.org/10.1007/BF01531339

20. Щукина Д. А. Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра. Специальное образование. 2014. Т. I. № X. С. 230-232.

21. Морозова Т. И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе, ред. С. А. Морозов. М.: СигналЪ, 2003. С. 88-109.

22. Адильжанова М. А., Тишина Л. А. Характеристика коммуникативных профилей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием критериев оценки речевого развития. Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4. С. 89-94. https://doi.org/10.17513/snt.37978

23. Курова А. А. Особенности нарушений речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Молодой ученый. 2021. № 12. С. 241-243. EDN: ICKQQC

24. Скробкина О. В. Проблемы устной и письменной речи детей с аутизмом и особенности логопедической работы в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Детский аутизм: исследования и практика, ред. В. Н. Касаткин. М.: Образование и здоровье, 2008. С. 236-252.

25. Engelhardt E., Grinberg L. T. Alzheimer and vascular brain disease: senile dementia. Dementia & Neuropsychologia, 2015, 9(2): 184-188. https://doi.org/10.1590/1980-57642015DN92000013

26. Fraser K., Meltzer J. A., Rudzicz F. Linguistic features identify Alzheimer's disease in narrative speech. Journal of Alzheimer's Disease, 2015, 49(2): 407-422. https://doi.org/10.3233/JAD-150520

27. Dashtipour K., Tafreshi A., Lee J., Crawley B. Speech disorders in Parkinson's disease: pathophysiology, medical management and surgical approaches. Neurodegenerative disease management, 2018, 8(5): 337-348. https://doi.org/10.2217/nmt-2018-0021

28. Toledo C., Aluisio S. M., dos Santos L. B., Brucki S. M. D., Trés S. E., de Oliveira M. O., Mansur L. L. Analysis of macrolinguistic aspects of narratives from individuals with Alzheimer's disease, mild cognitive impairment, and no cognitive impairment. Alzheimer's & Dementia: Diagnosis, Assessment & Disease Monitoring, 2018, 10(1): 31-40. https://doi.org/10.1016/j.dadm.2017.08.005

29. Арефьева А. П., Скрипкина Н. А., Васенина Е. Е. Речевые нарушения при болезни Паркинсона. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2019. Т. 119. № 9-2. С. 32-36.

30. Banovic S., Zunic L. J., Sinanovic O. Communication difficulties as a result of dementia. Materia Socio-Medica, 2018, 30(3): 221-224. https://doi.org/10.5455/msm.2018.30.221-224

31. Орлова О. С., Бердникович Е. С., Мясникова М. С. Речевые нарушения при болезни Паркинсона. Социально-гуманитарные проблемы современности: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 24 апреля 2020 г.) Белгород: АПНИ, 2020. С. 103-108. EDN: VCSBOR

32. Васенина Е. Е., Левин О. С. Особенности клинической картины и лечения умеренной и тяжелой болезни Альцгеймера. Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2015. Т. 115. № 6-2. С. 17-25. https://doi.org/10.17116/jnevro20151156217-25

33. Яхно Н. Н., Захаров В. В., Локшина А. Б., Коберская Н. Н., Мхитарян Э. А. Деменции. Практическое руководство для врачей. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 272 с. EDN: QLXEDR

34. Можейко Е. Ю. Восстановление речевых нарушений у постинсультных больных: актуальность, проблемы и перспективы. Сибирское медицинское обозрение. 2008. № 2. С. 16-20. EDN: JVMJEJ

35. Гришина Д. А. Нарушения речи при нейродегенеративных заболеваниях. Эффективная фармакотерапия. 2017. № 31. С. 56-61. EDN: ZFVWLF

36. Курушина О. В., Барулин А. Е., Куракова Е. А., Ансаров Х. Ш. Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта. Медицинский совет. 2017. № 5. С. 28-32. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2017-5-28-32

37. Burmakina N. G., Detinko Iu. I., Kulikova L. V., Popova Ya. V. Speech disorders testing: practices of European and Russian clinical linguistics. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2020, 13(12): 1973-1984. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0705

38. Бурмакина Н. Г., Куликова Л. В., Попова Я. В. Интернационализация опыта клинической лингвистики: анализ европейских подходов к тестированию речевых нарушений афазического типа. Политическая лингвистика. 2020. № 4. С. 81-88. https://doi.org/10.26170/pl20-04-10

39. Vidović M., Sinanović O., Sabaskić L., Haticić A., Brkić E. Incidence and types of speech disorders in stroke patients. Acta Clinica Croatica, 2011, 50(4): 491-494.

40. Bellinger D. C., Wypij D., Kuban K. C. K., Rappaport L. A., Hickey P. R., Wernovsky G., Jonas R. A., Newburger J. W. Develop­mental and neurological status of children at 4 years of age after heart surgery with hypothermic circulatory arrest or low-flow cardiopulmonary bypass. Circulation, 1999, 100(5): 526-532. https://doi.org/10.1161/01.cir.100.5.526

41. Puosi R., Korkman M., Sarajuuri A., Jokinen E., Mildh L., Mattila I., Lönnqvist T. Neurocognitive development and behavioral outcome of 2-year-old children with univentricular heart. Journal of the International Neuropsychological Society, 2011, 17(6): 1094-1103. https://doi.org/10.1017/S135561771100110X

42. Brosig C., Mussatto K., Hoffman G., Hoffmann R. G., Dasgupta M., Tweddell J., Ghanayem N. Neurodevelopmental outcomes for children with hypoplastic left heart syndrome at the age of 5 years. Pediatric Cardiology, 2013, 34: 1597-1604. https://doi.org/10.1007/s00246-013-0679-3

43. Fourdain S. S., St-Denis A., Harvey J., Birca A., Carmant L., Gallagher A., Trudeau N. Language development in children with congenital heart disease aged 12-24 months. European Jornal Paediatric Neurology, 2019, 23(3): 491-499. https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2019.03.002

44. Scherwitz L., Graham L. E. II, Grandits G., Billings J. Speech characteristics and coronary heart disease incidence in the multiple risk factor intervention trial. Journal of Behavioral Medicine, 1990, 13(1): 75-91. https://doi.org/10.1007/BF00844900

45. Hemphill L., Uccelli P., Winner K., Chang C.-j., Bellinger D. Narrative discourse in young children with histories of early corrective heart surgery. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2002, 45(2): 318-331. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2002/025)

46. Hövels-Gürich H. H., Bauer S. B., Schnitker R., Willmes-von Hinckeldey K., Messmer B. J., Seghaye M.-C., Huber W. Long-term outcome of speech and language in children after corrective surgery for cyanotic or acyanotic cardiac defects in infancy. European Journal of Paediatric Neurology, 2008, 12(5): 378-386. https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2007.10.004

47. Hicks M. S., Sauve R. S., Robertson C. M. T., Joffe A. R., Alton G., Creighton D., Ross D. B., Rebeyka I. M. Early childhood language outcomes after arterial switch operation: a prospective cohort study. Springerplus, 2016, 5(1). https://doi.org/10.1186/s40064-016-3344-5

48. Sommariva G., Zilli T., Crescentini C., Marini A., Pilotto C., Venchiarutti M., Gortan A. J., Fabbro F., Cogo P. Toward a characterization of language development in children with congenital heart disease: a pilot study. Child Neuropsychology, 2020, 26(1): 1-14. https://doi.org/10.1080/09297049.2019.1617261

49. Turner T., El Tobgy N., Russell K., Day C., Cheung K., Proven S., Ricci M. Language abilities in preschool children with critical CHD: a systematic review. Cardiology in the Young, 2022, 32(5): 683-693. https://doi.org/10.1017/S1047951122001330

50. Wernovsky G., Stiles K. M., Gauvreau K., Gentles T. L., duPlessis A. J., Bellinger D. C., Walsh A. Z., Jonas R. A., Mayer J. E. Jr., Newburger J. W. Cognitive development after the Fontan operation. Circulation, 2000, 102(8): 883-889. https://doi.org/10.1161/01.cir.102.8.883

51. Murray L. L. Cognitive and communicative consequences of cardiovascular disease. Perspectives on Neurophysiology and Neurogenic Speech and Language Disorders, 2008, 18(4): 152-161. https://doi.org/10.1044/nnsld18.4.152


Войти или Создать
* Забыли пароль?