Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (кафедра менеджмента и бизнес-технологий, доцент)
сотрудник с 06.03.1999 по 31.08.2018
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Россия
Проблемы этичности в рекламе возникли одновременно с появлением рекламной деятельности и, несмотря на многовековую историю рекламы, развитие и совершенствование ее регулирования по-прежнему остается острой проблемой во всем мире. В РФ эти проблемы проявляются сильнее из-за активного развития рекламной деятельности в постсоветсткий период. Цель – сопоставить оценки степени этичности спорных рекламных сообщений с точки зрения потребителей и с точки зрения экспертов, представляющих органы саморегулирования рекламной деятельности. Проанализирована динамика российского рынка рекламы и данные о нарушениях ФЗ «О рекламе», выявленных Федеральной антимонопольной службой; конкретизировано понятие неэтичной рекламы и ее признаки; охарактеризованы процессы и инструменты оценки спорной рекламы в РФ. Путем опроса потребителей проведена оценка степени этичности ряда спорных рекламных сообщений, широко распространяемых на территории РФ. Результаты потребительской оценки сопоставлены с оценкой экспертов Комитета по рассмотрению жалоб потребителей, обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный Совет"». Предложены перспективные направления саморегулирования этических аспектов рекламы: организация общественного контроля, просветительские и образовательные мероприятия, профессиональная экспертиза рекламы до начала ее распространения.
реклама, этика рекламы, неэтичная реклама, саморегулирование рекламной деятельности, экспертиза рекламы
1. Шадрин В. Г., Коновалова О. В., Шемчук М. А. Использование бессознательного в маркетинговых коммуникациях потребителя с брендом. Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 11. С. 2289-2300. https://doi.org/10.18334/ce.13.11.41352
2. Аниськина Н. В. Ценностная картина мира потребителя современной рекламы. Медиаскоп. 2015. № 1. EDN: TNIBOT
3. Ковалева А. В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности. Society and Security Insights. 2018. Т. 1. № 1. С. 65-72. https://doi.org/10.14258/ssi(2018)1-05
4. Кошетарова Л. Н. Проблемы этики в Российской рекламе. Никоновские чтения: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. культурологического форума в память о заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой (Чебоксары, 22 апреля 2016 г.) Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2016. Т. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения. С. 143-148. EDN: WIVVRZ
5. Кошетарова Л. Н. Рекламное воздействие в контексте современной морали. Культура и антикультура: проблемы философской антропологии. Мудрость и глупость. Добродетели и пороки: колл. мон. по мат-лам междунар. науч.-методолог. конф. «Селивановские чтения» (Тюмень, 27 июня 2019 г.) Тюмень: ТИУ, 2019. С. 161-169. EDN: UZQKLU
6. Вольнова А. К., Зайцева Е. А. Этический аспект влияния рекламы на детей и подростков. Мир коммуникаций: тенденции и перспективы. Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2019. С. 15-19. EDN: WAAXDF
7. Родионова Н. В., Карелина Т. А. Неэтичная реклама как угроза духовно-нравственной безопасности. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2021. № 3. С. 122-140. EDN: MUTFFX
8. Ивлева М. И. Этика и рынок: этический аспект рекламы. Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 186-197. EDN: MPXDBP
9. Ипатьева И. А. Социально-этическая основа рекламного манипулирования общественным мнением. Живая психология. 2017. Т. 4. № 1. С. 43-48. https://doi.org/10.18334/lp.4.1.37892
10. Холодилов А. А. Реклама в России и ее соответствие нормам этики. Научно-практические исследования. 2018. № 4. С. 148-149. EDN: YATUZF
11. Татаринов К. А., Музыка С. М. Психологическое манипулирование в рекламе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 179-182. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0040
12. Руткевич С. А. Этика, психологическая культура рекламы: образцы для неподражания. Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: cб. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Пинск, 26-27 апреля 2012 г.) Пинск: ПолесГУ, 2012. С. 248-250. EDN: CNSNTF
13. Уэллс У., Мориарти С., Бернетт Дж. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 2008. 738 с. EDN: SDRHCH
14. Акопьянц А. С. Этическая культура рекламы. Идеи и идеалы. 2012. Т. 1. № 1. С. 122-130. EDN: OWYFXV
15. Чаплыгина А. Ю., Чаплыгин А. С. Неэтичная реклама как вид ненадлежащей рекламы. Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: Мат-лы XV Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 24 сентября 2018 г.) Ростов н/Д: Южный университет (ИУБиП), 2018. С. 20-25. EDN: YODDYT
16. Московчук Л. С. Этические проблемы рекламных коммуникаций. Парадигма: философско-культурологический альманах. 2021. № 35. С. 144-154. EDN: UGYQEC
17. Московчук Л. С. Перспективы этики в цифровой цивилизации. Информация-Коммуникация-Общество. 2019. Т. 1. С. 214-218. EDN: YVODSX
18. Дорский А. Ю. Этические проблемы рекламы в практике АМИ «Рекламный совет». Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. мат-лов 60 Междунар. науч. форума. (Санкт-Петербург, 30 июня - 2 июля 2021 г.) СПб.: Медиапапир, 2021. С. 148-150. EDN: FFASIC
19. Бостанджян Э. К., Пальчик С. С. Этика профессиональной деятельности: реклама и связи с общественностью. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2019. 104 с. EDN: UKMVDY
20. Григорьев Д. А. Законы рекламы. Право для маркетинга. Правовые основы рекламы в России и СНГ. М.: Инфотропик, 2017. 284 с.
21. Захаров А. В., Шишкин С. И. Организационно-правовые проблемы деятельности органов ФАС по оценке этичности рекламы. Правотворчество, правоприменение и правосознание: состояние и перспективы развития: сб. докл. VII Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 28-29 мая 2021 г.) Хабаровск: ДвГУПС, 2021. С. 118-122. EDN: IQRPXJ
22. Грицюта Н. Н. Формирование этики рекламы: национальный и международный опыт. Universum: общественные науки. 2015. № 5. С. 2-11. EDN: TTTWTB
23. Грицюта Н. Н. Профессиональная этика PR-деятельности: сущность понятия, принципы. European Research. 2015. № 3. С. 67-71. EDN: TTCCXJ
24. Костромина Е. А. Нарушение этических норм в рекламном дискурсе. Центральный научный вестник. 2019. Т. 4. № 6. С. 39-41. EDN: ZAKFZB
25. Дмитриева Н. В. Неэтичная реклама как инструмент недобросовестной конкуренции: вопросы экспертной оценки. Конкуренция и монополия: cб. мат-лов IV Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов, науч.-пед. работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. (Кемерово, 20-21 октября 2021 г.) Кемерово: КузГТУ имени Т. Ф. Горбачева, 2021. С. 51-54. EDN: YCLXTW