с 01.01.2007 по 01.01.2022
Пенза, Пензенская область, Россия
В последнее время большое внимание уделяется поддержке отечественного высшего образования, что позволяет вузам активно конкурировать друг с другом как на всероссийском, так и на мировом пространстве. Существует множество рейтингов вузов как международных, так и национальных, которые позволяют определить ведущие университеты мира (страны), обладающие наивысшим уровнем конкурентоспособности. У рейтингов есть как положительные стороны, так и отрицательные. Вузы сравниваются по многим критериям, например, таким как: академическая репутация, востребованность выпускников на рынке труда, нетворкинг, качество образования, международное признание, количество иностранных студентов и др. В представленной статье рассмотрены различные рейтинги вузов и критерии, по которым они составляются, а также оцениваются перспективы участия российских университетов в мировом рейтинговании в сложившихся условиях развития общества.
университет, высшее образование, статистические показатели деятельности вузов, рейтинг, международные рейтинги вузов, национальные рейтинги вузов, перспективы
В современном мире огромное значение имеют проблемы развития высшего образования, в первую очередь, повышения его качества. По сравнению с США и развитыми европейскими странами, государственные расходы на высшее образование в России ниже, что негативным образом отражается на ряде важных показателей деятельности отечественных университетов, таких как материально-техническое обеспечение вузов, качество образования, уровень подготовки выпускников, их востребованность работодателями и др. Перечисленные показатели во многих национальных и мировых рейтингах являются ключевыми критериями рейтингования, что обеспечивает американским и английским вузам высокие позиции. Данные обстоятельства объясняют незначительный успех российских университетов в международных рейтингах.
Цель представленной статьи заключается в рассмотрении существующих рейтингов высших учебных заведений, а также оценке позиций российских университетов в международных рейтингах и перспектив их участия в мировом рейтинговании.
Для выявления общих тенденций развития университетов нашей страны рассмотрим основные статистические показатели их деятельности. В табл. 1 представлены данные относительно количества вузов, численности студентов, количества принятых и выпущенных за несколько последних лет.
Таблица 1
Основные статистические показатели деятельности российских вузов [3]
Годы |
Количество вузов, ед. |
Численность студентов, чел. |
Принято, чел. |
Выпущено, чел. |
2013 |
969 |
5 646 671 |
1 241 335 |
1 290 970 |
2014 |
- |
5 209 019 |
1 191 720 |
1 226 156 |
2015 |
896 |
4 766 479 |
1 221 791 |
1 300 471 |
2016 |
818 |
4 399 487 |
1 157 844 |
1 161 079 |
2017 |
766 |
4 245 885 |
1 141 988 |
969 489 |
2018 |
741 |
4 161 672 |
1 147 932 |
933 153 |
2019 |
724 |
4 068 327 |
1 129 381 |
908 645 |
2020 |
705 |
4 049 333 |
1 093 345 |
844 980 |
По данным табл., с каждым годом количество студентов и вузов уменьшается. Количество вузов с 2013 по 2020 г. уменьшилось на 27%. Численность студентов в эти же годы сократилась на 28%. Количество принятых в вузы в 2020 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 12%, а количество выпускников сократилось на 35%.
К настоящему времени в сфере образования накоплен большой опыт по оценке качества высшего образования, сформированы необходимые механизмы её проведения в виде различных технологических процедур. Одними из таких являются многочисленные рейтинги. Рейтинги отличают относительная простота подсчёта результатов, периодичность, рентабельность обсуждения деятельности образовательной организации в целом и отдельных её подразделений, нормативно-ориентированный подход к процессу обучения. Однако существуют и недостатки. Рейтинг чаще учитывает количественный фактор, данные, согласно которым проводится рейтингование, не всегда достоверны, оценка отличается одномерностью и упрощённым подходом, часто сравниваются несопоставимые объекты, например, огромные классические университеты и камерные вузы искусств [2].
Среди авторитетных мировых рейтингов вузов можно выделить следующие: Times Higher Education (THE), британский Quacquarelli Symonds (QS), шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU). Присутствие вуза в подобных рейтингах свидетельствует о его узнаваемости за пределами России.
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 г. в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран (табл. 2). Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
Таблица 2
Российские вузы в рейтинге
Times Higher Education World University Rankings – 2021 [6]
№ п/п |
Вуз |
Место в мире |
Место в России |
1 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
174 |
1 |
2 |
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
201-250 |
2 |
3 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
301-350 |
4 |
4 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
301-350 |
3-4 |
5 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
401-500 |
5 |
6 |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
401-500 |
5 |
7 |
Санкт-Петербургский горный университет |
401-500 |
5 |
8 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
501-600 |
6 |
9 |
Национальный исследовательский университет ИТМО |
501-600 |
6 |
10 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
601-800 |
7 |
Составители рейтинга лучших вузов мира QS World University Rankings оценивают университеты по шести показателям: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Для того, чтобы участвовать в рейтинге университет должен реализовывать программы бакалавриата и постдипломные программы, как минимум, в двух широких предметных областях (например, искусство и социальные дисциплины, инженерное дело и технология, право и бизнес). Рейтинг QS уделяет внимание репутации вузов в академической среде. Лидерами рейтинга QS в течение многих лет стабильно являются вузы США и Великобритании (табл. 3).
Таблица 3
Топ-10 рейтинга университетов мира QS World University Rankings – 2021 и место МГУ им. М.В. Ломоносова в данном рейтинге [5]
Рейтинг в мире |
Учрежде-ние |
Страна |
Балл |
Ака-де-мич. репута-ция |
Индекс цити-рования на 1 препо-давателя |
Репута-ция среди работо-дателей |
Соот-ноше-ние Студент/ препо-дава-тель |
% иност-ранных препо-давате-лей |
% иност-ранных студен-тов |
1 |
США |
100 |
100 |
99,1 |
100 |
100 |
100 |
91,9 |
|
2 |
США
|
98,4 |
100 |
98,1 |
100 |
100 |
99,7 |
63,6 |
|
3 |
США
|
97,9 |
100 |
99,1 |
100 |
98,6 |
85,2 |
69,9 |
|
4 |
США
|
97 |
97 |
99,9 |
82,8 |
100 |
100 |
88,2 |
|
5 |
Великобритания
|
96,7 |
100 |
81,3 |
100 |
100 |
99,4 |
98,3 |
|
6 |
ETH Zurich (Swiss Federal Institute of Technology) |
Швейцария |
95 |
98,7 |
96,4 |
96,6 |
80,8 |
100 |
97,9 |
7 |
Великобритания
|
94,3 |
100 |
69,2 |
100 |
100 |
100 |
97,4 |
|
8 |
Великобритания
|
93,6 |
98,5 |
68,6 |
99,8 |
99,9 |
100 |
100 |
|
9 |
США
|
93,1 |
99,4 |
86,3 |
91,3 |
94,4 |
67,1 |
82,6 |
|
10 |
Великобритания
|
92,9 |
99,4 |
65,4 |
98,3 |
98,4 |
99,3 |
100 |
|
74 |
Lomonosov Moscow State University |
Россия
|
65,9 |
77,3 |
7,4 |
82,8 |
99,8 |
20,1 |
76,8 |
Сравнив различные рейтинги, можно сделать вывод, что одним из лучших вузов в России является МГУ имени М.В. Ломоносова. Однако в мировых рейтингах этот университет занимает лишь 74 место. Другие российские вузы не входят даже в первую сотню таких рейтингов.
Существует также рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В нем участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список (табл. 4). Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе, количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
Таблица 4
Российские университеты в рейтинге
ShanghaiRanking’s Academic Ranking of World Universities – 2021 [6]
№ п/п |
Вузы |
Место в мире |
Место в России |
1 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
97 |
1 |
2 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
301-400 |
2 |
3 |
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
501-600 |
3 |
4 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
601-700 |
4 |
5 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
601-700 |
4 |
6 |
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
701-800 |
5 |
7 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
701-800 |
5 |
8 |
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова |
801-900 |
6 |
9 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
901-1000 |
7 |
Одним из национальных рейтингов российских вузов является рейтинг, составленный журналом Forbes (табл. 5), в котором оцениваются четыре параметра: [4]
- востребованность у работодателей (30 баллов);
- нетворкинг (30 баллов);
- качество образования (30 баллов);
- международное признание (10 баллов).
Для оценки критерия востребованности у работодателей Forbes Education провёл опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 гг. Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.
Построение полезных связей – значимый критерий при выборе университета. Для оценки качества нетворкинга в вузе Forbes Education учитывал средний уровень ЕГЭ студентов, популярность вуза среди детей элиты и долю выпускников среди победителей рейтинга «30 до 30» 2021 г.
Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.
Международное признание. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трём рейтингам и перевёл результат в 10-балльную систему.
Таблица 5
Топ-10 рейтинга лучших вузов России по версии Forbes – 2021 [4]
№ п/п |
Название |
Качество обра-зования (30) |
Нетвор-кинг (30) |
Работо-датели (30) |
Междунар. признание (10) |
Итого |
1 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
24,24 |
28,77 |
26,35 |
6,43 |
85,78 |
2 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
15,72 |
28,34 |
24,47 |
10,00 |
78,53 |
3 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
27,63 |
19,13 |
21,58 |
5,71 |
74,05 |
4 |
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
19,24 |
20,71 |
23,68 |
7,86 |
71,50 |
5 |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
20,11 |
17,54 |
20,53 |
4,29 |
62,47 |
6 |
Национальный исследовательский университет ИТМО |
24,71 |
18,77 |
14,28 |
4,29 |
62,03 |
7 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
22,90 |
16,50 |
16,28 |
2,86 |
58,53 |
8 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
13,05 |
17,81 |
22,52 |
5,00 |
58,38 |
9 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
17,98 |
20,18 |
12,35 |
6,43 |
56,94 |
10 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
18,66 |
16,74 |
12,63 |
4,29 |
52,31 |
Данные табл. свидетельствуют о том, что ведущий университет нашей страны МГУ им. М.В. Ломоносова в этом рейтинге занимает второе место, уступая лидерство НИУ «ВШЭ» по таким показателям, как: качество образования, нетворкинг и востребованность выпускников.
Если рассматривать различные национальные рейтинги российских университетов, рейтинги, составленные по тем или иным критериям, то распределение мест будет меняться, в каких-то рейтингах МГУ им. М.В. Ломоносова занимает первые места, в каких-то – лидирующие позиции принадлежат другим ведущим вузам страны.
Необходимо отметить, что в современных условиях развития мирового сообщества российские университеты в процессе своей деятельности сталкиваются и вынуждены решать проблемы, представляющие угрозы для вузов не только на протяжении последних лет, но и возникающие вновь под влиянием различных факторов. Изменяющиеся политические, экономические, эпидемиологические условия ставят перед российскими университетами новые серьезные проблемы, среди которых: необходимость освоения, внедрения и использования новых образовательных технологий; снижение качества образования в результате использования дистанционных технологий обучения; возникновение угрозы снижения репутации вузов или даже прекращения их существования; рост необходимости сохранения и повышения репутации университетов; отсутствие перспектив участия вузов России в мировых рейтингах и др.
Правительство РФ и Министерство науки и высшего образования РФ, учитывая обозначенные обстоятельства и необходимость решения отмеченных проблем, предпринимает возможные меры, в числе которых: реализация программы «Приоритет-2030»; разработка и составление Московского международного рейтинга «Три миссии университета»; подготовка государственного рейтинга университетов; разработка нового проекта «Университетская лига Science Slam» и др.
Таким образом, повышение государственной поддержки российских университетов и развитие системы высшего образования в нашей стране предоставляет вузам возможности преодолеть возникающие трудности, а также получать перспективы развиваться и повышать ключевые показатели своей деятельности, что будет способствовать усилению конкурентоспособности российских высших учебных заведений.
1. Абакумова Н.Н. Мониторинговое исследование оценки эффективности участия российских вузов в мировых рейтингах [Текст] / Н.Н. Абакумова // Глобальный научный потенциал. - 2020. - №3(108). - С. 8-11.
2. Джуманова Л.А. Рейтинг как показатель качества образовательной деятельности: критерии рейтингования вузов искусств [Текст] / Л.А. Джуманова, Н.И. Тарасевич // Научный вестник Московской консерватории. - 2020. - №1(40). - С. 8-21.
3. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс] // URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/ (дата обращения: 30.05.2022).
4. Рейтинг лучших университетов России 2021 по версии Forbes [Электронный ресурс] // URL: https://education.forbes.ru/authors/rating-vuzov-2021 (дата обращения: 30.05.2022).
5. Рейтинг университетов мира QS [Электронный ресурс] // URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/ (дата обращения: 30.05.2022).
6. Рейтинги вузов [Электронный ресурс] // URL: https://www.ucheba.ru/for-abiturients/vuz/rankings (дата обращения: 30.05.2022).
7. Эбзеева Ю.Н. Реализация стратегий российских вузов в условиях международных рейтингов [Текст] / Ю.Н. Эбзеева, Л.Н. Гишкаева // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2022. - №1. - С. 7-19.