СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЙТИНГАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ УЧАСТИЯ В МИРОВОМ РЕЙТИНГОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В последнее время большое внимание уделяется поддержке отечественного высшего образования, что позволяет вузам активно конкурировать друг с другом как на всероссийском, так и на мировом пространстве. Существует множество рейтингов вузов как международных, так и национальных, которые позволяют определить ведущие университеты мира (страны), обладающие наивысшим уровнем конкурентоспособности. У рейтингов есть как положительные стороны, так и отрицательные. Вузы сравниваются по многим критериям, например, таким как: академическая репутация, востребованность выпускников на рынке труда, нетворкинг, качество образования, международное признание, количество иностранных студентов и др. В представленной статье рассмотрены различные рейтинги вузов и критерии, по которым они составляются, а также оцениваются перспективы участия российских университетов в мировом рейтинговании в сложившихся условиях развития общества.

Ключевые слова:
университет, высшее образование, статистические показатели деятельности вузов, рейтинг, международные рейтинги вузов, национальные рейтинги вузов, перспективы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современном мире огромное значение имеют проблемы развития высшего образования, в первую очередь, повышения его качества. По сравнению с США и развитыми европейскими странами, государственные расходы на высшее образование в России ниже, что негативным образом отражается на ряде важных показателей деятельности отечественных университетов, таких как материально-техническое обеспечение вузов, качество образования, уровень подготовки выпускников, их востребованность работодателями и др. Перечисленные показатели во многих национальных и мировых рейтингах являются ключевыми критериями рейтингования, что обеспечивает американским и английским вузам высокие позиции. Данные обстоятельства объясняют незначительный успех российских университетов в международных рейтингах.

Цель представленной статьи заключается в рассмотрении существующих рейтингов высших учебных заведений, а также оценке позиций российских университетов в международных рейтингах и перспектив их участия в мировом рейтинговании.

Для выявления общих тенденций развития университетов нашей страны рассмотрим основные статистические показатели их деятельности. В табл. 1 представлены данные относительно количества вузов, численности студентов, количества принятых и выпущенных за несколько последних лет.

Таблица 1

Основные статистические показатели деятельности российских вузов [3]

Годы

Количество вузов, ед.

Численность студентов, чел.

Принято, чел.

Выпущено, чел.

2013

969

5 646 671

1 241 335

1 290 970

2014

-

5 209 019

1 191 720

1 226 156

2015

896

4 766 479

1 221 791

1 300 471

2016

818

4 399 487

1 157 844

1 161 079

2017

766

4 245 885

1 141 988

969 489

2018

741

4 161 672

1 147 932

933 153

2019

724

4 068 327

1 129 381

908 645

2020

705

4 049 333

1 093 345

844 980

 

По данным табл., с каждым годом количество студентов и вузов уменьшается. Количество вузов с 2013 по 2020 г. уменьшилось на 27%. Численность студентов в эти же годы сократилась на 28%. Количество принятых в вузы в 2020 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 12%, а количество выпускников сократилось на 35%.

К настоящему времени в сфере образования накоплен большой опыт по оценке качества высшего образования, сформированы необходимые механизмы её проведения в виде различных технологических процедур. Одними из таких являются многочисленные рейтинги. Рейтинги отличают относительная простота подсчёта результатов, периодичность, рентабельность обсуждения деятельности образовательной организации в целом и отдельных её подразделений, нормативно-ориентированный подход к процессу обучения. Однако существуют и недостатки. Рейтинг чаще учитывает количественный фактор, данные, согласно которым проводится рейтингование, не всегда достоверны, оценка отличается одномерностью и упрощённым подходом, часто сравниваются несопоставимые объекты, например, огромные классические университеты и камерные вузы искусств [2].

Среди авторитетных мировых рейтингов вузов можно выделить следующие: Times Higher Education (THE), британский Quacquarelli Symonds (QS), шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU). Присутствие вуза в подобных рейтингах свидетельствует о его узнаваемости за пределами России.

Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 г. в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран (табл. 2). Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Таблица 2

Российские вузы в рейтинге

Times Higher Education World University Rankings – 2021 [6]

№ п/п

Вуз

Место  в мире

Место в России

1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

174

1

2

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

201-250

2

3

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

301-350

4

4

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

301-350

3-4

5

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

401-500

5

6

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

401-500

5

7

Санкт-Петербургский горный университет

401-500

5

8

Национальный исследовательский Томский государственный университет

501-600

6

9

Национальный исследовательский университет ИТМО

501-600

6

10

Казанский (Приволжский) федеральный университет

601-800

7

 

Составители рейтинга лучших вузов мира QS World University Rankings оценивают университеты по шести показателям: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Для того, чтобы участвовать в рейтинге университет должен реализовывать программы бакалавриата и постдипломные программы, как минимум, в двух широких предметных областях (например, искусство и социальные дисциплины, инженерное дело и технология, право и бизнес). Рейтинг QS уделяет внимание репутации вузов в академической среде. Лидерами рейтинга QS в течение многих лет стабильно являются вузы США и Великобритании (табл. 3).

Таблица 3

Топ-10 рейтинга университетов мира QS World University Rankings – 2021 и место МГУ им. М.В. Ломоносова в данном рейтинге [5]

Рейтинг в мире

Учрежде-ние

Страна

Балл

Ака-де-мич. репута-ция

Индекс цити-рования на 1 препо-давателя

Репута-ция среди работо-дателей

Соот-ноше-ние Студент/ препо-дава-тель

% иност-ранных препо-давате-лей

% иност-ранных студен-тов

1

MIT

США

100

100

99,1

100

100

100

91,9

2

Стэнфордский Университет

США

 

98,4

100

98,1

100

100

99,7

63,6

3

Гарвардский Университет

США

 

97,9

100

99,1

100

98,6

85,2

69,9

4

Калифорнийский технологический институт

США

 

97

97

99,9

82,8

100

100

88,2

5

Оксфордский университет

Великобритания

 

96,7

100

81,3

100

100

99,4

98,3

6

ETH Zurich (Swiss Federal Institute of Technology)

Швейцария

95

98,7

96,4

96,6

80,8

100

97,9

7

Кембриджский университет

Великобритания

 

94,3

100

69,2

100

100

100

97,4

8

Имперский колледж Лондона (Imperial College London)

Великобритания

 

93,6

98,5

68,6

99,8

99,9

100

100

9

Чикагский Университет

США

 

93,1

99,4

86,3

91,3

94,4

67,1

82,6

10

UCL Университетский колледж Лондона, Лондонский университет

Великобритания

 

92,9

99,4

65,4

98,3

98,4

99,3

100

74

Lomonosov Moscow State University

Россия

 

65,9

77,3

7,4

82,8

99,8

20,1

76,8

 

Сравнив различные рейтинги, можно сделать вывод, что одним из лучших вузов в России является МГУ имени М.В. Ломоносова. Однако в мировых рейтингах этот университет занимает лишь 74 место. Другие российские вузы не входят даже в первую сотню таких рейтингов.

Существует также рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В нем участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список (табл. 4). Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе, количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Таблица 4

Российские университеты в рейтинге

ShanghaiRanking’s Academic Ranking of World Universities – 2021 [6]

№ п/п

Вузы

Место в мире

Место в России

1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

97

1

2

Санкт-Петербургский государственный университет

301-400

2

3

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

501-600

3

4

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

601-700

4

5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

601-700

4

6

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

701-800

5

7

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

701-800

5

8

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

801-900

6

9

Национальный исследовательский Томский государственный университет

901-1000

7

 

Одним из национальных рейтингов российских вузов является рейтинг, составленный журналом Forbes (табл. 5), в котором оцениваются четыре параметра: [4]

  • востребованность у работодателей (30 баллов);
  • нетворкинг (30 баллов);
  • качество образования (30 баллов);
  • международное признание (10 баллов).

Для оценки критерия востребованности у работодателей Forbes Education провёл опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 гг. Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.

Построение полезных связей – значимый критерий при выборе университета. Для оценки качества нетворкинга в вузе Forbes Education учитывал средний уровень ЕГЭ студентов, популярность вуза среди детей элиты и долю выпускников среди победителей рейтинга «30 до 30» 2021 г.

Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.

Международное признание. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трём рейтингам и перевёл результат в 10-балльную систему.

Таблица 5

Топ-10 рейтинга лучших вузов России по версии Forbes – 2021 [4]

п/п

Название

Качество обра-зования (30)

Нетвор-кинг (30)

Работо-датели (30)

Междунар. признание (10)

Итого

1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

24,24

28,77

26,35

6,43

85,78

2

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

15,72

28,34

24,47

10,00

78,53

3

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

27,63

19,13

21,58

5,71

74,05

4

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

19,24

20,71

23,68

7,86

71,50

5

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

20,11

17,54

20,53

4,29

62,47

6

Национальный исследовательский университет ИТМО

24,71

18,77

14,28

4,29

62,03

7

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

22,90

16,50

16,28

2,86

58,53

8

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

13,05

17,81

22,52

5,00

58,38

9

Санкт-Петербургский государственный университет

17,98

20,18

12,35

6,43

56,94

10

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

18,66

16,74

12,63

4,29

52,31

 

Данные табл. свидетельствуют о том, что ведущий университет нашей страны МГУ им. М.В. Ломоносова в этом рейтинге занимает второе место, уступая лидерство НИУ «ВШЭ» по таким показателям, как: качество образования, нетворкинг и востребованность выпускников.

Если рассматривать различные национальные рейтинги российских университетов, рейтинги, составленные по тем или иным критериям, то распределение мест будет меняться, в каких-то рейтингах МГУ им. М.В. Ломоносова занимает первые места, в каких-то – лидирующие позиции принадлежат другим ведущим вузам страны.

Необходимо отметить, что в современных условиях развития мирового сообщества российские университеты в процессе своей деятельности сталкиваются и вынуждены решать проблемы, представляющие угрозы для вузов не только на протяжении последних лет, но и возникающие вновь под влиянием различных факторов. Изменяющиеся политические, экономические, эпидемиологические условия ставят перед российскими университетами новые серьезные проблемы, среди которых: необходимость освоения, внедрения и использования новых образовательных технологий; снижение качества образования в результате использования дистанционных технологий обучения; возникновение угрозы снижения репутации вузов или даже прекращения их существования; рост необходимости сохранения и повышения репутации университетов; отсутствие перспектив участия вузов России в мировых рейтингах и др.

Правительство РФ и Министерство науки и высшего образования РФ, учитывая обозначенные обстоятельства и необходимость решения отмеченных проблем, предпринимает возможные меры, в числе которых: реализация программы «Приоритет-2030»; разработка и составление Московского международного рейтинга «Три миссии университета»; подготовка государственного рейтинга университетов; разработка нового проекта «Университетская лига Science Slam» и др.

Таким образом, повышение государственной поддержки российских университетов и развитие системы высшего образования в нашей стране предоставляет вузам возможности преодолеть возникающие трудности, а также получать перспективы развиваться и повышать ключевые показатели своей деятельности, что будет способствовать усилению конкурентоспособности российских высших учебных заведений.

Список литературы

1. Абакумова Н.Н. Мониторинговое исследование оценки эффективности участия российских вузов в мировых рейтингах [Текст] / Н.Н. Абакумова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – №3(108). – С. 8-11.

2. Джуманова Л.А. Рейтинг как показатель качества образовательной деятельности: критерии рейтингования вузов искусств [Текст] / Л.А. Джуманова, Н.И. Тарасевич // Научный вестник Московской консерватории. – 2020. – №1(40). – С. 8-21.

3. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс] // URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/ (дата обращения: 30.05.2022).

4. Рейтинг лучших университетов России 2021 по версии Forbes [Электронный ресурс] // URL: https://education.forbes.ru/authors/rating-vuzov-2021 (дата обращения: 30.05.2022).

5. Рейтинг университетов мира QS [Электронный ресурс] // URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/ (дата обращения: 30.05.2022).

6. Рейтинги вузов [Электронный ресурс] // URL: https://www.ucheba.ru/for-abiturients/vuz/rankings (дата обращения: 30.05.2022).

7. Эбзеева Ю.Н. Реализация стратегий российских вузов в условиях международных рейтингов [Текст] / Ю.Н. Эбзеева, Л.Н. Гишкаева // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2022. – №1. – С. 7-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?