РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С целью модернизации региональной промышленности были основаны региональные фонды развития промышленности (ФРП), которые способствуют организации новых производств и обеспечению импортозамещения на территории регионов Российской Федерации. Присутствуют особенности реализации региональной промышленной политики и механизмы поддержки промышленной инфраструктуры. Фонд развития промышленности предлагает различные возможности финансирования и поддержки проектов промышленности. В 2018 г. Государственным советом РФ был разработан отчет о развитии промышленного потенциала регионов Российской Федерации.

Ключевые слова:
фонд развития промышленности, региональная промышленная политика, развитие промышленности, региональный фонд развития промышленности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Для определения механизмов работы региональной промышленной политики в первую очередь необходимо определить, в чем заключается региональное развитие и как оно осуществляется. Региональное развитие находится под влиянием глобальных процессов, таких как ускоренный рост населения, потребление товаров и углубление диспропорций в распределении богатств и доступных природных и человеческих ресурсов. Экономическая поляризация представляет собой процесс, присутствующий на глобальном, национальном и региональном уровнях. К преимуществам разработки политики на региональном уровне по сравнению с выработкой политики из центра относятся возможность тесной координации между различными субъектами, эффективное использование ресурсов, знание региональных проблем и признание определенного регионального преимущества. Европейские тенденции отражают общее убеждение, что экономический рост, самоподдерживающееся восстановление, качество государственных услуг и демократическое участие граждан более эффективны, если властные институты в значительной степени не централизованы.

Региональное развитие представляет собой сложный процесс, предполагающий междисциплинарный подход, который необходимо адаптировать к конкретным условиям каждого отдельного региона. В этом отношении не существует предпринимательской региональной политики, которую можно было бы непосредственно применить к другим регионам. Итак, региональное развитие – это динамичный процесс, в котором мы не можем просто делать имитацию или копирование других успешных кейсов регионального развития.

Однако в некоторой степени можно использовать некоторые успешные стратегии регионального развития одного региона и применить их к другому региону, имеющему схожие географические, институциональные, организационные и культурные характеристики. Региональное развитие оказывает влияние на ряд факторов, при этом одни факторы оказывают непосредственное влияние, а другие – опосредованное. Ключевые факторы развития включают: природные, научные теоретические и практические ресурсы, человеческие ресурсы, уровень технологического развития, капитал, институциональная и законодательная база. Другими словами, характер взаимоотношений между государством и регионом, между региональными МСП (малыми и средними предприятиями) и другими компаниями, а также между университетами или исследовательскими центрами и региональными фирмами может быть основным фактором положительного экономического развития области.

 Многочисленные примеры из региона по всему миру подтверждают утверждение о том, что сотрудничество между частными и государственными учреждениями, университетами и местной промышленностью, между правительством и местными корпорациями и фирмами важно для процветания региона. Целями регионального развития являются улучшение развития находящихся под угрозой (сельскохозяйственных и промышленных) регионов, поощрение занятости (посредством переподготовки и борьбы со структурной безработицей), поощрение занятости молодежи и мн. др. Таким образом, региональные программы поддерживают развитие предпринимательской культуры, предпринимательства и местного экономического развития, поощряя различные инновации [1].

Определяющей составной частью всей внутренней политики Российской Федерации является направление развития промышленной политики с ее четкими целями по наращиванию перспективных отраслей для обеспечения конкурентоспособности страны, что, в свою очередь, невозможно достичь без реализации промышленной политики в регионах [2].

В настоящее время процесс проведения промышленной политики реализуется через определенный механизм, который представляет собой наличие и применение определенных правил, инструментов и способов по достижению определенных в текущей повестке целей. Сам по себе механизм реализации промышленной политики - совокупность различных мер государственного воздействия, как экономически, так и организационных, правовых и пр., направленных на определение условий поддержания и развития промышленности в целом. Главной целью применения этого механизма является переход от постановки целей по достижению конкретных результатов непосредственно к самому процессу реализации деятельности по их достижению, а также наращивание развития в перспективе. 

Так, среди применяющихся методов в реализации промышленной политики можно выделить:

- содействие экспорту;

- регулирование ценообразования;

- применение государственного заказа;

- привлечение в потенциально перспективные виды деятельности;

- координация и консультация.

Инструментами же промышленной политики, которые в процессе своей реализации принимают характер нормативного, административного или же организационного воздействия, выступают регулирования в сферах:

- интеллектуальной собственности;

- государственной собственности;

- бюджетной политики;

- налоговой политики;

- таможенной политики;

- денежно-кредитной политики;

- антимонопольной политики.

Государственная промышленная политика напрямую зависит от региональной промышленной политики, целью которой является создание в области или регионе всех необходимых условий для реализации промышленной деятельности. Субъектами региональной промышленной политики могут выступать органы местного самоуправления, а также региональные и федеральные властные органы.

Наиболее перспективной мерой по организации благоприятной бизнес-среды для развития промышленности на данный момент является применение механизмов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь потенциальных инвесторов для реализации проектов различного уровня. Помимо этого, государственное участие заключается и в федеральной поддержке производства сложных промышленных товаров.

Другим инструментом поддержки региональной промышленности выступает создание особых экономических зон промышленно-производственного типа. Они необходимы, например, для наращивания объемов производства в секторе машиностроения, а также для увеличения доли экспорта товаров с высоким процентом добавленной стоимости.

Еще одним важным инструментом в промышленной политике является кластерная политика. Ее реализация в перспективе должна повысить конкурентоспособность региональной промышленности. Так, существует три модели региональной кластерной политики:

1) Интегрирование кластерного подхода в региональную стратегию социально-экономического развития.

2) Интегрирование кластерного подхода в отраслевые региональные стратегии и программы.

3) Реализация собственной кластерной политики в регионе.

Применение кластерной политики необходимо для повышения эффективности реализации стратегий социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности предприятий.

В последние десятилетия развитие отечественной промышленности выступает ответной реакцией на действия формальных институтов и правила, установленные в экономике государством, которые занимаются регулированием деятельности предприятий и непосредственно влияют на их поведение. Важно также отметить, что деятельность формальных институтов дополняет деятельность неформальных институтов.

Так, формальные институты проводят:

- антимонопольную политику;

- систематизацию и регламентацию системных разрешений;

- контроль использования трудовых ресурсов.

Минусом институционализации промышленной политики в России является отсутствие единой полноценной системы стратегического планирования промышленного развития. Развитие реального сектора экономики в документах абсолютно разных уровней, что только отдаляет их, в то время как, наоборот, должна проводиться деятельность по их корреляции. Из-за этого сложно определить какой-либо определенный набор направлений по реализации промышленной политики, невозможно концентрировать ресурсы на их реализацию. Более того управлением и регулированием производственных секторов занимаются разные министерства и ведомства, что образует дополнительные административные барьеры. Именно поэтому ключевым направлением по повышению эффективности реализации промышленной политики Российской Федерации должно быть создание целостной и комплексной институциональной системы, включающей эффективные институты поддержки развития промышленного сектора, действующие в рамках единого законодательного и нормативно-правового поля [3].

Основными инструментами регионального развития промышленности являются соглашения с субъектами РФ о реализации промышленной политики, в которые входят синхронизация законодательства, а также обязанность обеспечить синхронизацию федерального и регионального законодательства, понятийного аппарата, видов и типов индустриальных парков и технопарков, размещать информацию об объектах инфраструктуры на геоинформационной карте.

Остро стоит вопрос о необходимости обучения управленческих команды для развития промышленного сектора в регионах. Для этого реализуется программа обучения «Управление инструментами территориального развития промышленности», в которую входит обучение руководителей региональных министерств промышленности, муниципальных образований, корпораций развития, а также инициаторов проектов.

Также необходимо применение мер финансовой поддержки. Так, в соответствии с реализацией Указа Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» и Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., в цели которой входит повышение конкурентоспособности экономик субъектов России путем обеспечения условий для развития производства в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов РФ, реальный рост инвестиций в основной капитал составил не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г., реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.

Наиболее высоким инвестиционным спросом в экономике России пользуются следующие сферы промышленности: легкая, химическая, деревообрабатывающая и машиностроение. Из-за повышенного износа фондов обрабатывающей промышленности, например, есть возможность переориентировать дополнительные инвестиции туда из сектора добычи полезных ископаемых, так как технологическая модернизация экономики государства напрямую зависит от состояния и износа основополагающих фондов.

Ввиду активно проводимой санкционной политики по отношению к России в обновленной версии поддержки промышленных кластеров сместился фокус на поддержку локализации компонентной базы, что будет способствовать выполнению планов по импортозамещению. Однако, текущее положение негативно влияет на активность инвестирования в основной капитал промышленных компаний по всем регионам страны в целом, что затормаживает технологическую модернизацию государства [4].

Так, Фондом развития промышленности были разработаны программы, в рамках которых осуществляется финансирование совместно с региональными ФРП. Всего разработано 4 программы:

1. Проекты развития.

2. Комплектующие изделия.

3. Производительность труда.

4. Проекты лесной промышленности.

Обращая внимание на структуру затрат, по текущему портфелю ФРП заемщики тратят:

- 70% на оборудование (144,9 млрд руб.);

- 3% заработная плата (5,2 млрд руб.);

- 19% на комплектующие и материалы (39,5 млрд руб.);

- 8% на работы и услуги третьих лиц (17,1 млрд руб.)

Всего на 2021 г. было профинансировано 911 проектов на сумму в 204,8 млрд руб. Было задействовано 12 отраслей промышленности, в 61 регионе было открыто или увеличило выпуск производств 392 предприятия [5]. Дополнительной федеральной поддержкой развития промышленности в регионах выступило софинансирование региональных программ из сектора промышленности. Для поддержки Минпромторгом в 2016 г. с целью модернизации, обновления технической составляющей и обеспечения импортозамещения были субсидированы три региона. 

В современных реалиях необходим переход на самостоятельное определение направлений развития регионами и обеспечение всеобъемлющих кооперационных связей. Так, представляется необходимым разработать и внедрить Стандарт региональной промышленной политики в субъектах РФ [6].

В рамках последних событий в апреле 2022 г. Правительство утвердило правила докапитализации региональных фондов развития промышленности за счет федеральных средств, выделенных из резервного фонда Правительства. Это позволит обеспечить доступ предприятий к доступным кредитам. Согласно правилам, которые утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин, с помощью грантов региональных фондов развития предприятия смогут компенсировать до 90% затрат на уплату процентов по кредитам. Общий размер обязательств одной компании по кредитному договору не должен превышать 250 млн руб., а совокупный объем финансовой поддержки – 50 млн руб.

На эти цели Правительство выделило 4,3 млрд руб. Федеральное финансирование позволит обеспечить дополнительную поддержку промышленным предприятиям в 77 регионах страны [7, 8].

По мнению авторов, принятое решение поможет минимизировать воздействие негативных факторов на региональную промышленную политику, продолжить выпуск промышленной, в том числе импортозамещаемой продукции. А использование офсетных и оффтейковых контрактов, позволит не только насытить внутренний рынок региона, но и вывозить промышленную продукцию за его пределы, в том числе и на экспорт.

Список литературы

1. Dejan Šabić, Snezana Vujadinovic Regional development and regional policy [Электронный ресурс] // URL: (PDF) Regional development and regional policy (researchgate.net) (дата обращения 06.06.2022)

2. Филобокова М.Ю., Вдовиченко М.М. Региональная промышленная политика и механизм ее управления // Экономика в промышленности. 2017. Том 10. №1. С.75-81.

3. Стариков Е.Н., Раменская Л.А. Институционная составляющая промышленной политики Российской Федерации: особенности и проблемы формирования // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Том 20. №4. С. 374-383

4. Щетинина Е.Д., Старикова М.С., Игнатов С.Н. Анализ процессов инвестирования основного капитала как движущей силы развития российской промышленности // Экономический вектор. 2021. №3 (26)

5. Волкова В.А. Фонд развития промышленности. Возможности финансирования и поддержки проектов // Департамент промышленной политики. 2021.

6. Отчет Государственного Совета Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. Ростов-на-Дону. О развитии промышленного потенциала регионов Российской Федерации

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № 686. Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ. https://www.zakonrf.info/postanovlenie-pravitelstvo-rf-686-18042022/

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. № 884-р. О выделении средств на докапитализацию региональных фондов промышленности

9. Афанасьев А.А. Сущность и структура механизма реализации промышленной политики // Экономика отраслей и регионов. 2021. №11. С.101-106.

10. Горячева Т.В. Особенности региональной промышленной политики // Вестник РУДН, серия Экономика. 2010. №2.

11. Цуканов Д.Г. Механизмы поддержки региональной промышленной политики и промышленной инфраструктуры: перезагрузка // Минпромторг России. 2020.

Войти или Создать
* Забыли пароль?