В статье обосновывается необходимость реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса, указывается на потребность разработки и реализации государственной программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса как инструмента государственного воздействия, а также раскрывается специфика услуг, оказываемых предприятиями, входящими в состав санаторно-курортного комплекса. Авторами рассматриваются элементы санаторно-курортного комплекса. Его основной составляющей являются предприятия, особенность деятельности которых непосредственно определяется спецификой санаторно-курортной услуги и связана не столько с лечением, сколько с сохранением здоровья. Санаторно-курортные услуги не являются услугами первой необходимости, поэтому спрос на них определяется социальными и психофизиологическими факторами. Не менее значимым элементом санаторно-курортного комплекса являются органы управления различных уровней. Курортное дело в России исторически считается объектом государственной социальной политики, именно поэтому деятельность органов управления в силу сложившихся условий фактически направлена на обеспечение его развития. В этой связи управление санаторно-курортным комплексом со стороны государственных органов предполагает использование таких методов и форм, как программно-целевое планирование; достижение стабильности налоговой системы; установление режима налогового благоприятствования для предприятий данного сектора; заключение государственных контрактов; координация деятельности предприятий в санаторно-курортном комплексе; управление государственной собственностью; определение приоритетов в структурной политике; антимонопольное регулирование; обеспечение информационного обслуживания на базе внедрения новых средств информационной технологии; лицензирование; сертификация; осуществление государственного надзора. В статье проанализированы различия таких понятий, как «реструктуризация» и «реформирование»; рассматриваются вопросы реформирования предприятий сферы сервиса, что предполагает проведение реструктуризации, и факторы, определяющие необходимость реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса, а также выявлены недостатки системы оперативного планирования и управления в условиях реструктуризации. Авторами отмечена необходимость разработки и реализации на государственном уровне концептуальных основ бережного отношения к здоровью.
реструктуризация предприятий санаторно-курортного комплекса, санаторно-курортные услуги, курортное дело, государственное управление санаторно-курортным комплексом
1. Бокарева, Е.В. Мониторинг экономики России / Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - №3-2(43).
2. Ветитнев, А.М., Журавлева, Л.Б. Курортное дело. - М.: Кнорус, 2006.
3. Гринько, А.С. Карагод, В.С. Оценка эффективности деятельности санаторно-курортных организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №18.
4. Егорова, Е.Н. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования // Сервис plus. - 2011. - № 1.
5. Егорова, Е.Н., Лапицкая, Н.В. Стратегические ориентиры современной налоговой политики России // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №9(47). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number47/contents (дата обращения: 18.12.2014).
6. Зикирова, Ш.С. Госрегулирование в системе санаторно-курортных услуг. Проблемы и перспективы государственного регулирования санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2-1.
7. Зикирова, Ш.С. Основные направления реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса // Проблемы и опыт менеджмента, финансов, учета и налогообложения предприятий, отраслей, комплексов: сб. статей. - М., 2012. - С. 76-81.
8. Зикирова, Ш.С., Зуденкова, С.А. Реструктуризация предприятий санаторно-курортного комплекса. Научные подходы к управлению реструктуризацией предприятий санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2010. - № 9-1. - С. 160-165.
9. Зикирова, Ш.С. Реструктуризация предприятий сферы услуг: методический подход.// Сервис plus. - 2010. - № 4. - С. 134-140.
10. Коновалова, Е.Е., Силаева, А.А. Инновации на предприятиях туризма и сервиса // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3 (50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (дата обращения: 18.12.2014).
11. Подсевалова, Е.Н. Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - №3(22). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number22/contents (дата обращения: 20.12.2014).
12. Подсевалова, Е.Н., Юманова, О.С. Финансовое оздоровление предприятий туристской индустрии как этап антикризисного управления // Сервис plus. - 2011. - № 3. - С. 97-106.
13. Суслова, И.А. Сущность и проблемы формирования туристского имиджа региона // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №6 (44). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/contents (дата обращения: 20.12.2014).