Брянск, Россия
В статье рассматриваются различные функции системы управления веб-контентом, которые необходимо учитывать при разработке образовательного сайта. Представляется ряд улучшений для разработки веб-приложений на основе CMS, основанных на подходе, основанном на модели жизненного цикла систем управления контентом. Эти материалы являются рекомендациями которые позволяют улучшить общее качество разрабатыаемой CMS.
система управления контентом, структура сайта, таксономии,контент, образовательный сайт
Введение
Система управления контентом (CMS) - это компьютерная программа, которая позволяет публиковать, редактировать и изменять контент, а также поддерживать его с помощью центрального интерфейса. Такие системы управления контентом предоставляют процедуры для управления рабочим процессом в среде совместной работы. Система управления веб-контентом (CMS) - это веб-приложение, которое использует базу данных (обычно MySQL) или другие методы для создания, редактирования и хранения HTML-контента управляемым способом. Контент создается и редактируется в Интернете в административной части веб-приложения (называемой серверной частью). Полученный контент затем отображается для зрителей на обычном сайте (называемом интерфейсом) [1,2,3 и др].
Методы
Данная работа основана на теоретических методах исследования, которые помогают провести анализ имеющихся на сегодняшний день решений в области управления контентом и разработки соотвествующих программных решений [4,5,6].
1. CMS системы: основные подходы
1.1. Веб-инжинеринг
Веб-инжиниринг - это применение систематических и поддающихся количественной оценке подходов (концепций, методов, приемов, инструментов) к экономически эффективному анализу требований, проектированию, внедрению, тестированию, эксплуатации и обслуживанию высококачественных веб-приложений. За последние годы системы управления контентом (CMS) стали важной основой процесса веб-разработки. CMS можно определить как инструмент для создания, редактирования и управления веб-информацией целостным образом. CMS представляется ценной, поскольку она предоставляет стандартизированную платформу для веб-разработки с набором функциональных возможностей, которые позволяют пользователям (или владельцам бизнеса на веб-сайте) управлять веб-сайтом без необходимости технических знаний. Чтобы преодолеть многочисленные сбои при внедрении, наши исследования сосредоточены на процессе веб-разработки CMS системы для образовательных ресурсов CMS. Гипотеза, на которой основано исследование, заключается в том, что проблему разработки узкоспециализированной CMS можно решить путем предоставления методической поддержки образовательным организациям в форме интегрированной модели разработки и внедрения, которая обеспечивает действия и результаты для руководства. Мы предлагаем метод веб-разработки (WEM) в качестве ситуационного метода веб-разработки высококачественных образовательных веб-приложений. Мы используем ситуационный подход, чтобы собрать соответствующие фрагменты методов и объединить их в WEM. Существует много публикаций в области веб-инженерии, но полного описания процесса проектирования узкоспециализированной CMS, как основы для образовательных веб-приложений, не существует. В статье предоставляется обзор ключевых особенностей CMS, которые необходимо учитывать при описании процесса разработки.
1.2.Уровни функциональности CMS
На сегодняшний день уровнями функциональности показывающими универсальную проработку CMS не являются
▸Инструментом разработки. Это не инструмент для обработки текста, графики, видео или звука. Он управляет контентом, создаваемым этими инструментами разработки.
▸Инструментом для автоматической организации или структурирования контента. Хотя некоторые CMS имеют модули или работают со сторонними поставщиками программного обеспечения, предоставляя инструменты для автоматической категоризации и структурирования контента, это не основная функция CMS.
▸Инструментом обработки транзакций.CMS не обрабатывают транзакции так, как это делает механизм электронной коммерции. CMS может управлять информацией о продуктах и ценах, а также любыми другими элементами контента, с которыми пользователь сталкивается в процессе онлайн-транзакций, но она выполняет фактическую обработку транзакций.
▸Аналитической платформой. Хотя большинство CMS предоставляют аналитические отчеты как о том, как используется система, так и о том, как пользователи запрашивают контент, которым она управляет и обслуживает, CMS обычно работает с другими инструментами аналитики для удовлетворения требований к отчетности и анализу. Большая часть того, что обсуждается в части IV этой книги "Измерение сайта", будет обеспечиваться не непосредственно CMS, а посредством специализированного анализа данных или с помощью аналитических программных инструментов.
▸Инструментом публикации. Конечно, CMS - это инструмент публикации, но это гораздо больше, чем то, что иногда упускается из виду. Роль CMS в сборе контента, в частности, часто недооценивается. Только собрав контент правильным образом, им можно впоследствии манипулировать и публиковать по мере необходимости.
1.3. Процесс получения контента
Сборная часть связана с получением контента в систему в правильном формате и структуре строится из основных этераций:
▸Разработка. Это процесс создания оригинального контента. CMS может помочь обеспечить среду разработки, а также шаблоны ввода и рабочий процесс для облегчения процесса разработки. Однако во многих случаях авторы могут предпочесть использовать свои собственные проверенные и надежные инструменты разработки, которые могут хорошо или плохо интегрироваться с CMS.
▸Переформатирование. Во многих случаях большая часть запланированного контента будет основана на существующем контенте, который представлен во множестве форматов и структур и нуждается в преобразовании и обработке, прежде чем им можно будет управлять в CMS. Структура должна быть добавлена к контенту или изменена в соответствии с моделью контента, а ненужные данные должны быть удалены.
▸Создание объектов контента. Получив контент в форме, соответствующей требованиям, он может быть добавлен в CMS в качестве объектов контента. В некоторых случаях содержимое будет добавляться непосредственно в систему в виде объектов, в других случаях вы можете использовать автоматические пакетные или даже ручные процессы повторного ввода.
▸Добавление метаданных. Либо на этапе создания объектов контента, либо впоследствии в процессе редактирования и рецензирования возникнет необходимость в добавлении необходимых метаданные к объектам контента, чтобы управлять ими в разрабатываемой системе и публиковать их для пользователей.
1.4 Управление CMS
Часть управления связана с хранением и управлением контентом после его размещения в системе, а также с администрированием самой системы может состоять из следующих функций:.
▸Хранение. Система баз данных, которая сама содержит или ссылается на другие базы данных и файлы контента.
▸Управление версиями и восстановлением данных. Контроль версий очень важен как для обеспечения бесперебойной работы процессов создания и редактирования контента, так и для предоставления предыдущих версий контента на случай, если их потребуется восстановить. Большинство систем контроля версий работают в процессе извлечения и возврата, когда каждый файл или объект содержимого временно блокируется работающим с ним человеком.
▸Архивирование. Объекты контента должны быть сначала заархивированы на самой CMS. Они больше не находятся в системе и поэтому не появляются ни в каких конечных публикациях, но при необходимости могут быть отозваны для восстановления. ▸Поиск и извлечение.Со всем контентом, которым управляет CMS, нужны эффективные механизмы для поиска информации. Доступ к контенту обеспечивается средствами поиска, просмотра и индексации, которые работают как с самим контентом, так и с любыми связанными метаданными.
▸Интеграция с другими системами. Системами интеграции могут быть другие CMS, внутренние или внешние системы, которые берут контент, данные и информацию из CMS или загружают их.
▸Настройка и администрирование системы. Очевидно, что сама CMS нуждается в настройке и администрировании. Это делается с помощью управляющей части системы и включает в себя следующее: управление уровнями доступа к системе и безопасностью с помощью логинов и паролей; ведение журнала активности системы (например, журналов событий); хранение параметров конфигурации программного обеспечения и реестров; процедуры обслуживания, запланированные задачи и сценарии; и мониторинг производительности для проверки того, что все элементы системы функционируют должным образом.
▸Управление ссылками и их проверка. Управляющая часть CMS также обычно содержит функции для проверки и управления ссылками. Это могут быть внешние ссылки, например, на другие веб-сайты, или внутренние ссылки внутри сайта, такие как “следующая страница”, ссылки на страницы, перекрестные ссылки, оглавление или индексы. Любая из этих ссылок может создаваться CMS динамически, и в этом случае легче убедиться, что ссылки действительны, или они могут быть жестко запрограммированы в содержимом, и в этом случае CMS необходимо проверить их с помощью инструмента проверки ссылок. Обратите внимание, что, хотя ссылка может быть действительной, она не обязательно правильная или значимая. Это может решить только человек.
1.5.Сравнительный анализ CMS систем.
Существует, по существу, три основных типа приложений для систем управления контентом. Общее разделение - это управление веб-контентом, публикация блогов / новостей и публикация в социальных сетях / сообществах.
Таблица 1.
Представленность CMS на рынке
Table 1.
CMS representation on the market
CMS |
Охват рынка |
WordPress |
65.1% |
Shopify |
6.5 % |
Wix |
2.9 % |
Squarespace |
2.7 % |
Joomla! |
2.7 % |
Drupal |
2.0 % |
Blogger |
1.5 % |
Bitrix |
1.4 % |
Magento |
1.0 % |
OpenCart |
0.9 % |
PrestaShop |
0.7 % |
Weebly |
0.5 % |
TYPO3 |
0.4 % |
Bigcommerce |
0.4 % |
Adobe Dreamweaver |
0.3 % |
В таблице 2 представлен основные характеристики CMS систем с открытым исходным кодом.
Как видно из таблиц наиболее простой и популярной на данный момент является CMS Wordpress. Исходя из этого мы считаем, что при разработке собственной CMS необходимо опираться на структуру и функциональность данной системы. Основание выбора могут быть патентоспособные решения [5,6].
Таблица 2.
Характеристики систем с отрытым исходным кодом
Table 2.
Characteristics of open source systems
1. Craus E., Benitez M.R. What is a Web Content Management System? Do I need one for my site? 2022. URL: https://fitsmallbusiness.com/web-content-management-system/ (дата обращения: 15.11.2022).
2. Wiersma G. Building online content and community with Drupal. Collaborative Librarianship. 2009;1(4):169-171. DOIhttps://doi.org/10.29087/2009.1.4.10.
3. Naik U., Shivalingaiah D. Open source software for content management system. In: 7th International CALIBER; 2009. pp. 225-239. ISBN 978-81-902079-8-0.
4. Parmar Sh.J., Patel H. Open source web content management systems in a modern library environment. In: National Conference on Next Generation Librarianship (NCNGL 2015), pp. 183-187. ISBN 978-81-907055-8-4.
5. Spasennikov V., Androsov K, Golubeva G. Ergonomic factors in patenting computer systems for personnel's selection and training // CEUR Workshop Proceedings : 30, Saint Petersburg, 22-25 сентября 2020 года. Saint Petersburg, 2020. P. 1. EDN MRWCZX.
6. Кондратенко С.В., Кузьменко А.А., Спасенников В.В. Анализ динамики патентования изобретений в сфере удовлетворения жизненных потребностей человека // Вестник Брянского государственного технического университета. 2017. № 4(57). С.183-191. DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5a02fa1358eb23.38551383. EDN ZRQHIV.