Воронеж, Воронежская область, Россия
Настоящая статья включает теоретико-правовой анализ нормативной правовой базы функционирования Фонда пенсионного страхования РФ (название ранее – Пенсионный фонд РФ) в контексте борьбы с коррупцией при выполнении сотрудниками фонда должностных обязанностей. Обращается внимание на финансово-правовую составляющую статуса фонда, для которой значимо предотвращение коррупционного поведения со стороны сотрудников фонда. Анализируется получение подарков служащими как форма проявления коррупционного поведения.
противодействие коррупции, работники Фонда пенсионного страхования РФ, Фонд пенсионного страхования РФ, финансово-правовая составляющая статуса Фонда пенсионного страхования РФ, конфликт интересов в Фонде пенсионного страхования РФ
В настоящей статье представлены материалы выступления автора в Воронежском государственном университете в качестве лектора Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество “Знание”» («публичная лекция») по тематике противодействия коррупции (ноябрь, 2017 г.) [9].
Особое внимание в современный период обращается на различные формы проявления коррупционного поведения различных государственных и муниципальных органах и учреждениях. С момента представленной читателю публичной лекции прошло уже несколько лет, с тех пор в организационно-правовом режиме деятельности Пенсионного фонда РФ произошло немало изменений. Одно из наиболее значимых – объединение Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования в единое учреждение – Фонд пенсионного страхования РФ (сокращенно – Социальный фонд России). Закон об этом подписан Президентом РФ 14 июля 2022 г. (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации») [1]. Вместе с этим, в условиях модифицируемого законодательства остается неизменной проблематика борьбы с коррупцией, меры предотвращения которой рассмотрим на примере функционирования указанного фонда. Будем оперировать сложившейся терминологией – «Пенсионный фонд РФ» (ПФР) в силу пока еще не состоявшейся полной смены терминологии в нормативных правовых актах, устанавливающих правовой режим деятельности данного учреждения.
Конфликт интересов при осуществлении профессиональной деятельности работниками ПФР: юридические предпосылки необходимости предотвращения в деле борьбы с коррупцией
В сфере функционирования ПФР используется понятие «конфликт интересов», установленное ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями; получение иных выгод. Возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника учреждения, государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. С учетом того, что функционирование ПФР связано с использованием государственных финансовых ресурсов – бюджет фонда входит в состав финансовой системы государства – то и проявление коррупционного фактора может негативно сказаться на финансово-правовой составляющей государственной деятельности в области пенсионного и социального обеспечения населения.
При анализе возможного конфликта в системе ПФР должны учитываться следующие моменты:
а) получение выгод (преимуществ) работниками ПФР обусловлено такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. (Получение (возможность получения) доходов или выгод, как правило, возникает в результате принятия (возможности принятия) должностным лицом решений в отношении самого себя или лиц, с которыми связана его личная заинтересованность. Однако необходимо учитывать, что личная заинтересованность может реализовываться также путем совершения должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность, в частности путем ограничения конкуренции, исключения равных условий для получения доходов и выгод));
б) ускорение сроков оказания государственных услуг, соответствующих компетенции ПФР;
в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени как мотив совершения правонарушений работниками ПФР и т.д.
Следует учитывать, что конфликты в действиях работников ПФР возможны в случае фактического наличия у работника полномочий для реализации личной заинтересованности. Иными словами, в рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:
а) самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;
б) давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.
3) усмотреть наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При указанных обстоятельствах должностное лицо обязано принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе уведомить в установленном порядке о возможности возникновения конфликта интересов, а представитель нанимателя (работодатель) либо уполномоченное им должностное лицо должен принять меры по предотвращению возникновения ситуации конфликта интересов (п. 4.3 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, содержащихся в Письме Минтруда России от 26.07.2018 N 18-0/10/П-5146) [7].
Конфликт интересов при осуществлении профессиональной деятельности работниками ПФР выступает не просто объектом этического регулирования, но и юридического, поскольку должна быть решена важнейшая задача - выявление и урегулирование конфликта интересов в отношении должностного лица ПФР, работников ПФР, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в целом, нанести угрозу и финансовой деятельности государства в связи с вовлеченностью ресурсов рассматриваемого фонда в структуру бюджетной системы государства.
Типовые ситуации конфликта интересов работников ПФР
Под определение конфликта интересов, в том числе в системе ПФР, попадает множество конкретных ситуаций, в которых работник, государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Причина этого – наличие разноплановых личных интересов работников.
Типовые ситуации связаны также с направлениями деятельности ПФР, осуществление которых подвержено коррупционным рискам. Этот перечень утвержден Распоряжением Правления ПФР от 19.09.2016 N 475р «Об утверждении Перечня направлений деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществление которых подвержено коррупционным рискам» [4]. В числе таких направлений деятельности ПФР следующие: распределение бюджетных ассигнований, субсидий; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; инвестирование средств страховых взносов и передача в управление средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии; взаимодействие с субъектами инвестирования и контроль за исполнением ими договорных обязательств; установление и выплата пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат; реализация дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей; материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ПФР; подготовка и принятие кадровых решений; организация, обеспечение и ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав застрахованных лиц; контрольная и ревизионная деятельность и др.
Рассмотрим отдельные типовые ситуации возникновения конфликта интересов работников ПФР подробнее, обращаясь к научно-практическому анализу официального материала – а именно текста Письма Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-208 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» [8].
Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций в пределах профессиональной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника. Работнику следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность работника. Например, рекомендуется временно вывести работника из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.
Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы: работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. Работник вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления работником представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить работнику выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с тем, в случае возникновения у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг: работник, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления. Работнику и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении работником подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Работнику рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами: работник участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства. В этом случае работнику и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, работнику следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Конфликтные ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных запретов и ограничений, например: работник получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений; работник использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций. Работнику запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим работнику следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Конфликтные ситуации, связанные с осуществлением работниками ПФР деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, что выступает важной финансово-правовой составляющей деятельности фонда и использования им государственных ресурсов. Такая конфликтная ситуация в сфере ПФР возможна в деятельности лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции первого заместителя председателя правления ПФР, заместителя председателя правления ПФР, курирующего направление деятельности, связанной с организацией процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, руководителя подразделения ПФР, непосредственно осуществляющего организацию процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, его заместителей и иных работников ПФР, имеющих доступ к информации о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. Утверждены даже специальные акты – в том числе Постановление Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 (ред. от 04.08.2015) «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений» [3].
Применительно к указанной типовой ситуации возникновения конфликта законодательством уточнено понятие «предконфликтная ситуация» - ситуация, в которой у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, ПФР и членов Общественного совета при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, может возникнуть конфликт интересов, а именно:
указанные лица или их близкие родственники в течение последних 12 мес. состояли в трудовых (на основании договоров) или гражданско-правовых (на основании договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг) отношениях с юридическими лицами, принимающими участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними ПФР договора об оказании услуг специализированного депозитария и договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и (или) являющимися субъектами (за исключением ПФР, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством, и их аффилированными лицами;
указанные лица или их близкие родственники владеют долями в капитале, паями, акциями, облигациями и иными ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица, принимающие участие в конкурсе и (или) являющиеся субъектами (за исключением ПФР, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством, и их аффилированные лица (за исключением государственных гражданских служащих - собственников указанных ценных бумаг, передавших их в доверительное управление в соответствии с законодательством);
указанные лица или их близкие родственники получали в течение последних 12 мес. вознаграждения (денежную плату, призы, подарки (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации), скидки, безвозмездные услуги и т.п.) и (или) иную выгоду от юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами (за исключением ПФР, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством, и их аффилированных лиц;
указанные лица или их близкие родственники имеют обязательства имущественного характера в отношении юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами (за исключением ПФР, страхователей и застрахованных лиц) либо участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, включенных в выплатной резерв, в соответствии с законодательством, и их аффилированных лиц (п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2006 N 113) [3].
Прохождение аттестации работниками ПФР. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которая может повлиять на решения, принимаемые аттестационной комиссией. В целях предупреждения возникновения конфликта интересов устанавливаются следующие ограничения: а) в случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, а также в иных случаях его личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, такой работник в оценке профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также в голосовании по решению аттестационной комиссии не участвует, о чем в протоколе заседания аттестационной комиссии делается соответствующая запись; б) председателем аттестационной комиссии не может являться Председатель Правления ПФР, директор МИЦ ПФР, управляющий отделением ПФР, руководитель территориального органа ПФР, подведомственного отделению ПФР. (п. 4 Положения Постановление Правления ПФР от 15.10.2019 N 520п "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации") [5].
Таким образом, перечень примеров типовых ситуаций конфликта интересов работников ПФР довольно широк. От качественного разрешения конфликта зависит эффективность работы ПФР в целом, профессиональной деятельности каждого работника ПФР в отдельности, действенность установленных законом антикоррупционных мер.
В целях «работы» с конфликтами, возникшими в системе ПФ РФ, создаются специальные комиссии, на контроль которых поставлено и соблюдение антикоррупционного законодательства работниками ПФР. Сведения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия) размещаются на сайте ПФР в сети Интернет отдельным подразделом в разделе «Противодействие коррупции», наряду с подразделами под названиями «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»; «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»; «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и др. (Приказ Минтруда России от 07.10.2013 N 530н (ред. от 26.07.2018) «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») [6].
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных стандартов поведения в государственных учреждениях, к системе которых относится и ПФР.
Цели применения различных мер выявления, предотвращения и урегулирования различных видов конфликтов в системе ПФР различаются, в зависимости от вида конфликта, например, исключение возможности получения должностными лицами, работниками ПФР материальной и (или) личной выгоды вследствие наличия у указанных лиц, или членов их семей, или лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), прав, предоставляющих такую возможность в результате использования ими служебных полномочий в части инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв. «Материальная выгода» - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством. «Личная выгода» - выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности П. 3 Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц ПФР и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 [3]. Перечень целей, мер выявления, предотвращения и урегулирования различных видов конфликтов в системе ПФР приведен с учетом систематизации, анализа нормативных положений, закрепленных в названном акте.
Таким образом, сформированные на данный период антикоррупционные механизмы ориентированы на предупреждение и урегулирование конфликта интересов и применение ответственности за непринятие соответствующих мер в государственных учреждениях. Принимаемые меры по совершенствованию механизма предупреждения и урегулирования конфликта интересов в основном направлены на расширение сферы применения уже существующего механизма с акцентом на усиление запретительных начал в учреждениях государства, обладающих финансово-правовыми полномочиями в сфере государственных финансов, к которым относится и ПФР.
1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/ (дата обращения: 30.09.2022).
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Часть 1. - Ст. 6228.
3. Постановление Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 "Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений». Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 марта 2006 г. N 48, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 11 ст. 1180 // СПС Гарант. - URL : https://base.garant.ru/189224/ (дата обращения: 30.09.2022).
4. Распоряжение Правления ПФР от 19.09.2016 N 475р "Об утверждении Перечня направлений деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществление которых подвержено коррупционным рискам" // СПС Гарант. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71419262/#review (дата обращения: 30.09.2022).
5. Положение Постановление Правления ПФР от 15.10.2019 N 520п "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации"). Гарант-РУ. Информационно-правовой портал. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73306411/ (дата обращения: 30.09.2022).
6. Приказ Минтруда России от 07.10.2013 N 530н (ред. от 26.07.2018) "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" // СПС Гарант. - URL : https://base.garant.ru/70553030/ (дата обращения: 30.09.2022).
7. Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, содержащихся в Письме Минтруда России от 26.07.2018 N 18-0/10/П-5146 // СПС КонсультантПлюс. - URL : https://rulaws.ru/acts/Pismo-Mintruda-Rossii-ot-26.07.2018-N-18-0_10_P-5146/ (дата обращения: 30.09.2022).
8. Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-208 "Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" // СПС КонсультантПлюс. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138813/d1337eb18e8b74cfc609a6d703d7057e8212c86e/ (дата обращения: 30.09.2022).
9. В ВГУ прошли лекции, посвященные коррупции в России. - URL : https://voronej.bezformata.com/listnews/proshli-lektcii-posvyashennie-korruptcii/62567729/ (дата обращения: 30.09.2022).