Статья посвящена системно – процессному подходу к пониманию феномена «компетентность» и «компетенции» человека. Дается попытка представления компетентности как системного возникающего свойства человека, формируемого и реализуемого для разрешения проблемной ситуации за счет актуализации и взаимодействия некоторого множества избирательно вовлеченных компетенций.
компетенция, компетентность, компетентностный подход, адаптация, ситуация, система, системно – процессный подход.
ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 37.001:001.4
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ» - ЭМЕРДЖЕНТНОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ
"Competence" is a human emergent property as a response to problem situation
Бекиров Ш.Н., к.т.н.,
старший преподаватель
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, Симферополь
DOI: 10.12737/10604
Аннотация: Статья посвящена системно – процессному подходу к пониманию феномена «компетентность» и «компетенции» человека. Дается попытка представления компетентности как системного возникающего свойства человека, формируемого и реализуемого для разрешения проблемной ситуации за счет актуализации и взаимодействия некоторого множества избирательно вовлеченных компетенций.
Summary: The article is dedicated to system and process approach by understanding the phenomenon of "competence" and "expert knowledge" of a person. We are trying to represent “competence” as human emergent properties, which are generated and implemented to resolve the problem situation through the actualization and interaction of a set of selectively involved competencies.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, адаптация, ситуация, система, системно – процессный подход.
Keywords:expert knowledge, competence, competence approach, adaptation, situation, system, system and process approach.
1. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации / П.Сенге - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 384с.
2. Никитина Ю.А. Развитие высших форм адаптации социальных систем в условиях нестабильной внешней среды / Ю.А. Никитина // Известия ТПУ. - 2007, №7.- С.138 - 142.
3. Конева Е.В. Восприятие ситуации практической деятельности как этап мышления профессионала// Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова, Карпова А.В. Вып. II. Москва, Ярославль, 2002. ¬- С.128-139.
4. Коверзнева И.А. Психология активности и поведения: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. И.А.Коверзнева.-Минск: издательство МИУ, 2010.-316 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
6. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. - 2007. - N 6. - С. 5-15.