ФИСКАЛЬНЫЙ (НАЛОГОВЫЙ) СУВЕРЕНИТЕТ И ЕГО ГРАНИЦЫ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируются содержание фискального (налогового) суверенитета, налоговой юрисдикции, налогового соревнования государств, определяются современные тенденции в развитии налогового суверенитета и его границы в процессе интеграции государств. Отдельное внимание уделяется проблемам взаимодействия международного и национального налогового права.

Ключевые слова:
налоговая политика, международное налогообложение, фискальный (налоговый) суверенитет, налоговое соревнование
Текст

Современная организационно-правовая модель мира представляет собой арену, где сосуществуют и соперничают уже не сами государства (не только государства), а группы государств, «государства вынуждены вступать в союзы и отказываться от большей части своего суверенитета». Ю. А. Тихомиров отмечает, что усиление сотрудничества государств и масштабность интеграционных процессов приводят к вопросу о передаче ряда суверенных прав на надгосударственный уровень. Выражением финансово-экономического содержания государственного суверенитета является государственный бюджет — публичный фонд финансовых средств, образуемый из налоговых и неналоговых доходов, предназначенный гарантировать финансовую самостоятельность и независимость государственной власти. Право государства устанавливать налоги традиционно признается одним из проявлений суверенитета, функцией, необходимой для самого существования государства. C течением времени содержание налогового суверенитета претерпевает изменения, и мир уже далек от модели, которую описал К. Родбертус-Ягецов в известной работе «Налоговая система в Римской империи»: «Античное государство брало, что хотело, сколько хотело и где хотело», хотя события весны 2013 г., в частности введение в Республике Кипр налога на банковские депозиты, делают наше утверждение не столь категоричным. В Российской Федерации конституционные основы фискального (налогового) суверенитета получили развитие в практике Конституционного Cуда РФ, связывающего с публично-правовым характером налога, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства законодательную форму учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия. 

Обозначим наиболее существенные, на наш взгляд, тенденции, влияющие на содержание фискального (налогового) суверенитета и отражающие его современное состояние:

во-первых, универсализация категории «налогоплательщик». Национальным налоговым органам противостоят так называемые глобальные налогоплательщики. В современной научной литературе развивается концепция «дохода без гражданства»; 

во-вторых, ослабление последовательной юридической связи налогообложения с географическим источником дохода. С развитием электронной коммерции, интеллектуальной собственности, сложных финансовых инструментов установление экономической и юридической связи дохода с определенной государственной территорией становится все более затруднительным; 

в-третьих, актуализация вопросов двойного неналогообложения. Государства посредством двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения не могут эффективно противостоять двойному неналогообложению как режиму, в создание которого вовлечены действия налогоплательщика (группы аффилированных лиц) в иных государствах; 

 

Список литературы

1. A Step Change in Tax Transparency. OECD Report for the G8 Summit. June 2013. URL: www.oecd.org (дата обращения: 28.06.2013).

2. Blochliger H., Pinero-Campos J. Tax Competition between Sub-Central Governments // OECD Network on Fiscal Relations across Levels of Government. COM/CTPA/ECO/GOV/WP(2011)13.

3. Christians А. Sovereignty, Taxation, and Social Contract // 18 Minn. J. Int’l L. 99 (2009).

4. General Agreement on Trade in Services // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. I. N. Y. and Geneva: UN. 1996.

5. Georgopoulos T. Tax Treaties and Human / Constitutional Rights: Bridging the Gap? Tax Relief in a Cosmopolitan Context. URL: http://www.nyu_law_website (дата обращения: 01.07.2013).

6. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue. P., 1998.

7. Harris P., Oliver D. International Commercial Tax. Cambridge University Press, 2010.

8. Hybrid Mismatch Arrangements: Tax Policy and Compliance Issues. OECD Publishing, 2012.

9. International Regulatory Co-operation: Addressing Global Chal lenges. OECD Publishing, 2013.

10. International Tax Competition: Globalisation and Fiscal Sovereignty. L., 2002.

11. Kleinbard E. Stateless Income’s Challenge to Tax Policy // USC Legal Studies Research Paper. 2011. No. 11-13.

12. Li J. International Taxation in the Age of Electronic Commerce: A Comparative Study.

13. Li J. Tax Sovereignty and International Tax Reform // Canadian Tax Journal. 2004. Vol. 52. No. 1.

14. Model Tax Convention on Income and on Capital. OECD Publishing. URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/model-tax-convention-onincome-and -on-capital-2010_9789264175181-en (дата обращения: 01.05.2013).

15. OECD (2013), Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264192744-en.

16. Palan R. Tax Havens and the Commercialization of State Sovereignty. International Organization. 2002. Vol. 56. Issue 1.

17. Ring D. Democracy, Sovereignty and Tax Competition: The Role of Tax Sovereignty in Shaping Tax Cooperation // Florida Tax Review. 2009. No. 9.

18. Rixen T. The Double Tax Avoidance Regime as Institutional Foundation of Tax Competition. 2008.

19. Terra B., Wattel P. European Tax Law. 5th ed. Hague, 2008.

20. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

21. Бирюков М. М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. М., 2013.

22. Вещные права: постановка проблемы и ее решение: сб. ст. / под ред. М. А. Рожковой. М., 2011.

23. Годме П. М. Финансовое право. М., 1978.

24. Дернберг Р. Международное налогообложение. М., 1997.

25. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека / отв. ред. Л. М. Энтин. 3-е изд. М., 2011.

26. Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000.

27. Клейменова М. О. Налоговое право: учеб. пособие. М., 2013.

28. Комментарий к Конституции РФ / под ред. В. Д. Зорькина. М., 2011.

29. Кучеров И. И. Международное налоговое право. М., 2007.

30. Кучеров И. И. Теория налогов и сборов. М., 2009.

31. Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948.

32. Лукашук И. И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3.

33. Лукашук И. И. Международное «мягкое» право // Государство и жизнь. 1994. № 8-9.

34. Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М., 2009.

35. Орлов М. Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. № 2.

36. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности. СПб., 2006.

37. Родбертус-Ягецов К. И. Налоговая система в Римской империи. М., 2012.

38. Тихомиров Ю. А. Государство. М., 2013.

39. Тихомиров Ю. А. Правовой суверенитет: сферы и гарантии // Журнал российского права. 2013. № 3.

40. Хабриева Т. Я. Основы взаимодействия международного и национального права // Влияние международного права на национальное законодательство. М., 2007.

41. Хаванова И. А. Недискриминация в налоговой сфере: отдельные аспекты международного правового регулирования // Финансовое право. 2013. № 3.

42. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1993.

43. Четвериков А. О. Правовое регулирование либерализации трансграничных отношений: опыт Европейского Союза: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

44. Шахмаметьев А. А. Налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция государства // Современное право. 2013. № 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?