ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме формирования ценностно-смысловой сферы детей в условиях дополнительного космического образования, методологической основой которого является опора на идеи философии антропокосмизма, обращенной к внутренним истокам активности человека, его образу «Я», экзистенциальный подход к пониманию личности. Ценностно-смысловая сфера, выступающая регулятором направленности саморазвития личности, имеет возможность целенаправленно формироваться на основе идей антропокосмизма, вокруг которых построено дополнительное космическое образование. Сегодня это образование представляет собой сегодня инновационную образовательную практику, объединяющую дополнительное образование как образовательную форму и космизм как экзистенциальную основу познания себя и космоса, интеграция которых обеспечивает создание условий и возможностей для самопознания, взращивания в ребенке ценностно-смысловых ориентиров и, как следствие, ведет к саморазвитию и самопрогнозированию личности. В статье предложено описание авторской программы внеурочной деятельности «Маленький принц», построенной на содержательной линии одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери, реализующейся в работе с детьми младшего школьного возраста на базе средних общеобразовательных школ г. Калуги и Юхновского района Калужской области. Цель программы — создание условий для самопознания, саморазвития, самовоспитания и самопрогнозирования личности через усвоение морально-этических норм и развитие ценностно-смысловой сферы. Новизна программы в том, что она построена с учетом принципов космического воспитания. В статье отражены структурные и содержательные единицы, методическое обеспечение, критерии результативности программы, имеется авторская система мониторинга саморазвития детей. Программа «Маленький принц» может найти широкое применение в региональной образовательной практике в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.

Ключевые слова:
саморазвитие, ценностно-смысловая сфера личности, дополнительное космическое образование, антропокосмизм, образовательная программа, мониторинг саморазвития личности.
Текст

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области, проект № 16-16-40024 а(р).

Список литературы

1. Иванова И.В. Составление технологии мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования [Текст] / И.В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Т. 2. - № 6. - С. 14-22.

2. Иванова И.В. Осваиваем ФГОС: методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (1 год обучения) [Текст] / И.В. Иванова, Н.Б. Скандарова. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - 224 с.

3. Иванова И.В. Осваиваем ФГОС: методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (2-4 годы обучения) [Текст] / И.В. Иванова, Н.Б. Скандарова. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. - 332 с.

4. Иванова И.В. Осваиваем ФГОС: программы внеурочной деятельности для начального общего образования [Текст] / И.В. Иванова, Н.Б. Скандарова. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - 140с.

5. Иванова И.В. Победы впереди: реализация духовно-нравственного воспитания в современной образовательной деятельности [Текст] / И.В. Иванова, Т.А. Финашина // Образование личности. - 2011. - № 4. - С. 85-94.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - С. 65-74.

7. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент [Текст] / Л.Г. Логинова. - М.: Агентство «Мегаполис», 2008.

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662). - П. 3-и.

9. Пшеничер Б.Г. Космическое образование школьников [Текст] / Б.Г. Пшеничер, С.П. Яценко. - М.: МГДТДиЮ, 2000.

10. Сент-Экзюпери А. Маленький принц [Текст]: сказка / А. Сент-Экзюпери; пер. с. фр. и послесл. Нора Галь. - М.: Дет. лит, 1999.

11. Стандарты второго поколения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2011.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373). - М., 2009.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2012.

14. Хуторской А.В. Педагогика русского космизма [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Частная школа, 1993. - С. 11-22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?