ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вооружение выпускников технических вузов современными знаниями является одной из важнейших педагогических задач. Будущий инженер-строитель должен научиться чертить, читать чертежи, моделировать на компьютере детали, механизмы, конструкции, здания и узлы. Это большой объем знаний и огромный комплекс навыков. Для их формирования требуется последовательный переход от чертежей с использованием карандаша и линейки, через стандартные чертежные программы (такие как Autodesk, AutoCAD и Компас Аскон) к сложнейшим программным комплексам (AutoCAD Revit и AutoCAD Civil 3D). В статье представлен опыт реализации содержания графической составляющей образовательных программ бакалавриата и специалитета по направлению «Строительство» для профилей: «Строительство магистральных железных дорог», «Управление техническим состоянием железнодорожного пути», «Мосты», «Тоннели и метрополитены», «Промышленное и гражданское строительство», «Водоснабжение и водоотведение». Обучение построено по модульному принципу. Модуль «Начертательная геометрия» базируется на классической методике обучения, дополненной современными средствами визуализации (электронные плакаты, презентации, 3D-модели). Второй модуль «Инженерная графика» построен с упором на компьютерный способ выполнения чертежей. На этом этапе закладываются базовые навыки черчения и трехмерного моделирования. Основная задача, решаемая в третьем разделе «Компьютерная графика (Графические средства ЭВМ)», — получение глубоких навыков работы в графических приложениях среднего уровня (CAD-комплексы, двухмерное и трехмерное моделирование, автоматизация проектных задач). И на последнем четвертом этапе формируются компетенции, связанные с использованием наиболее современных программных комплексов, позволяющих разрабатывать модели объектов на основе технологи информационного моделирования. Комплексный подход к построению системы обучения позволяет эффективно решать как локальные, так и общие педагогические задачи и создает базу для формирования основных профессиональных компетенций инженера.

Ключевые слова:
начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика, графическая подготовка, компьютеризация, электронная модель, 3D-моделирование, методические разработки.
Текст

В России, как и во всем мире, повышенное внимание вызывает проблема эффективности образования как гарантии стабильного развития государства. В разработке технологий повышения качества обучения особо остро нуждается система высшего профессионального образования [3; 4; 11; 12; 16]. В нынешних социально-экономических условиях вооружение выпускников технических вузов современными знаниями является одной из важнейших педагогических задач. [13].

Однако, согласно исследованиям И.Д. Столбовой, значимость этой задачи педагогическим сообществом осознается пока еще недостаточно. Согласно ее исследованиям, обсуждаемость темы современности знаний занимает лишь 7-е место в аналитическом перечне вопросов, поднимаемых на конференциях различного уровня [15; 9].

Сверхбыстрые темпы информатизации строительной и машиностроительной отраслей, уплотнение информационного пространства, слияние мирового технологического пространства, интеграция профессиональных областей, тенденции объединения мировых рынков труда требуют подготовки специалистов, не только вооруженных знанием современного уровня, но и владеющих мировой технологической культурой, которая сегодня, помимо прочего, включает такие компоненты, как способность работать с информацией в электронных сетях, использовать ресурсы Интернет для самообразования, владение множеством программных средств инженерного проектирования, понимание современных технологических подходов.

Список литературы

1. Асекритова С.В. Специфика разработки конструкторской документации в условиях автоматизации производства // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 36-39. DOI:https://doi.org/10.12737/2131.

2. Астахова Т.А. Использование информационных технологий в изучении дисциплин графического цикла // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации» (27-28 ноября 2014 г.) / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET, 2014. С. 317-319.

3. Волкова М.Ю., Егорычева Е.В. Графическая грамотность инженера как способ получения фундаментальных профессиональных знаний // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 53-57. DOI:https://doi.org/10.12737/3849.

4. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 15-21. DOI:https://doi.org/10.12737/3844.

5. Вольхин К.А., Астахова Т.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. С. 24-28. DOI:https://doi.org/10.12737/6522.

6. Новожилова С.А., Егорычева Е.В. Информационное обеспечение в современных технологиях обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2014. Т. 1. № 3-4. С. 33-35. DOI:https://doi.org/10.12737/2130.

7. Парвулюсов Ю.Б. Применение компьютерной графики при курсовом проектировании оптических приборов // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 42-45. DOI:https://doi.org/10.12737/3847.

8. Петухова А.В., Болбат О.Б. Компьютерное проектирование: опыт организации непрерывной системы обучения графическим дисциплинам // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации» (27-28 ноября 2014 г.) / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET, 2014. С. 440-446.

9. Свичкарева Г.Н., Андрюшина Т.В., Ковалев В.А. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 77-79.https://doi.org/10.12737/484.

10. Сергеева И.А. Опыт создания и внедрение учебно-методического депозитария по начертательной геометрии и инженерной графике // Вестник НГПУ Новосибирск. 2013. № 2. С. 93-102. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/732

11. Столбова И.Д. Актуальные проблемы подготовки студентов технических вузов // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 30-41. DOI:https://doi.org/10.12737/3846.

12. Столбова И.Д., Столбов О.В., Шахова А.Б. Опыт проведения интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки как пример межвузовской кооперации // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. С. 17-23. DOI:https://doi.org/10.12737/6521.

13. Талапов В.В. Основы BIM: введение в информационное моделирование зданий. М.: ДМК Пресс, 2011.

14. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 46-52. DOI:https://doi.org/10.12737/3848.

15. Токарев В.А. Эффективность комплексного применения в профессиональной подготовке специалистов различных типов графических программ при разработке геометрических моделей // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 40-43. DOI:https://doi.org/10.12737/2132.

16. Ярошевич О.В., Зеленовская Н.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 37-42. DOI:https://doi.org/10.12737/5590.

Войти или Создать
* Забыли пароль?