Санкт-Петербург, Россия
Проанализированы работы, посвященные социально-психологическим особенностям личности с инвалидностью, проведена их классификация: 1) изучение условий формирования социально-психологических особенностей личности, имеющей инвалидность; 2) раскрытие содержания социально-психологических особенностей личности, имеющей инвалидность, с учетом специфики различных заболеваний (ДЦП, нарушение зрения, нарушение слуха и т. п.) и социальных статусов (дети-инвалиды, инвалиды вследствие боевой травмы и т. д.). Новизна работы: тема, интегрирующая обозначенные исследовательские категории, – социально-психологические особенности личности с ограниченными возможностями здоровья в контексте времени наступления инвалидности. Гипотеза исследования: социально-психологические особенности совершеннолетних инвалидов с детства и лиц, ставших инвалидами в совершеннолетнем возрасте, различны, так же как различны проблемы социализации обозначенных групп. Выявлено, что в основе социально-психологических особенностей совершеннолетних инвалидов с детства находится отношение к болезни, формирующееся в семье и являющееся следствием родительских установок. Социально-психологические особенности лиц, ставших инвалидами в совершеннолетнем возрасте, не базируются на типе отношения к болезни: коммуникабельность, стиль поведения в группе и другие особенности, развитые до наступления инвалидности, формируют тип отношения к болезни. В большинстве случаев в группе получивших инвалидность в совершеннолетнем возрасте распространены типы отношения к болезни, характеризующиеся отсутствием нарушений в социальной адаптивности, однако данной категории лиц также свойственны проблемы в ходе социализации, приходящиеся на другой ее этап и имеющие иные основания, чем у совершеннолетних инвалидов с детства.
социально-психологические особенности личности, социально-психологическая адаптивность, нарушение социальной адаптации, инвалидность, тип отношения к болезни, реабилитация, социализация, трудовой этап социализации, детско-родительские отношения
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
2. Сенина А. В. Социализация инвалидов трудоспособного возраста в условиях ЦСРИДИ. Социальное обслуживание семей и детей, под ред. В. А. Барабохиной, Т. В. Бондаренко, М. М. Бубновой, Р. Г. Казаковой, М. Л. Приваловой, Н. И. Сергеевой. СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр "Семья"», 2019. Вып. 17: Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. С. 120-133.
3. Деточенко Л. С. Проблемные аспекты социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022. № 4. С. 68-72.
4. Дарган А. А. Социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью. Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 84-96. http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.7
5. Красуцкая О. В. Социальная реабилитация в контексте жизненных траекторий инвалидов. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. № 3. С. 300-305. http://dx.doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-3-300-305
6. Носенко-Штейн Е. Э. Опыт другой жизни: саморепрезентация людей с ограниченными возможностями здоровья в автобиографиях. Обратная сторона Луны, или что мы не знаем об инвалидности: теория, репрезентации, практики, отв. ред. А. С. Курленкова, Е. Э. Носенко-Штейн. М.: МБА, 2018. С. 95-126.
7. Адеева Т. Н. Специфика переживания ситуации инвалидности как приемлемого личностью и кризисного состояния. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 6. С. 202-208.
8. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. 272 с.
9. Черничкина В. А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 27 с.
10. Кандаурова Т. И. Социальное положение и адаптация личности с ограниченными возможностями: гендерный аспект: дис. … канд. социол. наук. М., 2004. 240 с.
11. Реут М. Н. Особенности социализации неслышащей молодежи: дис. … канд. социол. наук. М., 2000. 154 с.
12. Караяни Ю. М. Социально-психологическая модель реабилитации инвалидов боевых действий. М.: Военный университет, 2015. 132 с.
13. Рытов А. Г. Стратегии социальной адаптации к инвалидности в трудоспособном возрасте: автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2009. 22 с.
14. Тельминова К. В. Различие социализации взрослых в условиях врожденной и приобретенной инвалидности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 174-189. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-174-189
15. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 71-80. https://doi.org/10.17759/pse.2017220109
16. Белоногова Е. В. Родительские экспектации в отношении подростков с ДЦП. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 20-22 июня 2011 г.) М.: МГППУ, 2011. С. 95-97.
17. Воронков К. И. Ресоциализация граждан в контексте социальной политики современной Франции и Германии. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 5. С. 101-105.
18. Кислица Г. К. Особенности психологического пространства у людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Т. 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57398.shtml (дата обращение 03.04.2022).