СОЦИАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО И СТРУКТУРА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ НА АЛТАЕ (ОПЫТ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОГО ПРОЕКТА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты первого этапа российско-монгольского проекта РГНФ и МинОКН Монголии № 13-23-03003 «Динамика эволюционных процессов в области культуры, языка и физиологии монгольского и русского этносов на микропопуляционном уровне» 2013 г., которые позволяют обосновать специфику терминальных и инструментальных ценностей, смысложизненных ориентаций подростков приграничных территорий Республики Алтай. Среди значимых ценностей были определены ценности индивидуально-личностного развития, самореализации человека, ценности семьи, природно-экологической безопасности и другие.

Ключевые слова:
социализация молодёжи, жизненные планы молодёжи, смысложизненные ориентации молодёжи, жизненные ценности молодёжи, жизненное пространство молодёжи
Текст

Актуальность и особая значимость рассматриваемой здесь проблематики в главном сегодня определяется тем, что глоболокальная информатизация, формирование нового образовательного информационно-коммуникационного общества, а также экспансия мирового правительства стран «золотого миллиарда», стремящихся подчинить интересам капитала международных корпораций все национальные государства, регионы мира, масштабно обострили, повысили значимость современной социализации, социального воспитания молодёжи, оптимального сочетания глобального, национального и регионального в жизни каждого человека, государства и общества.

Известно, что в условиях глобализации можно выделить две тенденции в развитии социокультурных явлений: с одной стороны, интеграцию различных культур и социальных условий жизнедеятельности, с другой, - стремление этих культур к самоутверждению и сохранению своей самобытности в новых условиях. Поэтому большое значение приобретает проблема культурного взаимодействия, его последствий. В этой связи особый интерес вызывает изучение социокультурной ситуации в приграничных территориях: во-первых, здесь указанные тенденции имеют наглядный характер. Во-вторых, приграничье - это социокультурная периферия со всеми вытекающими отсюда последствиями: более консервативным отношением населения к традиционному укладу жизни, сохранению традиционных ценностей. В-третьих, близость иного социокультурного мира, иных жизненных ценностей и традиций, что востребует более толерантное отношение к «инаковости». Все эти особенности должны как-то сказаться на тех изменениях, которые происходят в смысложизнен-ных ценностях населения приграничья, в данном случае - российско-монгольского.

 

Именно этими соображениями было вызвано проведение в 2013 г. пилотажного исследования жизненных ориентации подростков, проживающих в современных условиях российско-монгольского приграничья. Поскольку наиболее интенсивные изменения, на наш взгляд, в силу возрастных особенностей происходят в подростковой среде (12-14 лет), постольку мы в качестве объекта своего исследования выделили школьников именно этого возраста. На данном этапе нами были опрошены 250 школьников двух приграничных сельских районов Республики Алтай (Уланганского и Кош-Агачского), а также школьники города Горно-Алтайска. Экспертную оценку изменений в смысложизненных ценностях современных подростков мы попросили сделать преподавателей и студентов ГАГУ, а также родителей самих школьников. Предметом исследования явились смысложизненные ценности и ориентиры современных подростков 12-14 лет. В качестве инструментария мы использовали тест ценностных ориентации (терминальных и инструментальных ценностей) М. Рокича и разработанный нами опросник, что было осуществлено на основе методологии и методического потенциала культур-витализма, социологии жизненных сил человека и общества, современных концепций уровня и ка-

Список литературы

1. Азгальдов Г.Г., Бобков В.Н., Эльмеев В.Я. и др. Квалиметрия жизни. - М.: ВЦУЖ; Ижевск.: Изд. ИЭиУ УдГУ, 2006. - 820 с.

2. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.) / ред. В.Н. Попков.- М.: Изд. ВЦУЖ, 2007. -719с.

3. Уровень жизни населения Российской Федерации. Правовая основа преодоления бедности / ред. А.П. Поченок, В.А. Январев, В.Г. Зинин, В.Н. Бобков. - М.: Изд. ВЦУЖ, 2004. - 400 с.

4. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Чесалкина Е.Ю. Ежегодный мониторинг неравенства качества и уровня жизни населения России за 2010 год//Уровень жизни населения регионов России, 2011, № 10 (164).-С.3-39.

5. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Чесалкина Е.Ю. Основные показатели доходов и уровня жизни населения по субъектам РФ//Уровень жизни населения регионов России, 2011, № 10 (164).-С. 70-83.

6. Маликов Н.С. Развитие человеческого потенциала в регионах России и политическая ориентация избирателей // Уровень жизни населения регионов России, 1999, № 9 (91). - С. 34-41.

7. Мониторинг доходов и уровня жизни населения. Ежеквартальное издание. Материалы 1993-2004 гг. - М.: ВЦУЖ, 2005.-391 с.

8. Лисовский В.Т. Советское государство: социологические очерки.- М.,1990.-211 с.

9. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. - С-Петербург: Изд. «Бельведер», 2000.

10. Социология молодёжи : учебник / ред. В.Г. Лисовский. - С-Петербург: Изд. С-Петербургского госуниверситета, 1996. - 457 с.

11. Молодёжь: ориентиры и жизненные пути / ред. М. Титма.- Рига: Знание, 1988. - 207 с.

12. Социология молодёжи : учебник / ред. В.Н.Кузнецов. - М.: Гардарики, 2007.

13. Жизненные силы русской культуры: Пути возрождения в России начала XXI века : монография / под ред. С.И. Григорьева.- М.: Изд. дом «Магистр Пресс», 2003. - 379 с.

14. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века.- М.: Гардарики, 2007.-215 с.

15. Словарь виталистской социологии / ред.-сост. Григорьев С.И. - М.: Изд. «Гардарики», 2006. - 237 с.

16. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Павлов С.Н. Социальная работа с молодёжью:основные направления и современные формы. - М.: Изд. «Кнорус», 2011. - 213 с.

17. Григорьев С.И., Немировский В.Г. Представления российского студенчества о смысле жизни и справедливости. -Барнаул: Изд. РНЦ, 1998.-157 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?