сотрудник
Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена организационно-педагогическим проблемам управления процессами подготовки сотрудников органов внутренних дел в условиях вызовов российскому государству и обществу. Рассматриваемая проблематика касается внешних и внутренних условий осуществления правоохранительной деятельности в нашей стране. затрагиваются актуальные проблемы подготовки кадров для органов внутренних дел в условиях современных социально-экономических и социально-психологических трансформаций, характерных для начала нового тысячелетия. Уделено внимание рассмотрению некоторых особенностей социально коммуникативных процессов, социализации и социальной адаптации различных общественных групп, влияние этих особенностей на совершенствование системы подготовки кадров правоохранительных органов. Подчеркивается, что на протяжении следующих десятилетий выполнение задач обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации предстоит выполнять органам внутренних дел, обладающим новым кадровым ресурсом, новыми компетенциями. Качество этого ресурса обуславливается во многом системой управления организационно-педагогической системы подготовки кадров в образовательных учреждениях. Постановка проблемы: основной проблемой, рассматриваемой в работе, является соответствие системы управления подготовкой кадрового потенциала правоохранительных органов Российской Федерации в стремительно меняющейся социальной обстановке, вследствие отражения обществом климато-экологических, эпидемиологических, техногенных и, в конечном счете, социальных угроз в XXI веке. Цель: на основе анализа современной ситуации, в которой происходит реализация системы подготовки кадров, замещающих должности в государственных органах, занимающихся правоохранительной деятельностью, предложить к рассмотрению некоторые рекомендации по совершенствованию управления организации профильной подготовки кадров. Методы исследования: историко-генетический, сравнительный, системный, общелогические методы. Выводы: модернизация системы управления подготовкой сотрудников правоохранительных органов является составляющей частью ответа современного российского общества на вызовы нового тысячелетия. Положительные примеры в этой сфере содержаться в практике деятельности Академии управления МВД России, в частности - академической кафедры «Психологии, педагогики и организации работы с кадрами». Рекомендуется транслирование опыта накопленного в Академии управления МВД России в организацию деятельности образовательных организации, находящихся в системе не только МВД России, но и иных органов исполнительной власти, которые также занимаются подготовкой кадров, для правоохранительной отрасли.
правоохранительные органы, органы внутренних дел, организационно-педагогическая система, человеческий капитал, социально-психологические трансформации, социализация, гиперкиберсоциализация, вызовы, образование
Процессы в современном обществе, связанные с подготовкой кадров всегда в социальной истории всегда коррелировались с развитием самого общества, с происходящими в нем взаимовлияющими социально-экономическими и технологическими изменениями. Проблемы подготовки квалифицированных кадров возникают и разрешаются как ответ на те вызовы, которые появляются в конкретно исторических условиях. XXI век, в который мы вступили два десятилетия назад – это время, которое ознаменовалось возникновением принципиально нового этапа в современном развитии человечества. Это этап, связанный с возникновением новых глобальных вызовов (технологических, климатоэкологических, эпидемиологических, при том, что следствием каждого из них могут быть возникновение угроз социально – экономического и политического характера). Вместе с тем, это – этап новых технологических возможностей, меняющих, различные стороны всей жизни общества, самих членов общества, общественное сознание, поведенческую культуру, которая, безусловно, влияет и на формирование правого поведения, правовых реалий, в которых происходит существование социума. В этом основная специфика переживаемого в XXI веке нового витка развития современной цивилизации. Для того чтобы в России сложились бы условия, позволяющие адекватно реагировать на любые вызовы, в том числе, глобального характера, необходимо учитывать национальные интересы государства, как это предусмотрено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в июле 2021 года. Особенная актуальность этой проблемы возникла в феврале 2022 года после начала специальной военной операции РФ по демилитаризации и денацификации Украины. Последовавшая за этим русофобская компания, инспирированная США и их союзниками по НАТО, по дискредитации Российского государства, совершению действий, сравнимых с экономической блокадой, нападения на российских граждан и учреждения за рубежом - проявления тех вызовов, с которыми мы столкнулись в 2022 году. Они требуют адекватного реагирования не только во внешнеполитической деятельности, но также и во внутренней политике, в том числе – образовательной. Решение этих задач требует от нас сегодня совершенствовать подготовку кадров во всех областях знаний, в первую очередь – гуманитарного знания, создающего основу социально ориентированного мышления и поведения. Именно новый тип мышления лежит в основе социальной адаптации людей (особенно – молодых) к окружающему миру, от него зависят и новые открытия во всех сферах науки, и социальная стабильность в стране. Как отметил Глава Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрин на встрече со студентами в Санкт-Петербурге 1 марта 2021 года: «Меняются стандарты поведения, привычки, экономические модели. Это требует внедрения еще большего числа инноваций, а инновации создаются людьми» [10]. Это, в свою очередь, требует внедрение инноваций в педагогическую систему, в образование. Человечество сталкивается постоянно с разнообразными угрозами и вызовами, которые складываются, в конечном счете, в проблемы планетарного характера. Вызовы эти, как нам видится, в первую очередь – климатоэкологического, техногенного, эпидемиологического типов. Например – эпидемия нового вируса Covid-19, распространившаяся по всему миру, продолжает уносить все больше и больше жизней среди заболевших, которых на планете уже, более 450 миллионов человек. Для того чтобы с ними справляться необходимо непрерывное наращивание инноваций, без чего преодоление эпидемий невозможно. Инноваций – не только в медицине и фармакологии, но и в образовании. Одновременно, необходимы, инновации в сфере регулирования общественных отношений. Очевидна необходимость повышения качества человеческих ресурсов, совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров во всех сферах общественного бытия. В полной мере это относится к области реализации общественных правоотношений, как основы социального взаимодействия, его организации, регламентации и контроля. Именно регулирование общественных отношений на основе четких правовых норм создает устойчивость в социуме, ощущение стабильности, уверенности в «завтрашнем дне» для подавляющего большинства населения страны. В повседневной действительности граждане непрерывно сталкиваются с явлениями, связанными с правоприменительной практикой, с противодействием противоправному поведению. Поэтому в условиях глобальной социальной турбулентности особенное значение приобретает все, что связано с реализацией правовых норм, сложившихся к данному периоду социального развития. Не касаясь в данной статье проблем совершенствования правовой базы и применения норм права, соответствующих вызовам двадцать первого века, хочется обратить внимание на нарастающие новые формы социальных коммуникаций, во многом изменившие уже социальную действительность. Можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе они активнее продолжат менять саму социальную среду, в которой осуществляются правоотношения (в том числе – отношения, затрагивающие сферу охраны общественного порядка – общественной безопасности). В этом смысле подразумевается вхождение в повседневность многих миллионов граждан нашей страны цифровых технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека, в большинстве сфер нашей жизни. Они все более проникают во все стороны бытия, безусловно регулируемые различными отраслями права (административного, уголовного, процессуального), выработанными, в основном, еще в предцифровую эпоху. Вместе с тем, разработка цифровых технологий в конце ХХ века, для социальных реалий, сравнимая по своим последствиям с открытием возможностей использования атомной энергии даже, возможно, превышает этот эффект.
Стремительными темпами происходит не только интернетизация всех сфер общественного производства и социальной жизни. Глобальные изменения наблюдаются и в области общественного сознания, психологии (социальной, педагогической). Социализация личности, происходившая на протяжении предшествовавших веков довольно устоявшимися путями при помощи, в основном константных механизмов, стала резко меняться во второй половине прошлого века в результате развития цифровых средств коммуникаций и возрастания силы их воздействия на повседневный быт людей. Бурные темпы изменившего мир победного шествия виртуальных коммуникативных технологий создает принципиально новую ситуацию в образе человеческой жизни. Социализация личности на глазах ныне действующего поколения людей стала принимать форму киберсоциализации. Явления и последствия киберсоциализации, составляют еще предмет научного осмысления для ученых-обществоведов. Проблемы социализации с помощью цифрового пространства стали резко гипертрофироваться в течение последнего десятилетия, становясь, все более, беспокоящими юристов, педагогов, психологов. В 2018 году в ходе научно-практического семинара в ИП РАН нами было введено в научный оборот понятие «гиперкиберсоциализация», как один из серьезных грядущих вызовов социуму в новом тысячелетии [3]. Сейчас в 2022 году на фоне последствий пандемии коронавируса можно утверждать, что эта тенденция получила четко выраженное развитие. Все больше и больше операционных социальных действий переходят в киберпространство и закрепляются там. В виртуальную сферу уходит большая часть человеческого общения (профессионального, бытового, родственного и т.п.), что очень важно, работа с передачей и получением разнообразной информации – рабочей, служебной, учебной. Это в значительной степени касается и профессионального образования. Специалисты в основном с профессиональным юридическим образованием составляют сегодня в большинстве своем кадровое наполнение правоохранительных органов, органов системы Министерства внутренних дел России. Само по себе это положение составляет определенную проблему, поскольку дистанционное образование в юридической сфере не является качественным способом подготовки высококлассных специалистов. Тем не менее, с началом пандемии коронавируса в ряде стран, и в Российской Федерации, в том числе, онлайн образование вытеснило, на время карантинов все другие виды и способы осуществления образовательной деятельности. В тот момент переход на дистантные формы обучения оказался единственным возможным вариантом сохранения учебного процесса в той, или иной мере, несмотря на введения мер изоляции и самоизоляции. Понятно, что пандемия, практически заканчивается, но нет уверенности в том, что закончится и вытеснение образовательной деятельности в киберпространство. С точки зрения экономики высшего образования дистанционный способ – наименее затратный путь организации получения искомой степени бакалавра (магистра) для учебных заведений. Но если в каких-то иных областях образования это, возможно, не несет серьезных угроз качеству подготовки специалистов, то в сфере юридического, педагогического, психологического образования этого утверждать невозможно. Специалистов для правоохранительных органов можно подготовить только в условиях применения такой формы учебной деятельности, как практические занятия (как принято выражаться теперь – «офлайн»). При этом в силу сказанного выше, должны расширяться периоды ознакомительной, производственной, преддипломной практик в сфере применения получаемых знаний. Непосредственное участие в практических мероприятиях необходимо обучающимся, поскольку в ходе них будущий сотрудник правоохранительного органа должен овладеть навыками реальной работы (в том числе с использованием компьютерных технологий) под руководством имеющихся в системе МВД России высококлассных специалистов. При этом, возможности цифровых технологий необходимо продолжать использовать в организации образовательного процесса везде, где это возможно, не нанося ущерба качеству обучения (например – при проведении поточных занятий лекционного типа).
Нами был рассмотрен (выборочно) ряд учебно-методических материалов образовательных организаций, занимающихся подготовкой юристов, относящихся, в значительной степени к системе Миннауки РФ. Результаты в свете тех вызовов современному обществу, о которых говорилось выше, вызвали множество вопросов. Большинство проанализированных нами учебных планов московских ВУЗов по подготовке юристов содержат всего около 100 учебных часов на весь период высшего образования по разделу «Информатика общая и правовая». Этого в условиях, как было сказано, всеобщей цифровизации, безусловно, недостаточно. Но гораздо более тревожным представляется в проанализированных нами учебных планах ряда высших учебных заведений, направления подготовки «Юриспруденция» отсутствие учебных предметов: «Общая психология», «Социальная психология», «Социология». Изучение дисциплины «Экономика» в эпоху построения общества рыночных отношений – предусмотрено (хотя, опять же, в небольшом объеме). А изучение наук, раскрывающих основы поведения личности, в условиях динамично меняющегося мира, малых групп, социальных общностей – вообще нет. Дисциплина «Этика», «Профессиональная этика» - по логике вещей, обязательные элементы, призванные составить профиль практикующего юриста в XXI веке вообще (сотрудника органов обеспечения социальной безопасности – в особенности). Но их изучение там не предусмотрено. Владение знаниями в компьютерной области крайне необходимы, сегодня, и еще более будут необходимы завтра, и они должны непременно сочетаться с четко сформированными этическими позициями личности работника с высшим профессиональным образованием в любой отрасли. Для будущего сотрудника правоохранительной системы это актуально, по нашему мнению, более чем во многих других сферах человеческой деятельности. Это вопрос не только качества образования в стране. В данном случае, учитывая область применения профессиональных знаний, это вопрос обеспечения общественной безопасности в государстве. Для обеспечения максимальной результативности этой важнейшей для общества государственной функции необходимо на этапе высшего профессионального образования в ВУЗах пересмотреть некоторые аспекты организации учебного процесса. Для необходимых организационных решений это, возможно, потребует отказа от формата бакалаврской подготовки и перехода на формат «специалиста» правоохранительной деятельности (по аналогии, например «специалиста таможенного дела»). Необходимо отметить, что в Академии управления МВД России на программах магистратуры многое делается в направлении совершенствования подготовки сотрудников органов внутренних дел. Эта работа ведется на протяжении последних нескольких лет, что может служить положительным примером для ряда других образовательных организаций. Изучаются нормативно-правовые документы, составляющие основу регламентации профессиональной деятельности сотрудников. В первую очередь это, наряду с Конституцией РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказ МВД России от 26.06.2020 № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Учебные программы на основе учебных планов претерпевают, при этом, ежегодные изменения, сопровождающиеся увеличением объема учебных единиц гуманитарного цикла. Активную позицию в этом процессе занимают кафедры Академии, в особенности – «Психологии, педагогики и организации работы с кадрами». Подобное положение должно стать нормой для всех образовательных организаций, выпускники которых получают высшее образование. В противном случае можно получить «на выходе» из учебного заведения высшего образования вместо современного высококлассного специалиста – деформированную личность, обладающую определенным набором специальных знаний, но не имеющую четко выраженной гражданской позиции, профессиональной культуры, ее морально-этической составляющей. Помимо этого, необходимо учитывать при организации образовательной деятельности и те миграционные процессы, которые активизируются в современном обществе. Актуальнее всего эта тема звучит в деле подготовки сотрудников для работы с гражданами, разных национальностей, лицам, относящихся к различным вероисповеданиям, кто занят в сфере деятельности органов миграционной службы ГУМ МВД России. Этим сотрудникам необходимы расширенные знания в области и социальной психологии, и этнопсихологии, этнографии и истории культуры. Количество мигрантов, нуждающихся в помощи при прохождении социальной адаптации, растет и будет увеличиваться. Данные миграционных служб Организации Объединенных Наций говорят о том, что каждый седьмой житель Земли уже сегодня является мигрантом [2]. К примеру: только студентов – мигрантов в мире насчитывается сегодня около пяти с половиной миллионов человек. Образование в условиях современной системы организации мировой социально-экономической жизни становится самостоятельным фактором развития человеческого общества, поскольку его роль стала превышать значимость средств производства и природных ресурсов, поскольку основным капиталом, доминирующим в современном мире, становится человеческий капитал. Растет влияние человеческого капитала на хозяйственно-экономический потенциал государства на национальном уровне и в мировом масштабах. В этих условиях образование применительно к подготовке сотрудников правоохранительных органов добавляет целый ряд аспектов, связанных с необходимостью повышения общеобразовательного уровня выпускников, получающих высшее гуманитарное образование. Не случайно образование стало одним из национальных проектов в Российской Федерации в соответствии, с которым государственным бюджетом выделен объем финансирования более 784 миллиардов рублей до 2024 года [6].
Образование сегодня – это комплекс вопросов, влияющий на обеспечение национальной безопасности России, повышение конкурентоспособности ее экономики в современном мире, устойчивость развития страны. Результатом проекта «Образование» должно стать появление такой образовательной системы, которая отвечала бы нуждам современного общества и национальным интересам народов нашего государства. Психолого-педагогическая составляющая в этих запросах общества, на данном этапе его развития, играет одну из важнейших, ключевых ролей. Это необходимо учитывать, по нашему мнению, при планировании учебно-организационной работы на ближайшие годы и в деле профессиональной подготовки кадров для работы в правоохранительных органах. Необходимо отметить, что в отличие от периода 90-х годов ХХ века, в течении последние лет подготовка кадров для работы в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется комплексно и целенаправленно. Верное организационно-управленческое решение, принятое в свое время ДГСК МВД России о дифференциации профиля подготовки кадров в ведомственных учебных заведениях, ориентированных на кадровое обеспечение ОВД по всей стране, сегодня приносят свои положительные результаты. При этом Академия управления МВД России продолжает на сегодняшний день успешно нести основную нагрузку по подготовке специалистов высшей квалификации, на основе современных образовательных технологий на высоком научно-педагогическом уровне. Заслуживает внимания опыт широкого внедрения в учебный процесс компьютерного обучения, на различных платформах, при одновременном осуществлении всех контрольных учебно-организационных мероприятий только на основе компьютерной генерации персональных заданий (что имеет сопутствующим эффектом, полное исключение даже какой бы то ни было вероятности коррупционной составляющей при их проведении). Такие подходы создают условия для дальнейшей активизации повышения уровня решения проблем профильной подготовки кадров. Однако требуется так же проведение аналогичных мер и мероприятий по совершенствованию образовательного процесса и в других учебных заведениях, в том числе – системы Миннауки РФ, выпускники которых могут в дальнейшем проходить службу в правоохранительных органах Российской Федерации. Модернизация учебно-организационных систем, по нашему мнению, должна осуществляться в ближайшие годы на реалиях, изменяющихся, с учетом высказанных выше, особенностях современного социального развития с учетом меняющихся приоритетов (в эпоху всеобщей цифровизации) и сохранении, при этом, морально-этических, мировоззренческих ценностей, органически присущих российскому менталитету.
1. Андреева И.А. Реформирование как вид социальных изменений // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59).
2. Бутенко В.А. Зулейхе закрывают Green Card, или как пандемия COVID-19 повлияет на миграцию // Общество. Доверие. Риски. Материалы Ежегодного Международного форума. - 2020. С. 62-65.
3. Гарник С.В. Овчинников С.Н. Внутренние и внешние угрозы безопасности России и проблемы киберсоциализации // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3. С. 24-27.
4. Деккерт Д.В. Деонтология и этика в контексте развития профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 1 (20).
5. Кононова Д.С., Резер Т.М. Понятие и сущность процесса реформирования государственной гражданской службы Российской Федерации // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2017. Т. 1.
6. Национальный проект «Образование» // https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 28.02.2021).
7. Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1.
8. Сидоренко Э. Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2.
9. Сладкова Н.М., Ильченко О.А., Степаненко А.А., Шапошников В.А. Особенности оценки компетенций по информационной безопасности. Проблемы кадровой политики. Москва, 2021.
10. РБК // https://www.rbc.ru/society/09/03/2021/604726309a79473615c4283e (дата обращения: 15.03.2021).