Пятигорск, Россия
Данное исследование посвящено актуальным проблемам в сфере спортивной медиакоммуникации. Предметом исследования становится непосредственно образ олимпиады и его составляющие в рамках научной и практико-ориентированной медийных плоскостей коммуникации. Представлены исследовательские позиции по вопросу образа и терминологически близких ему понятий с учетом теоретического и практического подходов. Подробный анализ в научной статье получают структурно-компонентные составляющие образа олимпиады на невербальном уровне. В целом обозначается новый взгляд на феномен медийного образа олимпиады и его конституентов. Методология исследования отражает комплекс методов речевого анализа с медийных позиций, структурно-компонентного и контекстного содержательно-семантического анализа спортивной медиакоммуникации с последующей журналистской интерпретацией данных. Такое методологическое сочетание обеспечивает понимание спортивной медиакоммуникации. Результаты исследования связаны с построением медиаобраза олимпиады по формированию общественного мнения в контексте современной медийной коммуникации. Выводы исследования могут быть использованы в процессе анализа теоретических и практических вопросов медиакоммуникации с вектором спортивного функционирования.
спортивная медиакоммуникация, медийный, образ, образность, образные средства, имидж, структурно-компонентные составляющие, невербальный уровень, зрительный компонент, звуковой компонент, тактильный компонент, вкусовой компонент, средства массовой информации
1. Аристотель Избранные сочинения [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль, 2007. - 286 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 368 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Атаманская К.И. Эволюция дефиниции имиджа в научных исследованиях [Текст] / К.И. Атаманская // Приоритетная научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 3. - С. 16-19.
5. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования [Текст] / А.А. Гравер // Вестник Томского государственного университета. - Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 3 (19). - С. 29-45.
6. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия [Текст] / П.С. Гуревич. - М.: Искусство, 1991. - 221 с.
7. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера [Текст] / Е.В. Егорова-Гантман. - М.: Знание, 1994. - 265 с.
8. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи [Текст] / А.И. Ефимов. - М.: Слово, 2021. - 396 с.
9. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России [Текст] / А.Н. Жмыриков. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2016. - 190 с.
10. Каримова К.Р. Понятия «образ» и «имидж» в практике СМИ и научных исследованиях [Текст] / К.Р. Каримова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 3. - С. 138-142.
11. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Текст] / И.Т. Касавин. - М.: Российская академия наук, Институт философии РАН, 2009. - 1247 с.
12. Колодкина Е.Н. Образный компонент значения в современной российской лингвистике и психолингвистике [Текст] / Е.Н. Колодкина. - М.: Логос, 2019. - 129 с.
13. Кондакова И.А. Образные средства, содержащие топонимы, в английском языке: дис. … канд. филол. наук [Текст] / И.А. Кондакова. - Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2004. - 89 с.
14. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Е.П. Костенко. - М., 2008. - 52 с.
15. Кубрякова Е.С. К определению понятия имиджа [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2008. - №. 1. - С. 5-11.
16. Лебон Г.Т. Психология народов и масс [Текст] / Г.Т. Лебон. - М.: Академический проект, 2008. - 296 с.
17. Лукьянова Н.А. Когнитивные источники образных слов [Текст] / Н.А. Лукьянова // Сибирский филологический журнал. - 2021. - № 3-4. - С. 169-186.
18. Макиавелли Н. Избранные сочинения [Текст] / Н. Макиавелли. - М.: Мысль, 2016. - 269 с.
19. Маркина Ю.В. Медиамонополии Запада и диверсификация производства в СМИ: методологические споры [Текст] / Ю.В. Маркина // НИР. Современная коммуникативистика. - 2020. - №5 (48). - С. 74-82.
20. «Матч ТВ» занял первое место в рейтинге самых цитируемых российских СМИ во время Олимпиады [Электронный ресурс]. URL: https://news.sportbox.ru/olympics/spbnews_NI1541441_Match_TV_zanal_pervoje_mesto_v_rejtinge_samyh_citirujemyh_rossijskih_SMI_vo_vrema_Olimpiady (дата обращения: 19.06.2022).
21. Мкртчян Т.Ю. Речевое поведение журналистов в политическом теле- и радиоинтервью: дис. … канд. филол. наук [Текст] / Т.Ю. Мкртчян. - Ростов н/Д, 2004. - 178 с.
22. Морозова А.П. Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества [Текст] / А.П. Морозова // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 386-391.
23. Моторин А.В. Имидж и образ [Текст] / А.В. Моторин. - Великий Новгород, 1978. - 286 с.
24. Никитина К.В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале газет США): дис. ... канд. филол. наук [Текст] / К.В. Никитина. - Уфа, 2006. - 191 с.
25. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России [Текст] / О.Н. Паршина. - Астрахань, 2004. - 196 с.
26. Петрова Е.А. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации [Текст] / Е.А. Петрова // Корпоративная имиджелогия. - 2017. - № 1. - С. 12-18.
27. Пономарева О.А. Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / О.А. Пономарева. -Волгоград, 2008. - 215 с.
28. Потебня А.А. Эстетика и поэтика (История эстетики в памятниках и документах) [Текст] / А.А. Потебня. - М.: Флинта, 2019. - 416 с.
29. Почепцов Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-Бук, 2001. - 704 с.
30. Тулина Т.А. Образ и образность [Текст] / Т.А. Тулина. - М.: Слово, 2021. - 296 с.
31. Устюгова Е.В. Формирование имиджа политического лидера с использованием Интернета [Текст] / Е.В. Устюгова // Сибирский международный университет. - 2014. - № 16. - С. 225-228.
32. Феофанов О.А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде [Текст] / О.А. Феофанов // Вопросы философии. - 1979. - № 6. - С. 89-100.
33. Фролова Е.В. Коммуникативные стратегии формирования имиджа регионального лидера в электронных СМИ: дис. … канд. филол. наук [Текст] / Е.В. Фролова. - Омск, 2007. - 207 с.
34. Фурс Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации [Текст] / Р.Ф. Фурс. - М.: Эксмо-Пресс, 1996. - 129 с.
35. Цуладзе А.К. Формирование имиджа политика в России [Текст] / А.К. Цуладзе. - М.: Университет, 1999. - 143 с.
36. Чижик-Полейко А.И. Стилистика русского языка [Текст] / А.И. Чижик-Полейко. - М.: Флинта, 2021. - 228 с.
37. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет [Текст] / Д.В. Чижов // Мониторинг общественного мнения. - 2016. - № 1. - С. 313-338.
38. Шапошников В.Н. Системное употребление и структурно-семантические изменения языковых единиц в современных коммуникативных практиках [Текст] / В.Н. Шапошников // НИР. Современная коммуникативистика. - 2020. - №5 (48). - С. 17-23.
39. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В.М. Шепель. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. - 480 с.
40. Шипилова Д.С. Лингвистические средства реализации коммуникативных стратегий в формировании виртуального имиджа американского политика (на материале предвыборного дискурса в социальной сети «Твиттер»): автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Д.С. Шипилова. - Ростов н/Д, 2018. - 24 с.
41. Эбру А.К. Языковые средства создания образа политического деятеля в американских и британских СМИ: дис. … канд. филол. наук [Текст] / А.К. Эбру. - М., 2017. - 232 с.
42. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Знание, 2009. -128 с.
43. Юрина Е.А. Образность как категория лексикологии: дис. …канд. филол. наук [Текст] / Е.А. Юрина. - Томск: Томский гос. ун-т, 1994. - 245 с.
44. Яковлева Е.Л. Имидж и социальные роли [Текст] / Е.Л. Яковлева // Политический маркетинг. - 2004. - № 7. - С. 9-14.
45. Boorstin D.K. The image or what happened to the American dream / D.K. Boorstin. - N.Y.: Hachette, 1961. - 298 p.
46. Boulding K.E. The image / K.E. Boulding. - N.Y.: Appleton, 1956. - 296 p.
47. Freud S.S. The ego and the Id / S.S. Freud. - N.Y.: Penguin Random House, 2008. - 128 p.
48. Goffman E.K. The presentation of self in everyday life / E.K. Goffman. - N.Y.: Garden City, 1959. - 259 p.
49. Russell R.K. The political campaign of Dwight Eisenhower / R.K. Russell. - New Jersey: Prentice Hall, 2008. - 216 p.
50. Ullmann S.T. Semantics: an introduction to the science of meaning / S.T. Ullmann. - Oxford: Basil Blackwell, 2018. - 278 p.