САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО Я ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЛИЧНЫЕ ФОТОГРАФИИ В КАЧЕСТВЕ АВАТАРА ПРОФИЛЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Описаны результаты исследования самооценки физического Я подростков, использующих разные типы аватаров в социальных сетях. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью опросных методов: модифицированной шкалы Дембо-Рубинштейн, методики исследования самоотношения к образу физического Я А. Г. Черкашиной и анкетирования, благодаря которому изучался опыт использования социальных сетей. В исследовании приняли участие 78 подростков 15–18 лет, в т. ч. 35 девушек и 43 юноши. Полученные данные подверглись статистическому анализу с помощью критерия Манна-Уитни и многофакторного дисперсионного анализа MANOVA. Результаты указывают на различия самооценок физического Я у подростков с разными типами изображений на аватарах. Подростки, использующие свое личное фото на аватаре в социальных сетях, оценивают свои внешние характеристики более высоко, для них более значима внешняя привлекательность. Обнаружены особенности самооценок физического Я у юношей и девушек, использующих аватары разных типов. У девушек, использующих свое фото на аватаре, меньшее расхождение между актуальной самооценкой внешней привлекательности и представлениями об их идеальном образе. Девушки, использующие в качестве изображения на аватаре рисунки, не являющиеся фотографиями человека, имеют значимые расхождения между Я-реальным и Я-идеальным. Среди юношей значимость анатомических характеристик ниже в группе использующих рисунок, не являющийся фотографией человека, при этом расхождение между Я-реальным и Я-идеальным не настолько явно, чем у девушек в аналогичной группе, и имеет тенденцию к уменьшению. Результаты исследования свидетельствуют о диагностических возможностях анализа аватаров подростков в социальных сетях в отношении их самооценки физического Я.

Ключевые слова:
самооценка физического Я, социальные сети, аватар, Я-концепция, подростки, юноши, девушки
Список литературы

1. Арендачук И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4. С. 356-360.

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. М.: Терра, 2017. 168 с.

3. Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30.

4. Войскунский А. Е. Социальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 2. С. 90-104.

5. Ершов В. Е. История появления социальных сетей. Логистика в портфеле ресурсов импортозамещающей индустриализации: антикризисные стратегии роста и развития в условиях санкционных ограничений: мат-лы междунар. науч.-практ. XI Южно-Российского логистического форума, Ростов н/Д, 23-24 октября 2015 г. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2015. С. 284-288.

6. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

7. Припорова Е. А., Агадуллина Е. Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 96-111.

8. Солдатова Е. Л., Погорелов Д. Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы. Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 105-124.

9. Черкашина А. Г., Черкашин В. И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет. Психология телесности: теоретические и практические исследования: мат-лы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Пенза, 25 марта 2008 г.) Пенза: ПГПУ, 2008. С. 127-134.

10. Lup K., Trub L., Rosenthal L. Instagram #Instasad?: Exploring Associations Among Instagram Use, Depressive Symptoms, Negative Social Comparison, and Strangers Followed. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2015, 18(5): 247-252. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0560

11. Pedalino F., Camerini A. Instagram Use and Body Dissatisfaction: The Mediating Role of Upward Social Comparison with Peers and Influencers among Young Females. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, 19(3). https://doi.org/10.3390/ijerph19031543


Войти или Создать
* Забыли пароль?